Обновление содержания и методов преподавания курса «Математика» в контексте идей Национального проекта «Образование»
статья по математике

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет система - образующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.

Математика в России всегда была приоритетным направлением развития науки, технологий и техники.

И на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях была утверждена Концепция развития математического образования в РФ.

В концепции выдвигаются многие актуальные проблемы математического образования. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маркова Марина Юрьевна,

учитель математики

ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением иностранных языков

Кировского района Санкт-Петербурга

Обновление содержания и методов преподавания курса «Математика» в контексте идей Национального проекта «Образование»

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет система - образующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.

Математика в России всегда была приоритетным направлением развития науки, технологий и техники.

И на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях была утверждена Концепция развития математического образования в РФ.

В концепции выдвигаются многие актуальные проблемы математического образования. 

Сделаны акценты на том, что:

·         потребности будущих специалистов в математических знаниях учитываются недостаточно; содержание математического образования формально и оторвано от жизни.

·         выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности имеют мало опыта педагогической деятельности и применения знаний.

·         низкая учебная мотивация школьников, связанная с общественной недооценкой значимости математического образования; - устаревшее содержание и отсутствие учебных программ, отвечающих действительному уровню их подготовки.

В этой связи Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются:

·         модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня математической подготовки, в высоких достижениях науки и практики;

·         обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования, в том числе в электронном формате, инструментов деятельности обучающихся и педагогов, применение современных технологий образовательного процесса;

·         повышение качества работы преподавателей математики усиление механизмов их материальной и социальной поддержки, обеспечение им возможности обращаться к лучшим образцам российского и мирового математического образования, достижениям педагогической науки и современным образовательным технологиям, создание и реализация ими собственных педагогических подходов и авторских программ; поддержка лидеров математического образования выявление новых активных лидеров; обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей; популяризация математических знаний и математического образования.

Цель новой концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Ни для кого не секрет, что математическое знание, математическая компетентность пользовались большим уважением в России в последние столетия. Российская математика была сильнейшей в мире во второй половине XX в., в частности, вклад советской математики в оборонный паритет компенсировал отставание в компьютерной мощности. Математика, включающая прикладную математику и информатику, сможет обеспечить конкурентные преимущества экономики РФ в XXI веке. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Содержание образования есть система личностных, метапредметных и предметных результатов, которых должен достичь обучающийся на различных этапах образовательного процесса, и способностей установить связи между результатами и новой проблемой (в том числе, практического или прикладного характера), перенести соответствующие знания в новую ситуацию и реализовать их в ней, что соответствует именно компетентностно-ориентированному образованию  и достижению уровня творческой деятельности.

Одним из основных направлений инновационной политики в области образования является обновление его содержания. Инновационное содержание образования предполагает его актуальность и востребованность; такое содержание соответствует современным целям образования, интегрирует формально - знания и личностно - деятельностный подходы, является, развивающим, вариативным, смысловым.

В условиях обновления содержания математического образования выстраиваются две новые содержательные линии: линия «реальной математики», предполагающая, в частности, освоение обучающимися простейших приемов математического моделирования и логико-стохастическая линия. Эти содержательные линии пронизывают все основные разделы содержания математического образования на каждой данной ступени обучения. В основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования.

Необходимо предоставить каждому учащемуся независимо от места и условий проживания возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей. Возможность достижения необходимого уровня математического образования должна поддерживаться индивидуализацией обучения, использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Возможность достижения высокого уровня подготовки должна быть обеспечена развитием системы специализированных общеобразовательных организаций и специализированных классов, системы дополнительного образования детей в области математики, системы математических соревнований (олимпиад и др.).

Соответствующие программы могут реализовываться и организациями высшего образования (в том числе в рамках существующих и создаваемых специализированных учебно-научных центров университетов, а также сетевых форм реализации образовательных программ).

Достижение какого-либо из уровней подготовки не должно препятствовать индивидуализации обучения и закрывать возможности продолжения образования на более высоком уровне или изменения профиля.

Необходимо стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися, прежде всего привлекая педагогов с большим опытом работы. Совершенствование содержания математического образования должно обеспечиваться в первую очередь за счет опережающей подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов на базе лидерских практик математического образования, сформировавшихся в общеобразовательных организациях.

Реализация Концепции обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий. Это позволит России достигнуть стратегической цели и занять лидирующее положение в мировой науке, технологии и экономике. Реализация Концепции будет способствовать разработке и апробации механизмов развития образования, применимых в других областях.

Новая Концепция требует от учителя высокого профессионализма, творческого подхода в работе и необходимости постоянного самообразования. Хочется верить, что её реализация выведет на качественно новый результат образования каждого обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование функциональной грамотности и реализация национального проекта «Образования» в рамках преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности»

В данном методическом семинаре рассмотрены вопросы формирования функциональной грамотности на уроках ОБЖ и реализации национального проекта "Образование"....

Выступление на конференции. Тема: Обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» в рамках национального проекта «Образование»

В июне этого года на базе школы №53 прошло МО учителей технологии, на котором обсуждались вопросы преподавания предмета «технология».В соответствии с майским указом президента РФ. В.В. Пут...

2019.Выступление на Педагогическом совете МБОУ СШ №5 им. С.М. Кирова "Национальный проект "Образование"- от идеи к реализации"

Реализация проекта «Образование» направлена на внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений...

Выступление на тему: "Обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» в рамках национального проекта «Образование»

Обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» в рамках национального проекта «Образование»...

Основные идеи Национального проекта «Образование» как инструмент-помощник в преподавании курса «Технология»

На уроке технологии ученик не только получает знания, но и приобретает жизненно важные умения и навыки, осваивает способы различных видов деятельности, которые обеспечат его дальнейшую успешность в пр...