Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
методическая разработка по обж по теме

Жичин Николай Евгеньевич

Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы  безопасности жизнедеятельности» в 2009/2010 учебном году

 

Региональный базисный учебный план на 2005 – 2009 гг. предусматривает в общеобразовательных классах организацию преподавания  предмета ОБЖ следующим образом:

- на первой ступени обучения (1 – 4 классы)  в рамках предмета «Окружающий мир». По решению педагогического совета, ОБЖ может преподаваться в качестве самостоятельного предмета за счет часов школьного компонента;

- на второй ступени обучения (5 – 9 классы) преподавание осуществляется в объеме одного часа в неделю (35 часов в год);

- на третьей ступени обучения (10 – 11 классы) изучение ОБЖ организуется в объеме одного часа  в неделю в течение двух лет с проведением учебных сборов на базе воинских частей  по окончании 10 класса  объемом не менее 40 часов.

В условиях лицеев и гимназий (в основной и полной средней школе) содержательное обеспечение курса ОБЖ должно быть достигнуто за счет межпредметной интеграции при организации учебных сборов. В этом случае обозначаются темы, входящие в содержание  других учебных предметов (физическая культура, физика, химия, биология, история, литература и др.), соприкасающихся с тематикой курса ОБЖ. Учебное время, выделяемое на такие темы в каждом из интегрируемых предметов, суммируется и передается для реализации в рамках учебного курса ОБЖ. При этом сроки и последовательность реализации тем соотносятся с системой их реализации в интегрируемых предметах.

. Изменение содержания учебного плана за счет отсечения учебного времени из ресурса других предметов (например, физической культуры) в пользу курса ОБЖ, не является межпредметной интеграцией, а является противоправным изменением нормативного документа «Федеральный базисный учебный план».

На профильном уровне (оборонно-спортивный профиль)  объем учебных часов в неделю в 10 классе – 2 часа, в 11 классе – 2 часа.

В начальных классах рекомендуется для реализации как авторская программа А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности», (2006), так и сопряженные с ОБЖ программы (Окружающий мир) под его редакцией - Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, М.В. Маслов - М.: «Просвещение» 2006г).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_o_prepodavanii_predmeta.rar19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы  безопасности жизнедеятельности» в 2009/2010 учебном году

Региональный базисный учебный план на 2005 – 2009 гг. предусматривает в общеобразовательных классах организацию преподавания  предмета ОБЖ следующим образом:

- на первой ступени обучения (1 – 4 классы)  в рамках предмета «Окружающий мир». По решению педагогического совета, ОБЖ может преподаваться в качестве самостоятельного предмета за счет часов школьного компонента;

- на второй ступени обучения (5 – 9 классы) преподавание осуществляется в объеме одного часа в неделю (35 часов в год);

- на третьей ступени обучения (10 – 11 классы) изучение ОБЖ организуется в объеме одного часа  в неделю в течение двух лет с проведением учебных сборов на базе воинских частей  по окончании 10 класса  объемом не менее 40 часов.

В условиях лицеев и гимназий (в основной и полной средней школе) содержательное обеспечение курса ОБЖ должно быть достигнуто за счет межпредметной интеграции при организации учебных сборов. В этом случае обозначаются темы, входящие в содержание  других учебных предметов (физическая культура, физика, химия, биология, история, литература и др.), соприкасающихся с тематикой курса ОБЖ. Учебное время, выделяемое на такие темы в каждом из интегрируемых предметов, суммируется и передается для реализации в рамках учебного курса ОБЖ. При этом сроки и последовательность реализации тем соотносятся с системой их реализации в интегрируемых предметах.

. Изменение содержания учебного плана за счет отсечения учебного времени из ресурса других предметов (например, физической культуры) в пользу курса ОБЖ, не является межпредметной интеграцией, а является противоправным изменением нормативного документа «Федеральный базисный учебный план».

На профильном уровне (оборонно-спортивный профиль)  объем учебных часов в неделю в 10 классе – 2 часа, в 11 классе – 2 часа.

В начальных классах рекомендуется для реализации как авторская программа А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности», (2006), так и сопряженные с ОБЖ программы (Окружающий мир) под его редакцией - Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, М.В. Маслов - М.: «Просвещение» 2006г).

В основной и средней (полной) школе рекомендуется к реализации программа А.Т. Смирнова, последнее, переработанное издание    2008 года.

Данная учебная программа курса ОБЖ предполагает совместное изучение учебного материала юношами и девушками, при этом необходимо учитывать, что разделы программы «Учебные сборы» (10 класс),  «Особенности военной службы» (11 класс) являются необязательными для девушек.

Это учебное время с девушками организуются  по специальной программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», направленной на формирование нравственного, физического и репродуктивного здоровья женщин, изучение вопросов, связанных с созданием семьи. Данные особенности учебного материала программы следует помнить и при подготовке экзаменационных билетов. Вопрос о введении раздельного обучения решается педсоветом совместно с учредителем в зависимости от наличия или отсутствия заявлений от девушек об отказе заниматься разделами ОВС указанными выше.

В основной школе представлены две линии учебно-методических комплектов (УМК) на которые могут ориентироваться образовательные учреждения:

- линия учебно-методических комплектов под редакцией А.Т. Смирнова;

- линия учебно-методических комплектов авторов С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова, С.К. Миронова, В.В. Полякова.

        Линия учебно-методических комплектов под редакцией А.Т. Смирнова разработана в соответствии с основными положениями концепции национальной безопасности Российской Федерации и Обязательным минимумом содержания курса ОБЖ основного общего образования.        Она наиболее полно обеспечена дидактическими материалами, включает полный комплект мультимедийных учебников и компьютеризированных тестов для 5 – 11 классов, что дает основания рекомендовать её к  использованию. Кроме учебного материала мультимедийные средства содержат обширный справочный материал, мультимедиатеку (иллюстрации и видеоматериалы), обеспечивают создание собственных презентаций, ведение электронных классных журналов. Приобрести мультимедийные пособия можно по адресу: 121 352, Москва, Давыдковская, 7, Тел. (495) 443-83-44, 445-00-10, Факс (495) 443-83-15, http://www.ampe.ru  Email: vniigochs@ampe.ru. На сайте можно ознакомиться с дополнительными материалами – интерактивными и игровыми программами, нормативными документами, пособиями для специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности. Рекомендуется при определении содержания деятельности  ориентироваться на программу по ОБЖ под редакцией А.Т. Смирнова для 5 – 6 класса и включать разделы: «Человек, среда его обитания», «Безопасное поведение в быту», «Город как среда обитания», знакомить учащихся с региональными особенностями и традициями, формируя навыки обеспечения безопасности в природной среде и положительное эмоциональное отношение к родному краю.

В настоящее время разрабатывается Государственный образовательный стандарт нового поколения, поэтапный переход к его реализации планируется с 2009 г. Проект базисного учебного плана каждой ступени общего образования предусматривает три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, а также внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. В концепции стандартов нового поколения указывается,  что: «усвоению обучающимися ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, — навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества способствуют все учебные предметы, и в большей степени русский язык, родной язык, иностранные языки, информационные технологии и основы безопасности жизнедеятельности».

Методические рекомендации разработаны заведующим кафедрой теории и методики преподавания  физической культуры и ОБЖ  В. Т. Чичикиным. Контактный телефон – (831)4175217

           

 

Методические рекомендации о преподавании

образовательной области «Технология» в 2009-2010 учебном году

С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)».

Каждое направление включает в себя базовые технологические и инвариантные разделы. Базовым разделом для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» базовыми являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа направления «Технология. Обслуживающий труд» обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Базовыми разделами для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство». Поскольку в сельской школе традиционно дополнительно к технологиям сельскохозяйственного труда изучаются либо технологии промышленного производства, либо технологии сферы сервиса   для учащихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комбинированные программы, включающие разделы по технологиям растениеводства и/или животноводства, а также базовые и инвариантные разделы по технологиям технического труда или обслуживающего труда. Комплексный учебный план в конкретной сельской школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данном регионе.

В связи с перераспределением времени между указанными разделами в комбинированных программах для сельских школ уменьшается объем и сложность практических работ в разделах содержания по техническому труду с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения по технологии. Комплексно для таких комбинированных программ планируется освоение раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение».

      Решение задач технологического образования во всех классах преимущественно предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения (письмо Министерства образования РФ № 585/11-13 от 12.04.2000 г. Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»), а также организации профессиональных проб и продуктивной деятельности, в том числе и во внеурочное время. Желательно, чтобы темы творческих работ и проектов учащихся сельских школ носили комбинированный характер, сочетая технологии технического и сельскохозяйственного труда.

Выше сказанное предполагает использование при изучении технологии различных подходов. Учителя могут выбирать программы и комплекты учебников из числа рекомендованных или допущенных Министерством образования РФ и рекомендованных региональным Базисным учебным планом (БУП).

         Планирование по технологии в 5-8 классах ориентировано на следующие  программы обучения:

         1) вариант – «Технология» под ред. Симоненко В.Д. для городских школ. М.: Просвещение, 1998-2007.

          2) вариант – «Технология» под ред. И.А.  Сасовой. М.: Вентана-Граф, 2005-2007. Содержание и организация обучения технологии основано на выполнении творческих проектов по главным разделам и темам программы.

          3) вариант - «Технология» под ред. Симоненко В.Д. для сельских школ. М.: Просвещение, 1998

           Рекомендуемые учебники, рабочие тетради и пособия следующие:

          1) Комплекты учебников, рабочих тетрадей и пособий под ред. Симоненко В.Д. для городских и сельских школ. М.: Вентана – Граф, 1998-2004.

          2) Комплекты учебников, рабочих тетрадей и пособий под ред. Сасовой И.А. М.: Вентана – Граф, 2002 -2005.

Ниже приводится  пример укрупненного планирования  учебных часов в 5, 6 и 7 классах для рекомендованных комплектов. (таблицы 3,4,5)

Для городских школ (под ред. Симоненко В.Д.)

Таблица 3

Класс

Содержание раздела

Учебные часы

Общие

Мальчики

Девочки

5

Информационные технологии

Культура дома

Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения.

Технология обработки ткани и пищевых продуктов.

Проект

6

12

34

16

12

34

16

6

Строительные ремонтноотделочные работы.

Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения.

Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов.

Проект

18*

34

16

52

16

7

Технология обработки конструкционных материалов

Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов

Художественная обработка материалов

Проект

34

18

16

52

16

* - допускается выполнение раздела в период летней практики

Для сельских школ (под ред. Симоненко В.Д.)

Таблица 4

Класс

Раздел

Всего часов

5

Технология работ в крестьянском хозяйстве

Техника в крестьянском хозяйстве

Электротехнические устройства в быту

Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения

Технология обработки ткани, пищевых продуктов с элементами машиноведения

Проект

18

6

8

   20

16

6

Технология работ в крестьянском хозяйстве

Электротехнические устройства в быту

Техника в крестьянском хозяйстве

Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения

Технология обработки ткани, пищевых продуктов с элементами машиноведения

Проект

18

6

8

  20

16

7

Технология работ в крестьянском хозяйстве

Электротехнические устройства в быту

Техника в крестьянском хозяйстве

Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения

Технология обработка ткани, пищевых продуктов с элементами машиноведения

Проект

18

6

8

0

16

На основе Метода проектов (под ред. Сасовой И.А.)

Таблица 5

Разделы программы

Количество часов

5 класс

6 класс

7 класс

Дев

Мал

Дев

Мал

Дев

Мал

Вводное занятие. Технология в жизни человека и общества

2

2

1

1

1

1

Основы проектирования

10

10

3

3

3

3

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

-

52

-

54

-

52

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

38

-

36

-

36

-

Кулинария

14

-

8

-

16

-

Технология ведения домашнего хозяйства

4

4

0

10

12

12

         

В связи с сокращением учебных часов на технологию в 8 и 9 классе с 2 часов в неделю до 1 часа количество часов в программах обучения по разделам и темам уменьшается  пропорционально вдвое. Один час технологии в 8-9 классе передан в компонент образовательного учреждения и  национально-региональный компонент для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности и для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

          Указанный час рекомендуется использовать на изучение технологий, распространенных в регионе, с целью профессионального самоопределения учащихся. При этом национально-региональные особенности местного социально-производственного окружения могут быть представлены в авторской программе для конкретного общеобразовательного учреждения соответствующими технологиями, видами и объектами труда.

          В таблице 6 приводится  пример укрупненного планирования  учебных часов в 8 классе по программе под ред. Сасовой И.А., а таблице 7 приводится  пример укрупненного планирования  учебных часов в 8-9 классах по программе под ред. Симоненко В.Д.

Таблица 6

Разделы программы

Количество часов

8 класс

Вводное занятие. Технология в жизни человека и общества

1

Основы проектирования

1

Технология ведения домашнего хозяйства

12

Электротехнические работы

8

Современное производство и профессиональное образование

12

Черчение и графика

-

       

Таблица 7

Класс

Содержание раздела

Учебные часы

Общие

Мальчики

Девочки

8

Домашняя экономика и основы предпринимательства

Информационные технологии (игра «Предприятие»)

Электротехника

Художественная обработка материалов

Проект

Графика

9

7

8

__

  10

 10

9

Радиоэлектроника

Электротехника, радиоэлектроника

Автоматика, цифровая электро-ника

Профессиональное самоопределение

Проект

Графика

10

  -

   9

   7

   

    8

  9

  7

 

  8

Несмотря на то, что  Базисным учебным планом не предусмотрено в 8 классе изучение черчения и графики как отдельного учебного предмета, минимум содержания по черчению должен быть представлен в других разделах и темах программы по технологии в 5 - 8 классах.

  Учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, их успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования, рекомендуется выделять из резерва учебного времени регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно еще 1 час в неделю в 10 и в 11 классах.

В 10 и 11 непрофильных классах базисным планом Нижегородской области рекомендован один комплект учебников под ред. Симоненко В.Д. Ниже приводится рекомендуемое укрупненное  планирование  (таблица 8)

Для непрофильных 10 и 11 классов (под ред. Симоненко В.Д.)

Таблица 8

Класс

Часов в неделю

Содержание раздела

Всего    

часов

10

1

Основы предпринимательства

Информационные технологии (машинное делопроизводство)

Техническое творчество, основы художественного конструирования

Проект

10

6

10

8

       11

          1

Производство и окружающая среда

Информационные технологии (компьютеры в современном мире)

Техническое творчество, основы художественного конструирования

Проект

10

6

10

8

Для  технологического профиля общеобразовательной подготовки учащихся 10 и 11 классов на изучение курса технологии в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов. Технологический профиль общеобразовательной подготовки старшеклассников дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.

Подготовка учащихся 10-11 классов может быть организована как по основному месту обучения, так и в межшкольных учебных комбинатах, на рабочих местах организаций, предприятий, в учреждениях начального профессионального образования, при условии наличия соответствующей лицензии.

Для профилей нетехнологической направленности изучение технологии дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.

        Соотношение времени на  теоретические и практические  занятия определяется учебными программами примерно в следующем соотношении: на теоретическую часть отводится 25-30% учебного времени, на практические работы – 70-75% учебного времени.

Использование новых учебных пособий и учебно-методических комплексов возможно только при условии их адаптации в регионе и  прохождения учителями соответствующей курсовой подготовки.

 Недопустимо, ссылаясь на отсутствие программно-методического обеспечения, учебников и дидактических материалов, исключать из перечня изучаемых предметов технологию или ее отдельные разделы.

 Возможно планирование, предусматривающее разработку авторских программ, которые должны  учитывать особенности учебных заведений, связанными с возможностями материальной базы, местными условиями, учитывать особенности города, региона, села, пола и возраста учащихся, обеспечивать широкую специализацию, дифференциацию обучения по различным приоритетным направлениям производства, сельского хозяйства, народных промыслов, бытового обслуживания и др., но при этом обязательно выполнять требования и целевые установки государственных образовательных стандартов по технологии.

 Авторские разработки, рабочие программы утверждаются директорами образовательных учреждений, районными методическими объединениями учителей технологии. и согласуются на кафедре теории и методики обучения  технологии и экономики НИРО (т.246-42-46) .

         При наполнении классов 25 и более учащихся в городских школах и 20 и более в сельских предусмотрено деление на подгруппы. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на подгруппы классов с меньшей наполняемостью.

Специальная технологическая подготовка в общеобразовательных учреждениях может осуществляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности, востребованным в регионе на рынке труда. При увеличении количества учебных часов, наличии необходимой учебно-материальной базы, педагогических кадров, по желанию учащихся и их родителей, с учетом потребностей регионального рынка труда  такая подготовка может быть заменена начальной профессиональной подготовкой по профессиям (специальностям), соответствующим перечисленным направлениям.

При организации профессиональной подготовки в качестве основы для рабочих программ используются нормативные документы, действующие в системе подготовки рабочих кадров на производстве. Наименование профессий (специальностей), время (сроки) обучения должны соответствовать «Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов».

Тематическое содержание специальной технологической или профессиональной подготовки задается квалификационными характеристиками, представленными в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и служащих (ЕТКС)».

Методические рекомендации разработаны заведующим кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике  А.Ю. Тужилкиным, контактный телефон (831)2464246


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС Методические рекомендации по преподаванию предмета музыка в 5 классе

Методические рекомендации по  преподаванию учебного предмета  «Музыка»  в 5-х классах общеобразовательных  учреждений, реализующих федеральный государственный образовател...

Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

В данном учебно-методическом пособии, вы найдете способы реализации законов, цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности, изучите специфику содержания курса ОБЖ,  основные виды уч...

Методические рекомендации о преподавании предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Шурышкарского района в 2014-2015 учебном году

Основными нормативными документами, которыми должен руководствоваться учитель технологии при реализации ФГОС, являются: Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт ...

Методические рекомендации о преподавании предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях

Районное методического объединения учителей технологии и трудового обучения в 2014 -2015 уч. году строило работу на основании приказа управления образованием от 29 октября 2014 г. № 529/1 «Об организа...

Доклад "Методические рекомендации о преподавании учебного предмета «История» в 2019 – 2020 учебном году"

Методические рекомендациио преподавании учебного предмета «История» в 2019 – 2020 учебном году...