Главные вкладки

    Сообщение «Особенности методической работы на современном этапе по развитию функциональной грамотности школьников»
    статья

    Никитченко Татьяна Михайловна

    Решая задачи формирования у школьников метапредметных результатов освоения основных образовательных программ, учитель выполняет особые функции на современном уроке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soobshchenie.docx17.95 КБ

    Предварительный просмотр:

     Тема: «Особенности методической работы на современном этапе по развитию функциональной грамотности  школьников»

    Решая задачи формирования у школьников метапредметных результатов освоения основных образовательных программ, учитель выполняет особые функции на современном уроке.

        К примеру, для того чтобы сформировать коммуникативные УУД учитель должен позволить учащемуся чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения, быстро, оперативно и результативно вступать во взаимодействие с одноклассниками. Большинство используемых мною игровых и ролевых моментов на уроках помогают мне сплотить коллектив школьников, наладить контакт между учениками, научить их ориентироваться в ситуации, сформировать чувство единения с классом, В ходе выполнения групповых заданий выявляются явные и неформальные лидеры, микрогруппы сплачиваются, школьники обучаются совместному решению проблем, совместной разработке и выполнению проектов.  

        Для увеличения вовлечённости детей в образовательный процесс, развития их креативности учитель прибегает к использованию различных средств информационно-коммуникационных технологий, музыкального сопровождения, видеороликов и т.д. Одним из самых эффективных приёмов  создания наиболее благоприятной для обучения атмосферы является активация учебной самостоятельности детей.  Учитель выступает в такой ситуации как модератор процесса самостоятельного приобретения школьниками знаний и умений. Для этого использую следующие методы и приёмы: даю возможность учащимся

    • самим выбрать задание,
    • предложить принцип деления класса на группы для выполнения задания,
    • подобрать к уроку различный видео, аудио-контент,
    • разработать новое задание на изученный алгоритм,
    • на основе анализа совершённых на уроке ошибок предложить задания для домашней работы и т.д.

     Такая свобода выбора для учащихся даёт им не только самостоятельность, но и возможность творчески самовыразиться, раскрыв тем самым свой скрытый потенциал.

       В процессе организации самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся учитель выступает, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения направляются не просто на педагогический контроль знаний и умений школьников, а на развитие у детей навыков самодиагностики процесса и результатов их собственной деятельности, то есть на развитие регулятивных универсальных учебных действий. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.

     Педагог, нацеленный на формирование метапредметных результатов, неизбежно приходит к необходимости использования новых форм образовательной деятельности. В нашей школе прижились:

     • антропологические экспедиции,

    • турниры познавательных способностей,

    • организационно–деятельностные игры,

     • проектные сессии.

    Метапредметность таких форм образовательной деятельности позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и «дидактических дрессировок».

       Еще одним ресурсом реализации метапредметности является кооперирование усилий учителей различных предметов в формировании у школьников функциональной грамотности: способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Чтобы реализовать эту задачу педагог должен быть сам функционально грамотным. В чём состоит функциональная грамотность учителя? Насколько мы готовы к выполнению задачи по формированию функциональной грамотности подрастающего поколения? На эти вопросы нам предстоит ответить в ближайшее время, причём, как всегда, уже по ходу этой деятельности.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности методической работы в школе искусств

    Данная работа является кратким обобщением опыта научно-методической работы Миньярской детской школы искусств, которая сформировалась в определенных условиях (кадровых, региональных). В 1 главе раскрыв...

    О системе образования на современном этапе: пути развития сельской школы

    Мною был подготовлен доклад на внутришкольный семинар по проблемам введения стандарта второго поколения в основную школу и пути развития школы в этом направлении....

    Экскурсионная работа на современном этапе преподавания географии

    В статье говорится о роли школьных экскурсий в преподавании такого предмета как география. Экскурсия является одним из важных средств поднятия качества учебной и воспитательной работы школы.  "На...

    Методическая работа: «Основы фортепианной техники, её развитие на начальном этапе обучения; взаимосвязь музыкально-художественных и технических задач в обучении».

    Эта работа сформировалась из моего опыта работы и  изучения методических приемов профессионалов пианистической школы....

    Организация профориентационной работы на современном этапе развития школы.

    Организация профориентационной  работы  на современном этапе развития школы....