Главные вкладки

    «Гражданское и патриотическое воспитание в современном обществе»
    статья

    Аниканова Нина Валерьевна

    Сообщение на МО классных руководителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soobshch_mo.docx28.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области

    «Красносулинская школа-интернат спортивного профиля»

    «Гражданское и патриотическое воспитание в современном обществе»

    (сообщение на МО классных руководителей)

    Подготовила учитель I категории

    Аниканова Н.В.

    р.п. Горный

    2019-2020 уч. год

         

           Проблема развития личности ребёнка, формирование ее духовно-нравственной сферы является одной из центральных задач педагогики. Эти знания помогают учащимся приобрести черты зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме.

           Для достижения цели по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:

    • изучение истории своего края;

    • воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

    •развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

    • создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

           Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

    Говоря о патриотическом воспитании необходимо определить, что такое патриотизм и кого мы можем назвать патриотом. Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к своей малой родине, отчему дому, родителям. Изучая историю своей родины, своего родного края, ученики не только приобретают знания, они знакомятся с отличительными чертами и характером народов, который формировался на протяжении многих столетий. Патриот — человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

    Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния на основе обобщенных оценочных показателей. Эти показатели позволяют определить не только состояние патриотического воспитания в целом, но и отдельные стороны этой работы. Конечным результатом реализации программы предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности.

           Огромную роль в формировании  духовных ценностей играют  традиции школы.

    Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал.

           Перед школой стоит задача  создания  необходимых условий для духовно-нравственного воспитания учащихся:

     -   взаимодействие с семьями учащихся;

    -   учебно-воспитательный  процесс;

    -   информационно - просветительскую работу;

    - систему  воспитательных мероприятий школы, реализуемых  совместно с учреждениями дополнительного образования.

           В формировании и развитии личности учащихся, школа отводит ведущую роль гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям. Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т.д.). Особую значимость приобретает возрождение традиций русской семьи, основанных на любви, нравственности, любви к Родине и родному краю, взаимном уважении ее членов.

    Основные направления гражданско-патриотического воспитания

           Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе:

    Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

    Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.

    Гражданско –правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

    Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

    Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

    Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

    Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

           Задача педагогов школы – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у школьников, и тогда вступление в ряды взрослых и отважных граждан, будет происходить по инициативе самих учеников. Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности, так как именно на основе патриотических и духовно-нравственных ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность.

           В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. В современном мире и для  мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей порой не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны: разрушение нравственных представлений о семье, повреждение устоев семьи, утрачивание восприятия родительства и детства, деформация семейного воспитания, явления многочисленных проблем детства (чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения). В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности.

           В нашей школе=интернате накапливается опыт взаимодействия преподавателей и родителей для повышения качества воспитательного процесса, который оказывается более продуктивным, когда его организаторы – преподаватели и родители хорошо себе представляют, чем дети заняты во время учебы и в свободное время, чем увлекаются, каковы успехи и трудности. Используются разные формы связи – встречи и беседы, классные и общешкольные родительские собрания, открытые уроки для родителей, отчетные концерты, совместное проведение мероприятий, контакты по телефону. Тем самым решается вопрос не только с информационной точки зрения, но и невольно меняется быт семьи. Даже очень занятые или безразличные родители под воздействием комплексной организации системы преподаватель-родитель-ученик перестает быть отчужденным от проблем своего ребенка. А в семьях, где отношения имеют здоровую основу, у детей развиваются такие качества личности как дружелюбие, внимательность, открытость, уважение, ответственность и т.д.

           Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Учитель, через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность.

           Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе-интернате созданы следующие условия:

    • в школе-интернате создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
    •  функционирует система дополнительного образования;
    • разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
    • развивается школьное ученическое самоуправление;
    • используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

         Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.

           В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д.

           Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом.

        На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.

    Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:

    • Тематические классные часы;
    • Ведение курса обществознания;
    • Проведение экскурсий и посещение музеев города;
    • Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
    • Изучение народных традиций и обычаев, истории своего города, школы;
    • Кружковая работа;
    • Проведение общешкольных мероприятий;
    • Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
    • Экскурсии по городам России;
    • Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.        

           Классные часы, беседы считаем основной формой воспитательной работы вообще и нравственного воспитания в частности. По данному направлению в школе-интернате за истекший период проводились различные внеклассные мероприятия. Регулярно проводились конкурсы и выставки детского рисунка, посвященные светским и православным датам. В нашей школе реализуется изучение учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Воспитанники моего класса активно принимают участие в различных школьных мероприятиях, соревнования, акциях, направленных на изучение родного края. Именно в своём классе, стараюсь осуществлять свои идеи и задумки по гражданско - патриотическому воспитанию. Мероприятия и акции, проводимые в течение учебного года, рассчитаны на привлечение и активную деятельность самих школьников к работе по сохранению и приумножению ценностей, накопленных предыдущими поколениями людей, развитие их инициативы и творчества, социализацию учащихся, подготовку их к жизни в условиях обновляемой России. Ребята привлекаются к подготовке и проведению классных часов патриотической направленности, они подбирают материал, создают презентации, делают сообщения, оформляют листовки, выступают лекторами. Героические события нашей истории, выдающиеся достижения в области политики позволяют воспитывать в моих учениках качества патриота и гражданина. Таким образом, в повседневном учебном процессе у ребенка невольно формируются такие качества его личности как индивидуальность, креативность, самостоятельность, темперамент, внимательность, настойчивость, дисциплинированность и т.д.

    Заключение:

    Чтоб навек все сердцами сроднились,
    Доброте чтобы все научились.
    Чтоб забыла планета Земля,
    Что такое вражда и война .

           Из моих слов можно сделать вывод о том, что на формирование личности учащегося и лучших ее качеств через духовно-нравственное воспитание в школе целенаправленно или опосредованно действует комплексный подход в воспитании, обучении и развитии. Личность ребенка развивается в целостном педагогическом процессе, эффективном использовании объективных возможностей искусства, как средства духовно-нравственного и эстетического воспитания молодого поколения, а также дифференцированного, индивидуального и личностно-ориентированного подходов в обучении.

        Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

           Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.  


    Список литературы:

    1. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

    2. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

    3. интернетресурсы: https://kopilkaurokov.ru/

    4. Кузнецова Л.В. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников».-2009.№3


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования

    Гражданское  и патриотическое воспитаниев условиях модернизации образования.          Проблема гражданского воспитания и становления личности, к...

    Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...

    Есть  двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...

    Статья: "Значение патриотического воспитания в современном обществе".

    Статья о сущности, значении, реализации, методах, критериях патриотического воспитания обучающихся. Необходимость для молодого поколения и важность данного процесса для современного общества....

    «Значение и актуальность гражданско – патриотического воспитаня в современных условиях»

    «Значение и актуальность гражданско – патриотического воспитаня в современных условиях»...

    Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Герои современности"

    Департамент Смоленской области по образованию и науке областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение   «Смоленский политехнический техникум» Р...

    Гражданско-патриотическое воспитание в современной школе

    Патриотическое воспитание, как и все направления воспитательной работы в школе, предполагает формирование и развитие личности учащегося. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личн...