Главные вкладки

    Духовно-нравственное воспитание обучающихся и развитие их творческих способностей в системе дополнительного образования
    материал

    Макаркина Елена Николаевна

    опыт педагога доп.образования

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon представление93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Публичное представление

    собственного инновационного педагогического опыта

    педагога дополнительного образования

    МБУ ДО «Большеберезниковский «Дом детского творчества»

    Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия

    Макаркиной Елены Николаевны

    «Духовно-нравственное воспитание обучающихся и развитие их творческих способностей в системе дополнительного образования детей посредством вокального искусства»

    Общие сведения

    Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

    Должность с указанием преподаваемого предмета

    Стаж работы в должности

    Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования «Большеберезниковский» «Дом детского творчества» Республики Мордовия,  431750 с.Б.Березники,  ул. Ленина, 56

    Педагог дополнительного образования

    13 лет

     Актуальность опыта

    Считается, что все дети талантливы. Надо только увидеть в каждом ребенке определенный потенциал  и постараться максимально его развить. Для чего? Любое государство нуждается в талантливых людях. И не только для того, чтобы держать пальму первенства в какой-то области (науке, искусстве). Интеллигентный человек с развитым эстетическим вкусом, работая в любой отрасли, принесет гораздо больше пользы своей стране, осознанно стремясь к красоте и творчески подходя к любому делу. Далеко не каждая семья имеет возможность обучать своего ребенка в детских школах искусств. Но большинство детей тянется к музыке, творчеству. И здесь неоценима роль учреждения дополнительного образования как самого доступного и разностороннего фактора приобщения детей к прекрасному.

    Голос человека – это самый важный инструмент общения, выражения чувств и желаний. Самое распространенное из искусств – пение. С одной стороны, оно не требует каких-то финансовых затрат (приобретение муз. инструмента, танцевальной формы, красок, кистей и т.д.). Петь могут все и везде. С другой стороны, чтобы вокальное творчество не оставалось на уровне семейного и дружеского круга, ему, как и любому другому виду искусства, надо учиться, развивать музыкальный слух и вкус. Недостаточно просто слушать популярные песни и подражать их исполнителям – профессиональным музыкантам. Важно помочь ребенку усвоить азы грамотного вокала, необходимый минимум профессиональных знаний (теория музыки), а также развить его собственные творческие способности (умение свободно чувствовать себя на сцене, артистично воплощать идею, образ вокального произведения).

    С этой целью мною и была разработана дополнительная общеразвивающая (дополнительная образовательная) программа вокального творческого объединения «Весняночка».

    Давно известно, что занятие вокалом улучшает общее физическое состояние человека. Как правило, часто поющие люди и певцы-профессионалы живут до глубокой старости, сохраняя хорошее здоровье. Все потому, что постоянно упражняя слуховой аппарат, дыхательную систему, диафрагму, человек попутно тренирует свои сосуды и сердце (тут уместно вспомнить дыхательную гимнастику Стрельниковой и отдельный цикл ее упражнений для вокалистов – звезд отечественной эстрады). Кроме того, гормоны радости – эндорфины, которые вырабатываются в организме человека при исполнении песен, продлевают жизнь, укрепляя иммунитет. Следовательно, занятия пением приносят очевидную пользу и взрослому, и ребенку.

    2. Основная идея опыта.

    Одной из главных целей воспитания в современной школе является воспитание высоконравственной и творческой личности. Изменения, которые периодически происходят в разных сферах жизни общества, приводят к значительной потере духовных ценностей. Эти изменения снижают воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственного воспитания. Следовательно, возникает необходимость создания реальных условий, способствующих формированию духовно – нравственного развития и развития творческих способностей.

    Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. И в вокальном искусстве это, как нигде, находит свое отражение.

    Работа по созданию целостной системы духовно – нравственного развития и развития их творческих способностей была начата с анализа фактического состояния уровня развития воспитанников по данному направлению. Цель диагностики – определение уровня творческого начала, наличия духовно-нравственных ценностей. Для диагностики были выбраны самые информативные методики: прослушивание; тестирование; анкетирование;

    наблюдения; беседа.

    В результате данной диагностики было выяснено, что незначительное число обучающихся  имеет четкое представление о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине, к общечеловеческим ценностям. Они смутно представляли себе, что означает творчество, нравственность и духовность. Всё это и послужило условием становления опыта.

    3. Теоретическая база опыта

    Каждый из нас воспринимает и переживает музыку по-своему. Это зависит от уровня нашей образованности и воспитанности.

    К сожалению, реальность нашей жизни такова, что в наше время понятие интеллигентного человека, увы, не всегда связывается с уровнем его культуры. И я вижу своё предназначение в том, чтобы средствами вокального искусства формировать культурного человека.

    Работая в дополнительном образовании, я ищу ответ на такие вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на моих занятиях преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать занятие по вокалу обучением искусству и творчеству, где не будет места обыденности и схематизму?

    Своей первостепенной задачей, как педагога дополнительного образования, я вижу в обеспечении продуктивной деятельности обучающихся. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Именно проблемной ситуацией и определяется вовлечение воспитанников в деятельность, способствующую развитию их творческих способностей. И для современного занятия внедрение новых методов проблемного и развивающего обучения стало реальностью.

    Наш центр дополнительного образования «Дом детского творчества» располагается в сельской местности. Многие из воспитанников не были ни в театре, ни в филармонии и с вокальным искусством встречаются впервые на моих занятиях. И мне, как педагогу, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься музыкой, когда дети начинают «хотеть» слушать её, исполнять и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Музыкальное образование и воспитание детей находится в моих руках с 7 до 17 лет. За это время они должны постичь духовный опыт человечества, раскрыть механизм превращения жизненных явлений в музыкальные образы в единстве содержания, формы и средств выражения.

    И для себя я выделила те методы, которые сегодня являются наиболее актуальными.

    Музыкально-педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского стала базовой основой моей работы, ведущим принципом которой является связь музыки (и искусства в целом) с жизнью.

    Наряду с концепцией Д.Б.Кабалевского ведущее место в работе занимают:

    Психологическая концепция Л.С.Выготского о целостности и единстве художественной деятельности ребенка; Теоретико-педагогическая концепция В.А.Сластенина;

    Концепция полихудожественного воспитания, теория интегрированного преподавания искусства Б.П.Юсова; Психологическая концепция способностей, исследования в области восприятия и представления Б.М.Теплова.

    Учение об интегрирующих функциях ведущих идей учебных дисциплин Г.Ф.Федорца.

    Кроме того, труды известных отечественных ученых в области педагогики, психологии, теории и практики музыкального и театрального образования и воспитания (Абдуллина Э.Б., Алиева Ю.Б., Станиславского К.С., Немова Р.С., Асафьева Б.В., Петрушина В.И., Эльконина Б.Д.). Программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; педагогическая концепция К.Орфа; Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

    4. Новизна

    Новизна предлагаемого опыта заключается в том, что применение современных типов занятий и технологий позволяет повысить интерес обучающихся к творческой и общественной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения духовно-нравственного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данного опыта заключается в том, что использование разных типов занятий и различных технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед дополнительным образованием, при подготовке конкурентоспособных граждан.

    5. Технология опыта. 

    В ходе реализации программы стараюсь использовать разнообразный арсенал методов и средств обучения, позволяющих достигать продуктивного уровня развития познавательной деятельности, стимулировать эмоционально-волевую и творческую сферы личности воспитанника. К числу наиболее используемых методов относятся:

    Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

    словесные (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, конференция), наглядные (иллюстрация, видео- и медиадемонстрация, музыкальная демонстрация), практические (вокальные, ритмические и инструментальные упражнения)

    По степени самостоятельности мышления обучающихся

    проблемные, проблемно-поисковые

    Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

    познавательные игры (Если бы я был композитором, Я – дирижер и др.), создание ситуации занимательности (ролевые игры, музыкальные постановки, ритмические декламации)

    Методы контроля и самоконтроля в обучении

    методы устного контроля и самоконтроля (устный индивидуальный и фронтальный опросы).

    Проектный метод (создание и защита своих проектов – творческих и научно-исследовательских).

    Как педагог, я стараюсь постоянно работать над повышением своего педагогического мастерства, применять разнообразные формы занятий, внедрять современные образовательные технологии.

    Основными технологиями, используемыми в работе, являются: здоровьесберегающие; развивающие; проблемные; поисковые; информационно-коммуникационные; технологии активного обучения.

    Разнообразные методы и приемы работы  мною направлены на решение конкретных целей и задач - как образовательного плана, так и духовно-нравственного воспитания. В процессе разучивания песенного репертуара детьми стараюсь помочь им осмыслить главную идею (всегда высоконравственную!) песни, совершаю с ними экскурс в историю, вспоминая народные традиции, гордясь ратными подвигами, восхищаясь самобытностью и духовными подвигами, наслаждаясь в песне красотой и гармонией музыкального ряда. Именно поэтому в аспекте духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в учреждении дополнительного образования детей реализация программы вокального творческого объединения заслуживает особого внимания. Она предполагает:

    1) выбор технологии обучения, способствующей включению в учебно-воспитательный процесс эмоциональной сферы для развития и реализации духовно-нравственных качеств личности воспитанника;

    2) изучение содержания и выбор дидактической системы  отвечающей педагогическим устремлениям педагога;

    3) осуществление и демонстрацию инновационных подходов на практике через занятия и мероприятия различных уровней.

    Для развития творческого потенциала детей во время внеурочной деятельности создаются определённые условия, когда обучающиеся не пассивны, а активно проявляют себя, погружаясь в творческую деятельность, раскрывая всё новые грани своего таланта.

    6.Результативность опыта.

    Итогом реализации программы является концертная деятельность. Вся работа, которая была проведена учащимся над музыкальным произведением, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления. Только концертное выступление определяет и уровень освоения материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое. Именно во время выступления проверяется решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и приобретенные знания, умения и навыки, и устойчивость психики.

    Концертная деятельность оказывает большое влияние на личность музыканта-исполнителя и, на мой взгляд, для формирования психического состояния творческого подъёма во время выступления наиболее ценными являются следующие потребности: потребность приобщиться к прекрасному, участвуя в исполнительском процессе; потребность в творческом общении с партнёрами по ансамблю и с публикой, а также потребность в самовыражении, в желании запечатлеть, сохранить, донести до других людей свое представление о музыкальном художественном образе.

    Выступление перед публикой помогает раскрытию творческих способностей детей, возможно, становлению в будущем талантливых артистов. Здесь и радость творчества, и гордость за свой коллектив, и утверждение себя как личности.

    Эффективность данного опыта доказывают высокие результаты и успехи обучающихся во внеурочной деятельности.

    Воспитанники, конечно же, используют все приобретенные на занятиях знания, навыки, умения в практической жизнедеятельности, участвуя в творческих конкурсах, фестивалях, концертах и добиваются определенных результатов.

    Вот каких результатов мы добились за последние пять лет совместной творческой деятельности.

    ФИ учеников

    Класс

    Название конкурса

    Год

    Результат

    Муниципальный уровень

    Вокальный ансамбль «Весняночка»

    9

    Муниципальный этап республиканского конкурса эстрадной песни «Живи, народная душа!»

    2016

    Победитель

    Вокальный ансамбль «Весняночка»

    9

    Муниципальный этап республиканского конкурса эстрадной песни «Серебряная музыка»

    2016

    Победитель

    Дурнайкина Кристина

    8

    Муниципальный этап республиканского конкурса народной песни «Серебряная музыка»

    2017

    Призер

    3 место

    Вокальный ансамбль «Весняночка»

    10

    Муниципальный этап республиканского конкурса паириотической песни «Я люблю тебя, Россия!»

    2017

    Победитель

    Вокальный ансамбль «Весняночка»

    9-11

    Муниципальный этап республиканского конкурса эстрадной песни «Живи, народная душа!»

    2019

    Победитель

    Региональный уровень

    Дурнайкина Диана

    9

    Республиканский конкурс эстрадной песни «Серебряная музыка»

    2016

    Призер

    3 место

    Вокальный ансамбль «Весняночка»

    9

    Республиканский конкурс народной песни «Живи, народная душа!»

    2016

    Диплом в номинации

    Дурнайкина Диана

    9

    Республиканский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»

    2016

    Диплом в номинации

    Вокальный ансамбль «Весняночка»

    10

    XX фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!»

    2016

    Лауреаты в номинации «Вокал»

    Дурнайкина Диана

    10

    XX фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!»

    2016

    Лауреат в номинации «Вокал»

    Вокальный ансамбль «Весняночка»

    10

    Республиканский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»

    2017

    Призер

    2 место

    Вокальный ансамбль «Весняночка»

    11

    XX1 фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!»

    2017

    Дипломант в номинации «Вокал»

    Вокальный ансамбль «Весняночка»

    9-11

    Республиканский конкурс народной песни «Живи, народная душа!»

    2020

    Призер

    3 место

    Список литературы.

    1. Д.Б.Кабалевскоий, «Музыкально-педагогическая концепция»;
    2. Л.С.Выготский, «Психологическая концепция о целостности и единстве художественной деятельности ребенка»;
    3. В.А.Сластенин, «Теоретико-педагогическая концепция»;
    4. Б.М.Теплов, «Психологическая концепция способностей»;
    5. Программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова;
    6. «Народное пение» И. А. Ильина;
    7. Абдуллин Э.Б., «Теория и практика музыкального образования и воспитания»;
    8. А.Н. Стрельникова, «Дыхательная гимнастика»;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.

    Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...

    Доклад «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»

    Доклада на тему: «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования». (из опыта работы) Подготовил: преподаватель МБОУ ДОД...

    Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования

    Проект как творческая задача интеллектуального и практического характераПорядок выполнения проектовКритерии оценки проектаСтруктура творческого проекта...

    Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования (презентация к выступлению)

    1 слайд: Проект – совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.2 слайд: Основные составляющие учебного проекта: ...3 слайд: Учебный проект - определен...

    Авторский проект: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЖ

    В данной статье рассматривается система дополнительного образовния по ОБЖ как фактор развития навыков безопасного поведения...

    Развитие музыкальных способностей в системе дополнительного образования

    Развитие музыкальных способностей в системе дополнительного образования...

    Методическая разработка "Особенности развития творческих способностей детей в дополнительном образовании"

    Данная методическая разработка предлагает варианты подхода к решению проблемы развития творческих способностей детей...