Экскурсионная работа на современном этапе преподавания географии
статья по географии на тему

Мешков Евгений Викторович

В статье говорится о роли школьных экскурсий в преподавании такого предмета как география. Экскурсия является одним из важных средств поднятия качества учебной и воспитательной работы школы.  "Научить учится" , в свете реализации новых ФГОС, невозможно без применения такого метода обучения как экскурсия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсионная работа на современном этапе преподавания географии.

                                                               «...день, проведённый ребёнком посреди

                                                                 рощ и полей... стоит многих недель,

                                                                 проведённых на учебной скамье»...

                                                                                                          К. Д. Ушинский

            Каждый учебный предмет школьной программы является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. География здесь занимает достойное место и заслуженно пользуется у многих учащихся популярностью. Конечно, мы понимаем, что отношение к предмету формирует учитель. Качество его преподавания, применяемые им технологии, методы и приёмы во многом определяют интерес учащихся к «любимой географии». В наше время – динамичное, технологичное, такой методологический набор у учителя должен быть очень широк. Наряду с использованием новых форм обучения и воспитания, нельзя забывать и о традиционных. И если надо – умело их модернизировать, приспосабливая к новым условиям и требованиям. Одним традиционных видов учебно-воспитательной работы  является экскурсия. Экскурсии давно заняли свою «нишу» в учебном процессе. Сегодня, когда, учащиеся проводят много времени в стенах школы, за компьютером, они буквально завалены потоком информации. Практически любой ландшафт или объект они могут увидеть используя информационно-коммуникативные технологии. Но экскурсии,

которые проводится на основе непосредственного восприятия изучаемого объекта и сопровождаются выходом за пределы школы,  позволяют учащимся восполнить такой дефицит общения. Ведь сколько не смотри на экране на лес или слушая пение птиц из колонок, реальная действительность имеет неоспоримые преимущества.

            Гуманитарно-общественные научные знания, которые охватываются в процессе изучения географии, позволяют  создать у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания. Одним из «кирпичиков», позволяющих сформировать эту систему комплексных знаний являются географические экскурсии. Они активно участвуют в формировании  познавательных потребностей  и развитии познавательных способностей у учащихся, органически включаясь

в исследовательскую и проектную  деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть, наблюдать, ставить вопросы, проводить эксперимент, объяснять, доказывать, делать выводы и умозаключения, давать определения понятиям.

             Едва ли можно указать другой школьный предмет, который в такой бы степени нуждался в использовании экскурсий, как география. Изучаемые географией объекты, например, рельеф местности, реку, предприятие и т. п., географ не может принести в класс. Для непосредственного ознакомления с ними учеников необходимо проводить экскурсии. Конечно, учителю трудно проводить экскурсии на уроках (ограниченное время и т.д.), но сейчас большое внимание уделяется внеклассной, внеаудиторной деятельности в школе. На факультативах, курсах, а также каникулах  достаточно времени, чтобы организовать проведение экскурсий.

         Велико значение экскурсии как воспитательного мероприятия. Ничто так не сближает учителя с учениками, как поход или экскурсия. Она укрепляет любовь учителя к ученикам и располагает, привязывает их к учителю.  Экскурсия много даёт и самому учителю для повышения его педагогической и научной квалификации. Она обеспечивает ему овладение научно-исследовательскими методами, приобретение навыков к изучению окружающей действительности.    

         Таким образом, экскурсия является одним из важных средств поднятия качества учебной и воспитательной работы школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование содержания и методов преподавания биологии на современном этапе.

Обоснование выбора, программы, методов и технологий.Я работаю  в  МОУ СОШ № 25 с 1995 года. В нашей школе созданы все условия для реализации  любых идей педагога и учащихся. Кабинет био...

Методическое письмо «Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы»

Методическое письмо«Направления работы учителей математикипо исполнению единых требований преподавания предметана современном этапе развития школы»...

Доклад на Поволжской научно-практической конференции по проблемам преподавания рус. языка и литературы на современном этап "Использование современных средств наглядности (видеокассет, DVD-дисков с записями экранизаций литературных произведений) в школе"

Более 20 лет я работаю над использованием наглядных средств на уроках рус.языка и литературы и вовнеклассных мероприятиях. В начале было сложно: приходилось покупать видеокассеты, записывать их, сидя ...

Организация профориентационной работы на современном этапе развития школы.

Организация профориентационной  работы  на современном этапе развития школы....

Современные технологии преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО/

Особенность ФГОС ООО (федеральных государственных образователь-ных стандартов общего образования) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, повы...

Сообщение «Особенности методической работы на современном этапе по развитию функциональной грамотности школьников»

Решая задачи формирования у школьников метапредметных результатов освоения основных образовательных программ, учитель выполняет особые функции на современном уроке....