Методический семинар Тема: «Системно- деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе» (Из опыта работы)
материал

Ротанова Ирина Викторовна

Системно-деятельностный подход позволяет учителю организовать образовательный процесс, ориентированный на развитие личности, мотивированной к самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

Тема: «Системно- деятельностный подход в обучении  русскому языку и                     литературе»

(Из опыта работы)

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Среди требований, предъявляемых Федеральным государственным стандартом к выпускнику, обращают на себя внимание «…Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение».    

Современная школа – это школа развития, школа деятельности. Сегодня родители хотят видеть своих детей успешными:  умеющими ставить цель и добиваться её, умеющими  общаться и адаптироваться к ситуации, умеющими ориентироваться в мире и самостоятельно добывать и применять знания, умеющими заботиться о других.

Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства образовательного пространства, преемственности  ступеней образовательной системы и других,  остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию  окружающего мира. То есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира.

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Методической основой Федеральных Государственных образовательных стандартов является системно - деятельностный подход. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками  в познавательной деятельности.

На протяжении многих лет современном мире роль русского языка и литературы непрерывно возрастает и значение знаний по этим предметам  сохраняется, так как  русский язык и литература – это основа духовной жизни человека и общества. Методы и средства познания в области русского языка и литературы  широко востребованы практически в различных областях деятельности людей.

   При всей очевидной значимости русского языка и литературы, работая  в лицее, я столкнулась  с такими проблемами как потеря интереса к предметам, низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий, отсутствие восприятия целостной картины мира, неумение управлять учебной деятельностью. Причина, на мой взгляд, заключается в том, что в условиях модернизации образования возник разрыв между целью образования по формированию разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития и традиционной системой обучения.

    Разрешить существующие противоречия  между определяющим значением деятельности в развитии личности и пассивной ролью ученика в образовательном процессе возможно  при применении  системно - деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. На первый план выступают учебные задачи, решая которые учащиеся усваивают общие способы деятельности. Умственные действия становятся источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.  

    Ситемно-деятельностный  подход позволяет учителю  организовать образовательный процесс, ориентированный на развитие личности, мотивированной к самообразованию.

 Концептуальной основой представленного опыта являются работы основоположников системно-деятельностного подхода Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В.Рубцовой и А.Н. Крутского.  Педагогические технологии, разработанные данными авторами широко используются в преподавании предметов школьного курса.

Мною определены цели и задачи, направленные  на поиск путей решения проблем для достижения результата в определенных условиях. Могу предположить, что  при их реализации  у учащихся  сформируются  способности к деятельности, включающей следующие аспекты:

-готовность к целеполаганию;

-готовность к планированию собственной деятельности;

-готовность к оценке действий;

-готовность к рефлексии;

-готовность к самовоспитанию и самообразованию.

Требования к метапредметным, личностным и предметным результатам, переход на содержательную оценку образовательных достижений ученика стимулируют меня к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в образовательном процессе.

Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия непригодны, и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот принципы моей работы.

Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя совершенствования урока - основной формы организации обучения. Реализовать системно- деятельностный подход  в образовательном процессе возможно через применение современных технологий.

 Применяя  системно-деятельностный подход на уроках ,  я пришла к  выводу о необходимости перемен по основным направлениям деятельности при подготовке к уроку. При разработке уроков я стремлюсь к тому, чтобы на всех этапах урока учащиеся выполняли различные виды деятельности по формированию мышления. Осуществляли поиск информации, представленной в текстах, таблицах, рисунках, фотографиях. К способам включения в продуктивную деятельность я отношу различный виды работ, например задание на сравнение и сопоставление. Применение такого вида работы позволяет мне разнообразить урок, при этом  формируются навыки системного анализа, умения целеполагания, планирования и оценивания своих действий.

  Для системно-деятельностного подхода характерно движение в познании, когда умственная деятельность ученика во внутреннем плане предшествует его практической. Это позволяет учащимся, прежде всего, отвечать на поставленные вопросы и на этой основе формировать теоретические понятия и теоретическое мышление. Именно поэтому я применяю технологию проблемного обучения. Любой мой урок начинается с  создания проблемных ситуаций. Ситуаций,  в которых, столкнувшись с явлениями, не соответствующими сложившимся представлениям, учащиеся вынуждены эти представления переосмысливать или осмысливать на новом уровне, т.е. подходить к решению проблемы творчески. Система приемов создания проблемных ситуаций у каждого учителя своя, формирование такой системы является необходимым условием развития его педагогического мастерства, условием достижения высокой результативности учебно-воспитательного процесса.  В  художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. Я на опыте убедилась, что проблемный вопрос повышает интерес учащихся  к уроку. (« Победа или поражение Герасима?», «Человек – создатель своей судьбы?» и другие).

Так, на уроке  русского языка в 7 классе при изучении темы «Причастие как часть речи», вводя понятие «Причастие», можно в заранее подготовленном тексте предложить учащимся  определить все части речи. Как правило, ребята ошибочно относят причастия либо к прилагательному, либо к глаголу. Возникает явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания.
В ходе обсуждения проблемы на уроке учащиеся рассматривают разные точки зрения. Использование проблемного обучения позволяет мне развивать  аналитическое, логическое мышление учеников.

     Одно из требований «Новой школы» - воспитание детей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Потому на уроках я применяю  технологию критического мышления. При этом на уроках я создаю  условия  для творческой самореализации учащихся. Критическое мышление дает возможность ребятам активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

   Так, при изучении поэзии «Серебряного века» выяснилось, что  ученикам уже известны многие сведения о поэтах этого периода (биографические сведения, их место в истории литературы). Однако, когда  они знакомятся со стихами В.Хлебникова, И.Северянина, им приходится  получать новые навыки: самостоятельно анализировать поэтические тексты, формировать о поэтах, их  стиле собственное мнение. Здесь незаменим кластер как технологический прием, который применяю на стадии вызова, рефлексии. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям.  В результате этого дети учатся мыслить логически, соотносить полученные знания с реализацией задач урока; грамотное осознанное выделение смысловых единиц  текста (этот навык  пригодится мне в дальнейшей работе в старших классов при подготовке к итоговой аттестации).

Результатом работы учителя является сформированность УУД. К средствам, формирующим УУД, на стадии рефлексии, помогающей творчески интерпретировать информацию, относится написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворения по алгоритму, письмо по кругу, синквейн. Этот прием позволяет обучающимся  проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Синквейн можно писать индивидуально, в парах или в группах.

Так при изучении рассказа М.Шолохова «Судьба человека» я провела рефлексию в форме синквейна:

Человек
Мужественный, стойкий
Испытал, выстоял, не сломался
Настоящий защитник Родины
Борец

При помощи синквейна я вырабатываю у учащихся умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, представления, чувства.

  Говоря о системно-деятельностном подходе, целью которого является формирования разностороннее развитой личности, обладающей высоким развития, я создаю подходящие для этого условия, сочетая урочную и внеклассную проектно-исследовательскую деятельность, направленную на развитие индивидуальных способностей  учащихся. Исследовательская работа  рождает творческую мысль и развивает способности к изобретательству, вырабатывает у учащихся наблюдательность, внимание, настойчивость, аккуратность. У учащихся формируются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные компетенции. Результатом работы над проектом является продукт, который разработали участники группы для разрешения поставленной проблемы и его презентация. В  моей практике имеют место проекты исследовательского и творческого характера(«Русские народные сказки», «Литературные сказки», «Басни» « Источники фразеологизмов», «Красота спасет мир»). Ребята 9 класса участвуют в работе научного общества лицея, выступают с докладами, проектами.

 Важной особенностью моей работы является создание психологически комфортной атмосферы, позволяющей выявить творческие способности личности, способствовать их проявлению и развитию. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

 Одно из требований системно – деятельностного  подхода – духовно- нравственное воспитание.  Поэтому особое внимание на уроках русского языка и литературы я уделяю работе с текстом. Учащиеся выполняют разные виды работы:  поиск информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста.  Работа с текстом на уроках русского языка  и литературы направлена на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности обучающегося.  На уроках русского языка и литературы я  стараюсь заложить прочную основу духовности и нравственности у учащихся, подготовить почву для становления их личности. Чтобы не прервать эту нравственную воспитательную линию, сохранить преемственность в изучении различных произведений,  для себя я выстроила своеобразную программу воспитания высоких нравственных и патриотических качеств через изучение рекомендованных произведений, в том числе и на уроках внеклассного чтения.  В большей степени такая возможность создается тогда, когда ученик остается наедине с листом бумаги, которому он поверяет свои мысли и чувства. К такому заданию можно относить незаконченное предложение, написание письма герою или любимому автору. Ученик пробует проецировать на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации. 

 Особое внимание  уделяю работе по развитию речи учащихся.

Нравственное просвещение невозможно без слова. Сила воздействия слова на поступки людей так велика, что, обучая речи, следует обращать внимание и на развитие волевых качеств личности. Важно вырабатывать умение убеждать и доказывать, просить и отказывать, прощать и соглашаться, вести дискуссию, идти на компромисс в ходе общения. Часто практикую на своих уроках сочинения - миниатюры, сочинения – рассуждения. Работы  такого характера готовят учащихся к  ОГЭ и ЕГЭ,  к выполнению  задания части С - сочинения – рассуждения. Я считаю, что истинное образование есть не только становление ума, но и становление сердца.

Анализируя данные предметного рейтинга можно сделать вывод о повышении мотивации к предмету  за последние три года  в результате использования системно - деятельностного подхода к обучению русскому языку и литературе. При  100%   успеваемости  качество  обучения  по русскому языку  составляет от  58% до 65%, по литературе  от  65% до 70 %. Мониторинг оценки учебных достижений обучающимися по результатам независимой экспертизы качества образования указывает  на высокий уровень подготовки учащихся  к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе. Средний балл по итогам работы в 2016-2017 учебном году  показали хорошие знания, минимальный балл по русскому языку – 49, максимальный – 100. 20 учащихся получили на ЕГЭ более 80 баллов (средний балл 82).

Мои ученики на протяжении многих лет являются призерами и победителями городских олимпиад по русскому языку и литературе, Всероссийских конкурсов и интеллектуальных игр. Во многом достижению именно таких показателей в моей работе способствует реализация системно-деятельностного подхода  в образовательном процессе.

Я считаю, что опыт моей работы, направленный на развитие личностного потенциала учащегося, позволит моим выпускникам успешно адаптироваться к современному инновационному рынку и стать им успешными. Именно системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе, преобразовывая традиционное образование в развивающее, способствует формированию ключевых компетенций и творческих способностей обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Системно – деятельностный подход в обучении английскому языку»

Доклад  по   теме           «Системно – деятельностный    подход         в...

Обобщение педагогического опыта по теме "Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС"

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Б.Шоу.Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования. Реальность образовате...

семинар-практикум системно- деятельностный подход

Семинар - практикум проходит в режиме системно - деятельностного подхода....

презентация семинар-практикум системно- деятельностный подход

Семинар - практикум проходит в режиме системно-деятельностного подхода с педагогами....

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»

Цель самообразования: Освоить новые формы и методы работы, способствующие формированию гражданина - члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом,...

Программа самообразования по теме: "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"

Добавила в данный раздел программу моего самообразования по теме: "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС", а также рабочие листы, иг...