Совершенствование содержания и методов преподавания биологии на современном этапе.
статья по теме

Обоснование выбора, программы, методов и технологий.

Я работаю  в  МОУ СОШ № 25 с 1995 года. В нашей школе созданы все условия для реализации  любых идей педагога и учащихся. Кабинет биологии       хорошо оснащен, что дает возможность использовать на уроках инновационные информационно–коммуникативные технологии, подготавливать дидактический, раздаточный материал.

При работе я использую сочетания тех педагогических технологий, реализация которых обеспечивает успешное конструирование адаптивной образовательной среды. Образовательный процесс предоставляет каждому ученику, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosnovanie_vybora.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование содержания и методов преподавания биологии на современном этапе.

Обоснование выбора, программы, методов и технологий.

Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на целостное развитие личности школьника. Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих, инициативных людях, которые способны легко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью и способностью к самосовершенствованию. Наиболее значимыми качествами «нового типа личности» являются: высокий интеллект, способность творчески подходить к решению возникающих проблем, способность осуществлять совместную коллективную деятельность, умение находить, анализировать, применять информацию.

Я работаю  в  МОУ СОШ № 25 с 1995 года. В нашей школе созданы все условия для реализации  любых идей педагога и учащихся. Кабинет биологии         хорошо оснащен, что дает возможность использовать на уроках инновационные информационно–коммуникативные технологии, подготавливать дидактический, раздаточный материал.

При работе я использую сочетания тех педагогических технологий, реализация которых обеспечивает успешное конструирование адаптивной образовательной среды. Образовательный процесс предоставляет каждому ученику, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении.

Комплекс технологий, используемых на уроках, включает следующие технологии: игровая деятельность(5-6кл.), групповое самостоятельное обучение (7-9кл.), уровневая дифференциация, проектное обучение (7-9кл), объяснительно-иллюстративные, личностно-ориентированные, развивающие.  На практике использую элементы всех этих технологий, учитывая возраст, основной вид деятельности на уроках, степень сложности усвоения темы, подготовленности учителя и т.д.

Образовательный процесс в современной школе предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт.

При выборе  технологий  учитывается основной вид деятельности, характерный для определенного возраста школьников. В подростковом возрасте проявляется «Я-концепция», происходит подчинение своих интересов нормам коллективной жизни, отсюда основной вид деятельности – общение. В этот период оптимальные результаты могут быть достигнуты в процессе сочетания технологий, в которых реализуются идеи коллективного и группового обучения (технологии коллективного самостоятельного обучения, коллективной творческой деятельности).

В юношеском возрасте формируется мировоззрение личности, наибольшее значение приобретает учебно-познавательный труд, так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы, подготавливают себя к профессиональной деятельности, следовательно, наиболее эффективным становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Эти технологии реализуются в рамках профильного обучения.

На всех ступенях обучения используются информационно-коммуникативные технологии.

Форм подачи материала на уроке с использованием компьютерных технологий много: это презентация, электронные учебники, виртуальная практические и лабораторные работы, тесты, тренинги.

Я считаю, что  презентация с включением дополняющих технологий – самая удобная и не сложная форма для учителя при проведении урока. Главное в презентации это - тезисность для учителя и наглядность для ученика. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы: эффектные превращения в форме мультипликации, портреты ученых, схемы, таблицы,         цитаты,         графики, т.д.

На экране могут появляться определения, которые учащиеся переписывают в тетрадь. Тесты используются на уроке при проверке домашнего задания и при закреплении. В электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами и вариантами ответов, до сложных многоуровневых структур, где ученику предлагаются небольшие подсказки. По результатам таких тестов можно судить о степени подготовленности учеников         по         данной         теме.

Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет ученикам с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обученности  учащихся повышается, но самое главное данный материал надолго остается в памяти. Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. В этом смысле идеальной программой является УМК «СФЕРЫ». Наша школа принимает участие в апробации УМК «СФЕРЫ» с 2007 года. Учащиеся, принимающие участие  в эксперименте и их родители  отмечают увеличение интереса к предмету. В классах, изучающих биологию по УМК «СФЕРЫ» наблюдается повышение качества знаний и 100% успеваемость. Информационно-образовательная среда «Сферы» представляет собой систему образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях, созданных в единой методологии и объединенных едиными методическими принципами, обеспечивающими выполнение  требований к содержанию образования и формирующими необходимые учебные умения и навыки.

УМК «Сферы» по биологии включает:

  1. Учебник, электронное приложение
  2. Тетрадь – тренажёр
  3. Тетрадь – экзаменатор
  4. Тетрадь - практикум
  5. Методички для учителя

Главные отличительные особенности УМК «Сферы»:

Наличие полного комплекта пособий на бумажных и электронных носителях, обеспечивающего комплектность и преемственность всех уровней  школьного  образования

Четкая функциональная направленность каждого компонента УМК на решение определенной  педагогической задачи

Единый методический, информационный и дизайнерский подход, учитывающий возрастные психофизические особенности школьников

Наличие «навигационной» системы, обеспечивающей системность организации учебного процесса и удобство поиска информации

Использование прогрессивных форм и способов подачи материала, основанных на современных информационных технологиях

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. 

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, внеклассной работе и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания, которые  могут выражаться:

1) в составлении кроссворда по теме, использовании его для контроля знаний других         учащихся;

2) в         изготовлении         динамического         пособия и моделей из пластилина, цветной бумаги, из натурального материала.

3) в         составлении опорных схем и конспектов;

4) в         подготовке         различных         сообщений         и  докладов

5) в изготовлении презентаций и др. 

Используемая технология дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов – презентаций. Дети «гуманитарии» выбирают – работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. 

В нашей школе большое внимание уделяется  также и формированию у учащихся гражданской ответственности, духовности  и культуры. Краеведение - важное средство формирования культуры учащихся. Наряду с образовательно-воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера. Краеведение включает следующие основные моменты:

- приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия;

- самостоятельное добывание знаний («переоткрытие» известных фактов и явлений окружающей жизни);

- изучение родного края в процессе исследования.

Все эти виды краеведения реализуются в процессе урочной, внеурочной деятельности. Мною была составлена программа углубленного изучения биологии с основами краеведения для 6 – 9 классов.

Программа включает все необходимые материалы для знакомства с природой родного края. Краеведческие объекты предлагаются в качестве источников для изучения морфологии, анатомии и физиологии растений и животных. В программе выделены часы на изучение многообразия растений и животных Самарской области. В разделе «Человек» предполагается знакомство учащихся со статистикой заболеваний тех или иных органов по Самарской области. При изучении общей биологии сделан акцент на изучение экологических проблем края.

Большое внимание уделяется деятельностному подходу в изучении биологии. И в данной программе, и в профильном изучении биологии предусмотрено большое количество лабораторных и практических работ.  Мною были составлены и изданы  в 2009 году «Практические работы при  изучении общей биологии».  В текущем году готовится к изданию  учебно–методическое пособие по зоологии с основами краеведения и комплекс лабораторных работ, которые разрабатываются учителем к практическим работам (представлены в приложении).

Лабораторные и практические занятия – одна из эффективных форм организации учебного процесса, обеспечивающая наибольшую самостоятельность учащихся, позволяющая задействовать одновременно зрительное и кожно-мышечное восприятие. Эффективность лабораторного занятия обусловлена также тем, что при его проведении ставятся опыты, ведутся наблюдения, выполняются различные операции с объектом исследования.  В ходе выполнения лабораторной работы большое внимание уделяется их оформлению. Для этой цели учащиеся, углубленно изучающие биологию, кроме рабочей тетради, имеют альбомы. Лабораторная работа требует от обучающихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность обучающихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Обучение школьников биологии включает обязательное выполнение лабораторных и практических работ. Использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интенсивным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности обучающихся (в ходе исследовательской деятельности), их логического мышления и творческой самостоятельности. Кроме того, проведение лабораторных и практических работ при изучении курса биологии способствует формированию у обучающихся  общеучебных и специальных умений.

Результативность опыта:

Успеваемость по предмету - 100% (по итогам года) и наблюдается рост качества знаний: от 68,3% (2009-2010 учебный год) до 75,8% (2010-2011 учебный год).

Участие в районных олимпиадах: 2008 -  2009 уч. год – олимпиада по биологии 11 класс – 2 место,   олимпиада по краеведению – 11класс -1 место, 2 место, 10 класс – 1 место,8 класс – 3 место. 2009 – 2010 уч.год -  олимпиада по биологии 10 класс – 3 место, 9 класс – 2 место, 7 класс – 3 место; олимпиада по краеведению 10 класс – 1 место, 8 класс – 1 и 2 места.

2010 год – 2 учащихся  6 класса стали лауреатами городской конференции  «Я – исследователь», 2011 год – 1 победитель в номинации «За культуру выступления».

Учащиеся выбирают биологию для сдачи переводных и государственных экзаменов, успешно подтверждают полученные знания при поступлении в ВУЗы. 2009 – 2010 уч.год - 83 балла. Средний балл по ЕГЭ с 2003 года всегда выше среднего по городу и по району.

Распространение педагогического опыта:

1.С 2008 года в нашей школе студенты 1 – го, 2 – го курсов ПГСГА проходят пассивную практику, а студенты 4 – го  и 5-го курса – предметную практику по биологии.

2. С 2009 года принимаю участие в  областных и международных конференциях ПГСГА проводимых кафедрой ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования.

3. С 2004 г. являюсь председателем районного методического объединения учителей химии и биологии.

4.Программы элективных курсов «Основы биохимии и молекулярной биологии», «Решение задач по генетике», «Программа биология с основами краеведения», доклад «Информационно – коммуникационные  технологии в биологическом образовании школьников» напечатаны в сборниках конференций ПГСГА.

5.Регулярные выступления на школьных и районных методических объединениях.

6. 2008, 2009, 2010 год выступления на постоянно действующих семинарах  участников коллективного исследовательского проекта «Экспериментальные площадки. Мониторинг новых УМК»

7.2011год принимала участие во  Всероссийском слете учителей биологии и химии и стала лауреатом в номинации «Мастер – класс».

8. 2011 год открытый урок по теме  «Плоские черви» на городском семинаре  «Экспериментальные площадки. Мониторинг новых УМК».

Библиографический список:

1.   Границкая А.С. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе /А.С.Границкая. – М.: Просвещение, 1991. – с.300

2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – 1995. -№ 6. – с. 39 – 47.

3.Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б.Зотов.- М.: Просвещение,2004. – с.192

4. Кирилова И.Ю. Использование инновационных технологий обучения для формирования положительной учебной мотивации / И.Ю.Кирилова.-Эффективные пути совершенствования образовательного процесса: Сб./под ред. Н.С.Сердюковой. – Белгород: ООО ИПЦ «Политерра», 2007. – с.361

5.Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г.Левитес.- Мурманск, 2007. – с.215

6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – с.272

7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии

/ Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - с.256    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии»

Урок сегодня.… Каким он должен быть образец современного урока? Какой должна быть его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Сколько толков, шума и споров вокруг всего этого...

Проект "Совершенствование содержания и методики преподавания физики через развитие творческих способностей учащихся и компетентностного подхода к образовательному процессу"

Как слезы Бога... в утренней росе!И ангелы их собирают....Чтобы напиться чистоты...И радости...А Вы...хотите испытать блаженство?Тогда-напейтесь утренней росы…...

Методическое письмо «Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы»

Методическое письмо«Направления работы учителей математикипо исполнению единых требований преподавания предметана современном этапе развития школы»...

"Совершенствование содержания и методики преподавания предметной области "Технология" в условиях введения ФГОС общего образования"

quot;Совершенствование содержания и  методики преподавания предметной области "Технология" в условиях введения ФГОС  общего образования"...

Тема самообразования «Совершенствование методики и технологии преподавания биологии в современных условиях»

Тема самообразования «Совершенствование методики и технологии преподавания биологии в современных условиях»...

Выступление "Содержание и методика преподавания биологии в условиях обновленных ФГОС ООО"

Содержание  1.     Нормативно-правовое обеспечение перехода на обновленный ФГОС ООО.2. Методические рекомендации по переходу на ФГОС 2021 года в общеобразовательных ...

Обновление содержания и методов преподавания курса «Математика» в контексте идей Национального проекта «Образование»

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет система - образующую...