Нетрадиционный урок, как активация познавательной деятельности обучающихся
материал

Вдовенко Нина Васильевна

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

На уроках реализуются следующие принципы деятельности: активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся; дифференцированный подход к изучению предмета; повышение интереса к изучаемому материалу; развитие творческих способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

«Кемеровский аграрный техникум» имени Г.П. Левина

 

Нетрадиционный урок, как активация познавательной деятельности обучающихся

(Выступление на МО учителей математики)

Исполнитель: Вдовенко Н.В.

учитель математики

высшая квалификационная категория

 

 

Кемерово 2016

Только та игра целесообразна, в                                                                         которой ребенок активно действует,

    самостоятельно мыслит, строит,

                                                                  комбинирует, преодолевает трудности.

                                                              А.С. Макаренко

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

На уроках реализуются следующие принципы деятельности: активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся; дифференцированный подход к изучению предмета; повышение интереса к изучаемому материалу; развитие творческих способностей учащихся.

Феномен нестандартного урока – это объективное проявление чётко выраженной тенденции развития классно-урочной системы в современной школе, когда собственно урок как форма учебных занятий перестаёт занимать монопольное положение и наряду с ним всё шире применяются другие формы.Это обусловлено рядом причин, главная из которых состоит в том, что урок, несмотря на кажущуюся универсальность, имеет всё же ограниченные возможности: опираясь лишь на него, недостаточно эффективно удаётся развить творческие способности учащихся, обеспечить надлежащий уровень формирования обще учебных умений, использовать возможности для развития монологической речи школьников, организовать различные формы общения.

Творческие принципы нестандартных уроков заключаются в следующем:

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам способностям и склонностям.

7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Такие уроки появились как своего рода “ответ” учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. Это прогресс учительской мысли. На этих уроках учащиеся развиваются в личностно – ориентированном образовании. Оно помогает ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё то хорошее, что заложено в него от природы. Учитель пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии и т. д. Нетрадиционные уроки в моей работе занимают значительное место. Это связано с особенностями обучающихся (обучение осужденных от 18 до 30 лет), игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При разработке уроков я преследую основные цели и реализую их в конкретных формах.

Например:

– развитие осмысленного отношения к знаниям: урок-защита знаний, урок - защита идей, урок-встреча.

– становление творческих способностей учащихся: урок-бенефис, урок-творчество.

– расширение кругозора: урок - экскурсия, урок -путешествие.

– развитие нестандартных умений учебной работы: парный опрос, работа в группах, экспресс- опрос.

– стимулирование познавательного интереса: урок-КВН, урок “Что? Где? Когда?”, урок-викторина.

Всё это способствует повышению эффективности преподавания учебного предмета, достижению  поставленных целей, высокой результативности в обучении.

При проведении отрытых уроков нетрадиционная форма является всегда выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала. Занятость учащихся через различные формы коллективной и групповой работы. Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты междуобучающимися..

Актуальность такой работы, по моему мнению, выражается в создании условий для самореализации личности учащегося, повышение статуса ученика, значимости его личных вкладов в решении общих задач.

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игри других заданий с элементами занимательности.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.

Можно сформулировать следующие рекомендации:

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

         

Литература:

  1. Абдульменова, З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности [Текст] / З.З. Абдульменова // Средняя школа. – 2003.- №11. – с.10
  2. Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке [Текст]: кн. для учителя/ И.В. Муштавинская.- М.: Просвещение, 2011.- 223 с.
  3. Савина, Ф.К. Активизация познавательной активности учащихся [Текст]: кн. для учителя/ Ф.К. Савина.- Волгоград.: ВГПИ имени Серафимовича, 2013 .- 61 с.
  4. Черкашина, Т.А. Активизация познавательной деятельности учащихся [Текст]: кн. для учителя/ Т.А. Черкашина- М.: Учитель, 2012 .-100 с.
  5. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся [Текст]: кн. для учителя/ Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 2005 .-160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы активации познавательной деятельности учащихся на уроках

Работа выполнена при обучении на курсах "Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении" в Государственном образовательном учреждении Педагогическая академия последипломного образо...

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Доклад "Информационно- коммуникативная технология как метод активации познавательной деятельности на современном уроке биологии»

На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с потребностью общества в образованных и э...

Активация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии.  География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патри...

"Нетрадиционные формы проведения урока как способ активизиции познавательной деятельности обучающихся"

В современной школе основной формой обучения является урок. В педагогической литературе понятие "урок" сволится к целостному, логически завершенному оганиченному определенными временными рамками отрез...

Опыт работы "Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся."

Опыт работы Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся....

Игра на уроке – способ организации познавательной деятельности обучающихся.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...