Работа методического объединения
методическая разработка

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Баянгольская СОШ»

ПЛАН РАБОТЫ

методического объединения

учителей гуманитарного цикла

на 2018-2019 учебный год

Руководитель: Гасаранова С.С.

Баянгол
2018 г- 2019

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Анализ работы МО за прошедший год.

2. Цели и задачи деятельности МО на новый учебный год.

3. Методическая тема МО. 

4. Банк данных членов МО. 

5.  План-график работы МО на 2018-2019 учебный год.

6. Работа методического объединения по подготовке  к ОГЭ и ЕГЭ.

7.   Методические темы учителей гуманитарного цикла

Выступления членов МО гуманитарного цикла по распространению передового опыта. План работы над методической темой.

8. График проведения предметных недель

9.Открытые уроки учителей гуманитарного цикла

10.Внекласные мероприятия

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МО НА 2018-2019УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель работы МО: совершенствовать межпредметные связи в преподавании предметов гуманитарного цикла 

Задачи МО:

Концентрирование основных сил МО в направлении повышения качества обучения, воспитания и развития школьников.

Повысить мотивацию учителей на овладение приемами анализа собственных результатов образовательного процесса, участие в освоении передового опыта, изучение и применение новых образовательных технологий в профессиональной деятельности членов МО гуманитарного цикла.

Распространение методических разработок учебных предметов гуманитарного цикла.

Изучение нормативных  документов и методических новинок.

Осуществлять обмен опытом по интересующим вопросам.

Цель гуманитарного образования: формирование гуманитарного знания, формирование умений.

 Задачи гуманитарного образования:

1.Формирование основ гуманитарного мышления:

а) развитие интеллектуально-эвристических способностей,

б) развитие мыслительных и поведенческих стратегий и компетенций,

в) обучение ремеслу историка, литератора, ритора, лингвиста и т.д.

2.Развитие школьника, как субъекта коммуникации:

а) создание условий коммуникативного события в процессе обучения.

 З. Предоставление школьнику реальной возможности самовоспитания

а) за счет направленной систематизации знаний через систему заключительных уроков по каждой дисциплине,

б) внедрение в практику работы МО индивидуально-дифференцированного подхода обучения и воспитания,

в) внедрение личностно-ориентированных технологий обучения (инновационных технологий исторического, литературного образования, технологии развития критического мышления, метода проектной деятельности.

        Образовательная деятельность МО гуманитарного цикла не противоречит принципам гуманитарного образования:

1) принцип экологического подхода к образованию (целостное видение самого себя и своей человеческой функции во взаимоотношении с обществом);

2) принцип гуманизации (обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей, личностного и индивидуального подхода; формирование нравственности и духовности на основе общекультурных и национальных традиций);

З) принцип демократизации (реализация педагогики сотрудничества, самоорганизация и самоопределение в выборе альтернативных вариантов обучения);

4) принцип развивающего образования (постановка и реализация целей, восхождения к новым целям).

        Для успешной работы в реализации научно-методической темы МО гуманитарного цикла учителя используют принципы воспитания творческих способностей личности:

• единства и оптимального сочетания управления индивидуальной работы и коллективной,

• единства и оптимального сочетания управления и самоуправления,

• единства и оптимального сочетания репродукции и проблемных методов,

• единства и оптимального сочетания рационального и эмоционального,

• оптимальной трудности и проблемности, организуемой деятельности учащихся,

• новизны и разнообразия деятельности учащихся,

• единства образования, развития и воспитания,

• сотрудничества ученика и учителя, оптимизма веры в силы и способности ученика,

• поощрения успеха и доброжелательной критики недостатков.

Уже не первый год МО строит свою работу в соответствии с личностно-ориентированной направленностью развития школьников. В настоящее время коллектив вышел на новую для себя проблему: повышение качества образования на основе современных образовательных технологий, роста профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях перехода на новое содержание образования, внедрения нового механизма оценки результатов учебной деятельности учащихся в условиях информатизации системы образования.
 Цель  работы – содействие повышению качества образования в условиях информатизации системы образования. Задачи:оказание поддержки педагогам в освоении и введении в действие государственных образовательных стандартов общего образования;
оказание помощи в развитии творческого потенциала  педагогических работников; удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников; создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических  работников через курсы повышения квалификации ИКТ- компетентности (профессиональный уровень).

Методическая тема:

« Профессиональная компетентность учителей  гуманитарного цикла как основной фактор повышения качества образовательного процесса».

Цели МО:

  • Формирование прочных умений и навыков по предметам гуманитарного цикла на основе дифференцированного обучения, использования динамичной системы классной, групповой и индивидуальной работы с учащимися
  • Воспитание на уроках гуманитарного цикла гражданской идентичности
  • Повышение уровня педагогического мастерства учителей и их компетенции в области образовательных и информационно-коммуникативных технологий.
  • Повышение качества знаний учащихся по предметам гуманитарного цикла путем применения индивидуального, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов и современных педагогических технологий.
  • Использование ИКТ и мультимедийных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла.
  • Повышение мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла через вовлечение в различные виды урочной и внеурочной деятельности: проведение конкурсов, внеклассных мероприятий.

Задачи на 2018-2019 учебный год:

1. Продолжение мониторинга качества и управления профессиональной деятельностью педагогов.

2. Организация повышения квалификации учителей через постоянно действующие формы обучения (курсы повышения квалификации).

3. Изучение инновационных процессов в методике преподавания в условиях реализации ФГОС через систему самообразования.

4. Совершенствование умения применять системно - деятельностный подход при обучении гуманитарным дисциплинам.

5. Проведение нестандартных уроков с использованием современных педагогических технологий с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла.

6. Совершенствование форм и методов организации внеклассной деятельности по гуманитарным дисциплинам.

7. Интеграция основного и дополнительного образования в целях раскрытия творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.

8. Совершенствование работы по развитию интеллектуальных способностей обучающихся, выявление одарённых и склонных к изучению гуманитарных дисциплин детей.

9. Организация системной подготовки учащихся к выполнению заданий   ОГЭ по гуманитарным дисциплинам.

10. Достижение более высокого уровня качества образования по гуманитарным дисциплинам.

Ожидаемые результаты работы:

- рост качества знаний учащихся;

- повышение познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла;

- овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;

- создание условий в процессе обучения для формирования у учащихся ключевых компетентностей, УУД.

Направления методической работы:

1. Аналитическая деятельность:

- анализ методической деятельности за 2017-2018 учебный год и планирование на 2018-2019 учебный год;

- анализ посещения открытых уроков;

- изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования);

- анализ работы педагогов с целью оказания им методической помощи.

2. Информационная деятельность:

- изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности;

- продолжение знакомства с ФГОС основного общего образования.

3. Организация методической деятельности:

- выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС, подготовки к аттестации.

4. Консультативная деятельность:

- консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования;

- консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности;

- консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.

5. Организационные формы работы:

- заседания методического объединения;

- методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов основной школы, организации внеурочной деятельности;

- взаимопосещение уроков педагогами;

- выступления учителей на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах;

- участие в семинарах, вебинарах, встречах в образовательных учреждениях района и области;

- повышение квалификации педагогов на курсах;

- прохождение аттестации педагогическими работниками.

План работы МО учителей гуманитарного цикла   МАОУ «Баянгольская СОШ»

на 2018-2019учебный год

Направления работы

Содержание работы

Учебно-организационная работа.

  1. Изучение нормативных документов
  2. Знакомство и изучение требований по подготовке и сдаче ОГЭ.
  3. Знакомство с новинками учебно-методической

литературы по предметам.

  1. Оформление стендов по подготовке к экзаменам

 в 9, 11 классах.

  1. Подготовка материалов к проведению промежуточного и итогового контроля.

Совершенствованиелаборатории

учителя

  1. Приобретение новых дидактических материалов, таблиц, наглядных пособий по

предметам.

  1. Приобретение методических пособий по подготовке к итоговой аттестации по предметам в 9классе.

      3.Совершенствование технической стороны

кабинетов.

      4.Участие в смотре кабинетов.

      5.Анализ наличия  необходимых учебников и программ.

      6.Систематизация тестовых заданий по классам и темам.

Работапо совершенствованию педагогического мастерства учителей.

  1. Оказание помощи аттестующим учителям.
  1. Участие в семинарах для учителей по подготовке

к  ОГЭ, ЕГЭ

  1. Участие в конкурсах инновационных и методических разработок.
  2. Участие в общественном смотре достижений

общеобразовательных учреждений.

  1. Посещение курсов повышения квалификации.
  2. Участие в  творческих конкурсах.
  3. Методическая неделя.

Вопросы контроля и руководства.

  1. Контрольные работы по преемственности в 5-х классах с последующим мониторингом.

      2.Мониторинг результатов  контрольных работ по

Итогам учебного года, входных и промежуточных.

      3.Контроль за выполнением календарно-тематического планирования.

      4.Подготовка экзаменационных материалов.

Организация внеклассной работыпо предметам.

  1. Проведение предметных недель.

2.Участие в различных конкурсах, викторинах в рамках школьных, районных,

республиканских мероприятий.

  1. Организация школьных олимпиад.
  2. Участие в муниципальном туре предметных олимпиад.

Заседания МО

Сроки

Тема заседания

Август

    1. Анализ работы за 2016 — 2017уч. год

    2. Утверждение плана работы на новый учебный год.

    3. Основные направления работы  ШМО учителей гуманитарного цикла.

  1. Утверждение тем по самообразованию.
  2. Корректировка и утверждение рабочих программ учителей

Сентябрь - октябрь

      1. Анализ результатов итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ОГЭ; анализ результатов промежуточной аттестации. О проведении тренировочных ОГЭ  в 9 классе в течение учебного года. ( кол-во, сроки)

  1. Качество знаний учащихся  5- 10  классов. Проблемы преемственности.
  2. Работа учителя на сайте «Дневник.ру». О своевременном заполнении электронных журналов.
  3. Методические достижения учителей гуманитарного цикла ( о личном участии в проф. конкурсах, участие и результативность  уч-ся в районных и областных конкурсах)

Ноябрь - декабрь

      1. Итоги школьного тура предметных олимпиад. Об организации районных олимпиад по предметам. Работа с одаренными детьми.

  1. Формы проведения промежуточной аттестации
  2. Внедрение ФГОС второго поколения на уроках истории, русского языка, литературы, английского в 5-7 классах.

Январь - февраль

1.Подготовка учащихся к ОГЭ .

2.Анализ результатов районных олимпиад.

3. Подготовка предметных недель

4. Обобщение опыта. Доклад на тему: «Использование личностно- ориентированных педагогических технологий на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Март

1. Экзамены и их «подводные рифы» (о подготовке к ОГЭ).

3.Утверждение экзаменационного материала для промежуточной аттестации.

4.Обобщение опыта. «Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования»

Апрель - май

1.Подведение итогов работы МО за 2017— 2018 учебный год.

2. Утверждение задач на новый 2018 — 2019учебный год.

3. Подведение итогов работы учителей по своим методическим темам.

4. Отчет о работе МО.

5. Анализ результатов итоговых контрольных работ

Содержание заседаний МО

Срок

Тема

Содержание работы

Ответственный

август

Заседание 1.

Организационные вопросы работы методического объединения
на 2018-2019 учебный год. Предметы гуманитарного цикла в  структуре общего образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

1.Анализ деятельности  МО учителей гуманитарного цикла за 2016-2017 учебный год и утверждение плана работы МО на 2017-2018 учебный год.

2.Анализ результатов  итоговой  государственной аттестации выпускников основной и средней школы за 2016-2017 учебный год.

3.Согласование рабочих программ по предметам гуманитарного цикла
на 2017-2018 учебный год, составление тематического планирования.

5.Утверждение заданий для входной  диагностики  по предметам.

Руководитель МО

Учителя-предметники

Руководитель МО

Работа между заседаниями МО:

•        Продолжение работы по самообразованию, по оформлению своего портфолио

•        Изучение методической литературы, документов ФГОС. Планирование самообразовательной деятельности.

•         Работа в кабинетах

ноябрь

Заседание 2

Новые образовательные стандарты в преподавании предметов гуманитарного цикла. Организация сетевого взаимодействия со школами района.

1.Доклад с презентацией по теме: «Применение интернет- ресурсов на уроках  с целью повышения качества учащихся»

2.Обмен опытом по теме «Формирование УУД на уроках   как средство  повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения».

3.Итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

4. Итоги входного контроля по предметам.

Учителя-предметники

Руководитель МО

январь

Заседание 3.

«Системно-деятельностный подход в обучении школьников».

Работа над развитием монологической речи.

1.Требования к современному уроку. Формирование УДД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников.

2. Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

3.«Развитие монологической речи учащихся на уроках с целью повышения качества образования по ФГОС»

4. Обсуждение проведения открытых уроков и мероприятий.

5. Обмен опытом участия в Интернет-ресурсах.

Руководитель МО

Учителя-предметники

март

Заседание 4

Игра как одна из здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

1.Использование игры на уроках иностранного языка.
2. Взаимодействие игровой и учебно – познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
3. Организационно – деятельностные игры на уроках истории и обществознания.
4. Анализ открытых уроков.

май

Заседание 5.Подведение итогов работы МО учителей гуманитарного цикла в 2017-2018 учебном году. Планирование работы МО на 2018-2019 учебный год.

1. Обобщение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы ШМО учителей гуманитарного цикла.

2. Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов. (Отчёты по темам самообразования)

3. Анализ итоговых контрольных работ и промежуточной аттестации во 2-4 классах, 5-8 классах и 10 классе.

5. Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла. Планирование работы на новый 2018-2019 учебный год, определение перспектив развития.

График проведения предметных недель

Тема. Предмет.

Сроки

Ответственный

1

Русский язык и литература

Январь

Гасаранова С.С.

Суракова Т.И.

2

Английский язык

Блюм М.А.

3

Бурятский язык

Ахинова С.Г.

4

История и обществознание

декабрь

Зотина С.В.

График проведения открытых уроков

Предмет. Тема.

Сроки

Ответственный

1

Русский язык

«Имя прилагательное как часть речи»

 5 кл

Гасаранова С.С.

2

Литература

Январь

Тема: Наречие. 7 класс

Очирова Д.В..

3

Русский язык

Январь

Тема: Подготовка к ОГЭ. 9 класс

Гасаранова С.С.

4

Английский язык

Блюм М.А.

5

Бурятский язык

Ахинова С.Г.

6

История

Зотина С.В.

График проведения внеклассных мероприятий.

Предмет.

Тема.

Сроки

Ответственный

1

Литература.

Викторина «Волшебный сундучок»

январь

Гасаранова С.С.

библиотекарь

3

Англ.язык

Путешествие по Англии

март

Блюм М.А.

4

Бурятский язык

Сагаалган

февраль

Ахинова С.Г.

5

История

Исторический квест

февраль

Зотина С.В.

Курсы повышения квалификации

Дата

ФИО

Тема курсов

1

Гасаранова С

.С.

-

2

Очирова Д.В.

-

3

Блюм М.А.

«Психологическое благополучие личности»(16ч.) 2016г.

«Технология социального проектирования в развитии детского самоуправления как механизм развития ОУО».2016г;

«Проектирование моделей оценки образовательных результатов в условиях реализации ФГОС» (16ч.) 2016г;

4

Зотина С.В.

-

5

Ахинова С.Г.

-

Аттестация

Фамилия, имя, отчество

Год

Категория

1

Гасаранова С.С.

-

-

2

Блюм М.А.

2018

высшая

3

Ахинова С.Г.

2013

1 категория

4

Очирова Д.В.

-

-

5

Зотина С.В.

-

-

Результаты муниципальной  олимпиады по английскому языку

Фамилия, имя

Класс

Место

Учитель

1

Гончарова Я.

7

Блюм М.А.

Результаты муниципальной олимпиады по русскому языку

Фамилия, имя

Класс

Место

Учитель

1

Гончарова Я.

7

1

Гасаранова С.С.

2

Бычкова А.

8

3

Очирова Д.В.

Участие в конкурсах

Фамилия, имя

Класс

Место

Название конкурса

Учитель

1

Ермолаев Вадим

6

1

Муниципальный конкурс чтецов

Суракова Т.И.

2

Бычкова Анна

9

3

Муниципальный конкурс чтецов

Гасаранова С.С.

3

Ермолаев Вадим

6

7

Республиканский конкурс чтецов.

Суракова Т.И

Анализ результатов ОГЭ по русскому языку.

Государственная итоговая аттестация в 9 классе включает в себя независимую оценку качества образования в форме основного государственного экзмена (ОГЭ).

Все 14 учащихся 9 класса были допущены к итоговой аттестации, успешно выдержали экзамены за курс основной школы и получили документ об образовании соответствующего образца.

Полученная в ходе ОГЭ информация о результатах сдачи экзамена выпускниками 9 класса позволяет проанализировать различные стороны их словообразовательной подготовки и на этом основании выявить сильные и слабые стороны преподавания, выявить причины полученных результатов и наметить пути совершенствования образовательного процесса и учебно-методического обеспечения  изучения русского языка с целью повышения качества подготовки.

Все учащиеся 9 класса, выполнявшие  экзаменационную работу в форме ОГЭ, справились с работой.

Класс

«2»

«3»

«4»

«5»

Успевае-мость

Качество

Средний

балл

1

9

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

Код раз-дела

Код конт-ролиру-емого элемен-та

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

Набрали макс.балл

14/100%

1

Фонетика

1.1

Звуки и буквы

1.2

Фонетический анализ текста

2

Лексика и фразеология

2.1

Лексическое значение слова

2.2

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

2.3

Фразеологические обороты.

2.4

Группы слов по происхождению и употреблению

2.5

Лексический анализ слов

3

Морфемика и словообразование

3.1

Значимые части слова (морфемы)

3.2

Морфемный анализ слова

3.3

Основные способы словообразования

3.4

Словобразовательный анализ слова

4

Грамматика. Морфология.

4.1

Самостоятельные части речи

4.2

Служебные части речи

4.3

Морфологический анализ слова

5

Грамматика. Синтаксис.

5.1

Словосочетание

5.2

Предложение. Грамматическая (предикативная) часть слова

5.3

Второстепенные члены предложения

5.4

Двусоставные и односоставные предложения

5.5

Распространенные и нераспространенные предложения

5.6

Полные и неполные предложения

5.7

Осложненное простое предложение

5.8

Сложное предложение

5.9

Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения.

5.10

Сложные предложения с разными видами связи между частями

5.11

Способы передачи чужой речи

5.12

Синтаксический анализ простого предложения

5.13

Синтаксический анализ сложного предложения

5.14

Синтаксический анализ (обобщение)

6

                    Орфография

6.1

Орфограмма

6.2

Употребление глассных букв Ы/И, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц

6.3

Употребление гласных О/Е после шипящих и Ц

6.4

Употребление Ъ и Ь

6.5

Правописание корней

6.6

Правописание приставок

6.7

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- -НН-)

6.8

Правописание –Н- -НН- в различных частях речи

6.9

Правописание падежных и родовых окончаний

6.10

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

6.11

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

6.12

Правописание отрицательных местоимений и наречий

6.13

Правописание НЕ и НИ

6.14

Правописание служебных слов

6.15

Правописание словарных слов

6.16

Слитное, раздельное, дефисное написание слов различных

6.17

Орфографический анализ

7

Пунктуация

7.1

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

7.2

Знаки препинания в простом осложненном предложении

7.3

Знаки препинания при обособленных определениях

7.4

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

7.5

Знаки препинания при сравнительных оборотах

7.6

Знаки препинания при уточняющих членах предложения

7.7

Знаки препинания при обособленных членах предложения

7.8

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,

7.9

Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение)

7.10

Знаки препинания при прямой речи, цитировании

7.11

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

7.12

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

7.13

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

7.14

Знаки препинания вв бессоюзном сложном предложении

7.15

Знаки препинания в в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью

7.16

Тире в простом и сложном предложении

7.17

Двоеточие в простом и сложном предложении

7.18

Пунктуация в простом и сложном предложении

7.19

Пунктуационный анализ

8

речь

8.1

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная

8.2

Средства связи в тексте

8.3

Стили и функционально-смысловые типы речи

8.4

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели,

8.5

Анализ текста

8.6

Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых

9

Языковые нормы

9.1

Орфоэпические нормы

9.2

Лексические нормы

9.3

Грамматические нормы (морфологические нормы)

9.4

Грамматические нормы (синтаксические нормы)

10

Выразительность русской речи

10.1

Выразительные средства русской фонетики

10.2

Выразительные средства словообразования

10.3

Выразительные средства лексики и фразеологии

10.4

Выразительные средства грамматики

10.5

Анализ средств выразительности

11

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров

Члены методического объединения.

Фамилия, имя, отчество

Специальность

Образование

Стаж

1

Гасаранова С.С.

Учитель русского языка

БГПИ, 1980г.

38

2

Блюм М.А.

Учитель английского языка

БГПИ, 1985

33

3

Суракова Т.И.

Учитель русского языка

4

Тубанова Ж.Г.

Учитель бурятского языка

БГУ, 2016

10

5

Зотина С.В.

Учитель истории

Анализ результатов ОГЭ по русскому языку.



Предварительный просмотр:

                                                    Тема доклада

«Использование интеграции на уроках русского языка и литературы»

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики.

Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Интеграция, на мой взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Цель моей деятельности: раскрыть сущность интеграции и как инновационной формы работы в обучении.

Учитывая актуальность данной проблемы, для себя я определила следующие задачи:

  1. Изучить имеющиеся теоретические вопросы, являющиеся основой

нашей работы, изучить опыт учителей, занимающихся этим вопросом, проанализировать современные программы.

2. Выявить уровни мотивов познавательных интересов учебной

деятельности школьников.

3. Разработать интегрированные уроки литературы и русского языка и

апробировать их в процессе обучения.

Исследования и опыт педагогов-новаторов показали, что для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачное применение нетрадиционных форм проведения занятий, например таких, как

  • урок - объяснение;
  • урок обобщения и закрепления знаний;
  • урок - обмен знаниями;
  • урок взаимопроверки;
  • урок творческого поиска;
  • контрольные уроки (защита творческих работ или зачёт);
  • урок - собеседование по проблеме;
  • зачёт-конкурс;
  • аукцион;
  • семинар,
  • диспут или дискуссия;
  • урок - лекция и др.

Дело в том, что такие формы занятий поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению. Немаловажную роль играют интегрированные уроки.

  • Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Интеграция есть самая высокая ступень воплощения межпредметных связей, которые широко изучены педагогами, психологами, методистами. Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового, обобщенного знания. Межпредметные связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика, а также элементы репродукции и поиске, проявляющиеся в познавательной деятельности.

Следует отметить, что на основе межпредметных связей строятся интегрированные уроки, которые в свою очередь и активизируют интерес учащихся к предмету.

Вот как характеризуют интеграцию как методическое явление авторы статьи "Как организовать интегрированный урок?" И. Коложвари и Л. Печникова: "... изучая возможности интегрированного урока, мы убедились, что за этой методикой большое будущее».

Благодаря ей в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер, и учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.

Интегрированные уроки отличаются от обычных уроков следующими особенностями:

-предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

-логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

-большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

Интегрированный урок требует от меня дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, я учитываю:

I- Цель урока (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся перераспределение приоритетов и т.п.).

2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.

3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это - идея, явление, понятие или предмет).

4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.

5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

Продолжительность интегрированного урока может быть разной. Но чаще всего для него использую два или три урочных часа, объединённых в один урок. Чтобы интегрировать, надо совершить определённые действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности я определяю:

- свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;

- состав интегрирования, т.е. совокупность объединяемых компонентов;

- ведущий системообразующий и вспомогательные компоненты;

- форму интегрирования;

- характер связей между соединяемым материалом;

- структуру расположения материала;

- методы и приёмы его предъявления;

- методы и приёмы переработки учащимися нового материала;

- способы увеличения наглядности учебного материала;

- распределение ролей с учителем интегрируемого предмета;

- критерии оценивания эффективности урока;

- форму записи подготовленного урока;

- формы и виды контроля обучения учащихся на данном уроке.

Теперь поговорим о структуре интегрированного урока. Здесь тоже много вариантов. Можно, конечно, составить один большой урок из мини-уроков, построенных на материале других дисциплин. Можно его сделать целостным с единой методической структурой. Есть вариант построения интегративного урока как серии модулей, комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, навыки, умения.

Разработка структуры интегративного урока - совместное дело учителей интегрируемых предметов. Интегративный урок в силу своей сложности требует сценария, а не просто плана или конспекта.

Мы всё время говорим о совместной работе двух и более учителей при подготовке и проведении интегративного урока. Однако такие уроки может проводить и один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины. Такие ситуации становятся сегодня нормой.

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес.
В свою очередь эти уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала). Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Кроме того, одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли школьникам самостоятельно изучить такой объём материала? Ученики справятся с подобной работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время.

Наиболее распространённой является у меня интеграция русского языка с литературой, экологией, изобразительным искусством, музыкой. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

У учителей русского языка и музыки много общих задач, которые более эффективно могут быть решены объединёнными усилиями. Материал русского языка и музыки во многом родствен, и даже различия могут быть использованы с методическим эффектом при умелом сопоставлении. Интеграция уроков русского языка с музыкой даёт эффективный результат, например, при изучении некоторых падежных форм и слов с "трудными" ударениями. Так, при помощи стихов или песен учащиеся лучше осваивают эту тему. Ожидаемая рифма заранее готовит ученика к следующему падежному окончанию. Заучивая некоторые отрывки или куплеты песен, которые обычно использую как организованное начало или физминутка на уроках русского языка, ученики запоминают нужные слова, выражения, целые мысли, совершенствуется произношение.

Музыка на уроках русского языка и литературы создаёт непринужденную атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу быта, природы. На таком интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее важна, чем образовательная. Так как при прослушивании какого-либо произведения на уроке, я чаще всего сообщаю и краткие данные об авторе, и историю создания произведения. Это позволяет и способствует расширению кругозора учащихся.

От меня, в свою очередь, требуется основательная подготовка к подобной интеграции. Чтобы урок превратился в волнующую встречу с музыкой, композитором, мне необходимо, прежде всего, знать произведения, прослушиваемые в данном классе, регулярно прослушивать новые записи, собирать биографические данные о композиторах, занимательные рассказы о музыке. В результате творческих поисков и кропотливой работы появились уроки «Пушкин и Глинка», «Музыка в жизни и творчестве Лермонтова», «Пушкин и музыка».

Русский язык связан со всеми школьными дисциплинами, «поскольку язык является необходимым средством выражения по всем предметам", поскольку, "он отражает все стороны действительности и поскольку без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность".

Русский язык – явление многоаспектное, и контакты его с другими предметами обнаруживаются не только в содержании. Связь между предметами, как отмечают учёные, выражается также и в том, "что один предмет служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете».

Таким предметом для русского языка является, например, математика. Связь русского языка и математики является строго фиксированной, закрытой. Реализация ее особенно актуальна в тех разделах, материал которых легче всего поддаётся формализации. Поэтому интеграция предметов русского языка и математики - очень сложный процесс, и на практике его почти не осуществляю. Если же осуществляю, то очень редко. Например, интегрирую русский язык с математикой при изучении темы "Имя числительное" или "Количественные и порядковые числительные".

Интегрирую русский язык с изобразительным искусством. Интеграция этих предметов играет важную роль в развитии умственных способностей, активизации мышления, развитии пространственного представления, а также в развитии речи и эмоциональной выразительности ребёнка.

На интегрированных уроках русского языка и изобразительного искусства предметом изучения чаще всего становятся произведения живописи. По ходу изложения материала я знакомлю детей с биографией художника, с историей создания картины. Одновременно, обсуждаем и анализируем произведение, внимание детей сосредотачивается на теме, изложением на холсте.

В результате знакомства с живописью, дети учатся сопоставлять изображённое на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это в свою очередь способствует развитию логического мышления.

Произведения живописи на уроках русского языка, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служат основой для осмысленного связного высказывания школьников, т.к. эмоции человека, воспринимающего искусство, неразрывно связаны с мышлением, а, следовательно, и с речью.

Работа по картине стимулирует речевую деятельность школьников, развивает и обогащает их словарный запас.

Осуществление интеграции предметов русского языка и изобразительного искусства предполагает так же и самостоятельную творческую деятельность детей на уроке.

Интегрирую литературу с экологией. На интегрированных уроках литературы и экологии чувственное восприятие предметов и явлении природы все время сопровождается работой по развитию речи детей.

Помня о том, что развитие речи - это принцип работы, как по литературе, так и по русскому языку, при обучении связной речи, при изучении темы "Текст" использую сочинения, на материале которых воспитываю в детях любовь к природе. Такие сочинения провожу один раз в неделю (от пяти до двадцати минут), Сочинения воспитывают у детей любовь к природе, помогают им осознать нравственные требования современности. В свои рассказы дети вводят (в меру!) цитаты, создают яркие словесные зарисовки, вклеивают иллюстрации. Цель такой работы – создать художественную эмоционально- конкретную словесную картину о природе.

Также ученикам предлагаю коллективно составлять небольшие рассказы по картине. В таком рассказе непременно бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Сколько возможностей таят в себе такие уроки!

В качестве методов, используемых на таких уроках и осуществляющих интегральный подход, выступают:

- эвристические беседы;

- экскурсии;

- творческие работы по развитию речи,

- словесное рисование, выразительное чтение пейзажных описаний;

- написание диктантов, изложений природоведческого содержания.

Очень часто использую интеграцию не на всем уроке, а только на каком-либо его этапе, т.е. интегрированным выступает только определённый фрагмент урока.

Интегрированные уроки решают на практике несколько задач: помогают учащимся понять язык, синтаксический строй текста, готовят их к лингвистическому анализу произведения.

Мониторинг успеваемости показал, что использование интегрированных уроков в учебной деятельности положительно сказалось на качестве знаний учащихся.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, хочется сказать, надо задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования. Творческий учитель, по определению Н.К.Рериха, - «это тот, кто окрыляет, умудряет и ободряет»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дополнительные творческие методы развития речи учащихся Раскрываем таланты!

Слайд 3

Факторы, влияющие на развитие речи школьника:

Слайд 5

Связанные одной целью Создание школьного театра Издание школьной газеты Ведение школьного сайта и видеоблогов Проведение конкурсов чтецов и декламаторов Проведение диспутов на различные темы Игры типа « Брейн -ринг», «Мы – грамотеи», «Умники и умницы», «Сто к одному» и т.д.

Слайд 6

Организационные аспекты взаимодействия

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

5. Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...

Формы методической работы методических объединений

Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса.

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса....

6. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

6.1. Методическая работа 6.2. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах 6.3. Участие в деятельности  профессиональных ассоциаций, союзов и сетевых сообществ, экспер...