Методические рекомендации - Место учебного предмета "МХК".
статья

Джамирзе Азида Гиссовна

Изучение музыки и мировой художественной культуры в школе является обязательным. Согласно базисного образовательного плана (БОП) на изучение предмета МХК и «Музыка» отводится по одному часу в неделю.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Место учебного предмета

                «Мировая художественная культура»                                            
        Изучение музыки и мировой художественной культуры в школе является обязательным. Согласно базисного образовательного плана (БОП) на изучение предмета МХК  и «Музыка» отводится по одному часу в неделю.
При разработке учебного плана ОУ администрация определяет формы и способы реализации программного содержания предметов и развития художественно-творческих способностей обучающихся во внеурочное время.
        Особое внимание следует обратить на кадровое обеспечение преподавания дисциплин предметной области «Искусство». Так как стандарты второго поколения ставят перед учителем новые задачи, требующие высокой профессиональной квалификации, необходимым условием является наличие учителя-специалиста. Совершенно недопустимо подменять преподавание МХК  и музыки другими предметами, уменьшать допустимое БОП количество часов на их изучение.
                         Мировая художественная культура
        Впервые на государственном уровне обозначена методология стандарта, которая провозглашена как системно-деятельностный подход. Он полностью ориентируется на отечественную психолого-педагогическую науку. Ключевыми моментами этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
        Во-первых, на уроке знания даются не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует эти знания. Естественно, меняется система оценивания такого знания. Для обучающегося и учителя важен не только конечный результат, а способ, с помощью которого ребенок сам достигает этого знания.
        Во-вторых, системно-деятельностный подход предполагает, что знание интегрировано. Создание интегративных курсов и модулей, дают возможность ребенку увидеть определенную группу знаний в комплексе других наук.
        В-третьих, системно-деятельностный подход опирается на возрастные возможности обучающегося. В 5 классе ведущей становится личностная и общественно значимая деятельность на основе коммуникативных отношений. Соединение проектной, учебной и художественной деятельности позволяет сделать шаг в развитии ребенка.
        Основой преподавания МХК становятся универсальные учебные действия (УУД), навык приобретения которых формируется в комплексе учебных предметов. Кроме этого, предметы образовательной области «Искусство» (изобразительное искусство и музыка в 5 классе) учат образности мышления и эмоциональности восприятия окружающего мира. Это необходимо для личной и культурной самоидентификации личности.
        Планируемые результаты по учебному предмету
Личностные (индивидуальные качественные свойства учащихся, приобретенные в процессе освоения учебного предмета):
1. Проживание художественного образа.
2. Освоение художественного наследия (познание культуры своего народа).
3. Становление гуманных ценностных ориентиров.
4. Формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
5. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры.
6. Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
        Метапредметные (уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющийся в познавательной и практической творческой деятельности):
1. Целеполагание своего обучения; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности.
2. Готовность слушать собеседника и вести диалог.
3. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оцениваемые события.
4. Овладение начальными сведениями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных.
5. Освоение начальных форм познания и личностной рефлексии.
        Предметные (опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, приобретаемый и закрепляемый в процессе освоения учебного предмета):
1. Воспринимать произведения искусства.
2. Участвовать в обсуждении произведений искусства, давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры.
3. Различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел.
4. Овладеть основами языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования.
5. Понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства.
6. Понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром.
7. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы.
8. Моделировать с помощью трансформации природные формы; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента.
9. Использовать контраст, композиционный центр, выделять главное.
10. Использовать законы цветоведения при создании предметов декоративно – прикладного искусства (основные и составные, теплые и холодные цвета, контраст и т.д.).
11. Создавать эскизы, моделировать и конструировать предметы быта, здания, одежду.
12. Узнавать характерные черты ярких культур мира (Россия, Древняя Греция, Китай, Япония, Индия, средневековая Европа).
        Предмет «Искусство» легко интегрируется с любыми школьными предметами. Можно использовать метапредметные связи изобразительного искусства с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе); с историей (образ эпохи и стиль в искусстве, исторические личности – портретный жанр, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве); с математикой (геометрия, пропорции); с физикой (механика, оптика); с технологией (художественная обработка материалов, дизайн одежды); с информатикой (компьютерная графика). А темы, соответствующие современным требованиям жизни (промышленный дизайн, дизайн костюма и среды), имеют практикоориентированный характер, позволяют подросткам ориентироваться в дальнейшем профессиональном выборе.
Таким образом, ФГОС второго поколения декларирует большие возможности для реализации творческого потенциала учителей изобразительного искусства. Главная задача учителей – использовать эти возможности, обеспечить деятельностный характер каждого своего урока, достичь вместе с учащимися определённых ФГОС результатов освоения основной образовательной программы.
Главный шаг, который мы должны осуществить при работе по новым стандартам, – это сам учитель. Использование современных систем оценивания, образовательных технологий, умение работать в информационной среде, конструирование учебных программ требует серьезной переподготовки учителя новой школы. Необходимо изменить внутренний подход к планированию современного урока и постановки цели ориентированной на проблемную деятельность в сотрудничестве, достижение результатов, связи с жизнью и воспитание активной мыслящей личности.

        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к элективному предмету "Функциональная грамматика"

Преподавать элективные предметы непросто ввиду отсутствия необходимых пособий. Методические рекомендации позволят организовать преподавание элективного предмета....

ФГОС Методические рекомендации по преподаванию предмета музыка в 5 классе

Методические рекомендации по  преподаванию учебного предмета  «Музыка»  в 5-х классах общеобразовательных  учреждений, реализующих федеральный государственный образовател...

Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

В данном учебно-методическом пособии, вы найдете способы реализации законов, цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности, изучите специфику содержания курса ОБЖ,  основные виды уч...

Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы  безопасности жизнедеятельности» в 2009/2010 учебном году  Региональный базисный учебный план на 2005 – 2009 гг. предусматривает в о...

Методические рекомендации о преподавании предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Шурышкарского района в 2014-2015 учебном году

Основными нормативными документами, которыми должен руководствоваться учитель технологии при реализации ФГОС, являются: Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт ...

Методические рекомендации о преподавании предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях

Районное методического объединения учителей технологии и трудового обучения в 2014 -2015 уч. году строило работу на основании приказа управления образованием от 29 октября 2014 г. № 529/1 «Об организа...

Место учебного предмета «Музыка».

Современный урок музыки интегрирует традиционный подход к преподаванию музыки с современной методикой, предполагающей погружение школьников в процесс воссоздания того или иного музыкального произведен...