Выступление на МО логопедов в МБДОУ "ДС № 8"
учебно-методический материал

Козелова Светлана Ивановна

Активизация познавательной активности методом наглядного моделирования у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_logopedov_v_mbdou_ds_no_8.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Октябрь 2015

Выступление на МО ЛОГОПЕДОВ - ДЕФЕКТОЛОГОВ

Активизация познавательной активности методом наглядного моделирования у детей старшего дошкольного возраста.

Вопросы активизации познавательной деятельности старших дошкольников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация концепции современного образовательного процесса подразумевает формирование эффективных условий с целью включения воспитанников в различные виды деятельности по овладению современными информационными технологиями, а также ориентацию на продуктивный и творческих характер деятельности воспитанников, чтобы побудить их к экспериментированию, стимулировать самостоятельный поиск знаний. Одним из таких способов активизации познавательной деятельности воспитанников является моделирование. Для качественного определения понятия моделирование и реализации данного средства обучения в учебный процесс, необходимо сформулировать понятие учебная деятельность, а также сформировать понимание познавательного процесса воспитанников в образовательной деятельности. В процессе учебной деятельности необходимо мотивировать воспитанников на получение и усвоение новых знаний, овладение умениями и навыками, формирование необходимых компетенций, т.е. одна из ключевых функций учебной деятельности - постижение ребенком окружающего мира, присвоение им накопленных человечеством опыта, фактов, теоретических и практических сведений. Другими словами, учебная деятельность - осознанная деятельность учеников по усвоению знаний, умений, навыков. Процесс учебного познания протекает не стихийно - он носит организованных характер. Учащиеся не просто знакомятся с содержанием, но и осваивают научные методы познания, теоретические подходы к анализу и оценке явлений действительности, способы их приложения к различным областям человеческой деятельности. В психолого-педагогической науке установлено, что познавательный интерес выступает ведущей и ключевой составляющей мотивации учения, поэтому учебная и познавательная деятельность в педагогике обычно рассматриваются как синонимы (В.А. Беликов, В.Г. Разумовский, Т.И. Шамова и др.). По мнению Г.И. Щукиной, объектом познавательного интереса является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, сохранять относительно устойчивое стремление к глубокому их изучению. Познание нового, как правило, сопровождается эмоциональным подъемом, активизацией познавательных процессов. Формирование познавательных интересов воспитанников в обучении может происходить по двум основным каналам: с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности воспитанников, поэтому для эффективного усвоения школьниками необходимой учебной информации, в процессе образовательной деятельности педагогу очень важно уметь активизировать все системы органов чувств воспитанников. Восприятие материала исключительно «на слух» снижает результативность обучения. Незаменимыми для активизации познавательной деятельности являются наглядные методы, которые на основе зрительного анализатора не только обеспечивают полноценное приобретение учащимися новых знаний, но и прививают им навыки правильного восприятия, умения обнаруживать существенные признаки, устанавливать связи в изучаемых явлениях. Выбор наглядных методов обучения, зависит от содержания преподаваемого материала, степени знакомства с ним школьников и целесообразности его применения. Кроме прочего, многие наглядные методы предоставляют широкие возможности для самостоятельной работы воспитанников, без какой-либо посторонней помощи. Практические методы - это сложное сочетание речевого взаимодействия, наглядности и практической работы. Практическая деятельность воспитанников организуется и направляется учителем с целью воспитания трудолюбия, привычки самостоятельно добывать знания и, безусловно, активизации познавательной деятельности. Анализируя выше изложенное и используя как теоретический фундамент в педагогической деятельности, необходимо определить понятия модели и моделирования. «Под моделью (от лат. modulus - мера, образец, норма) понимают такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект - оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные черты. Процесс построения и использования модели называется моделированием» [2]. Одной из основных проблем использования модели является проверка адекватности. К примеру, в естественных науках достаточным условием истинности результатов моделирования и любых других форм познания является совпадение результатов исследования с наблюдаемыми фактами. Категория «практика» совпадает здесь с категорией «действительность». В то время как в гуманитарных науках понимаемые таким образом принцип «практика - критерий истины» в большей степени применим к простым моделям, используемым для пассивного описания и объяснения действительности (анализа прошлого развития, краткосрочного прогнозирования неуправляемых экономических процессов и т.п.). Процесс создания модели занимает достаточно много времени и является трудоемким, т.к. педагог проходит через несколько этапов: 1. Детальное изучение опыта, связанного с интересующим учителя явлением, последующий анализ и обобщение этого опыта и создание гипотезы, лежащей в основе будущей модели; 2. Составление программы исследования, организация практической деятельности в соответствии с разработанной программой, ориентирование на имеющийся педагогический опыт, уточнение первоначальной гипотезы исследования, взятой в основу модели; 3. Создание окончательного варианта модели. Если на втором этапе педагог как бы предлагает различные варианты конструируемого явления, то на третьем этапе он на основе этих вариантов создает окончательный образец того процесса или явления, который собирается воплотить. Исходя из анализа процесса создания модели можно сказать, что модель является достаточно сложным продуктом с точки зрения педагогической деятельности, поскольку включает в себя массивную работу над педагогическим опытом, изучением практики коллег с ориентацией на современный модернизированный образовательный процесс и специфику подрастающего поколения. Однако процесс моделирования - достаточно «зрелищный» при правильной реализации данного метода на уроке. Необходимо разграничить процесс создания модели и метод моделирования. Философский энциклопедический словарь дает следующее определение понятия моделирование: «Моделирование - метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т.п.» [3]. Моделирование бывает: - материальным (физическим, предметным, натурным (пример: в архитектуре - макет здания, в астрономии - планетарий и т.п.)); - идеальным (основано не на материальной аналогии объекта, а на аналогии идеальной, мыслимой модели (пример: мысленный эксперимент Г.Галилея привел к идее инерциального движения тела)); - знаковым (схемы, графики, чертежи, формулы, наборы символов и т.п.); - математическим (модели, сформулированные на языке математики (пример: описание и исследование законов механики И.Ньютона средствами математических формул)). Метод моделирования широко используется в образовательном процессе, во всех науках каждое исследование тесным образом связанно с моделированием: данный метод применяется как при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, так и при изучении точных и гуманитарных наук. К примеру, на уроках физики и математики невозможно представить урок без использования моделирования; на уроках истории и обществознания моделируется поведение общества в определенных социальных условиях и т.д. У начинающего педагога могут возникнуть трудности при формировании и использовании на уроке метода моделирования. Главная сложность организации моделирования в учебной деятельности связана с тем, что предмет моделирования не случаен. Учитель имеет дело с теоретическим обобщением и необходимостью представить в модели способы «схватывания», понимания сущностных отношений предмета. Именно поэтому сам предмет становится детерминантой способа представления преобразующих действий с ним в модели. Для этого пригодны не любые модельные формы, часто они просто не существуют до того, как оказываются изобретенными при конструировании курса или даже непосредственно на занятии. Однако метод моделирования показывает положительный прогресс при оценивании остаточных знаний учитель учащихся: материал, преподнесенный с помощью метода моделирования, усваивается достаточно хорошо, т.к. в нем задействованы несколько каналов восприятия информации и дальнейшее ее усваивание. Использование метода моделирования помогает решать комплекс очень важных задач: - развитие продуктивного творчества людей; - развитие высших форм образного мышления; - применение ранее полученных знаний в решении составных задач; - закрепление знаний, полученных учащимися ранее; - создание условий для делового сотрудничества; - понимание учащимися принципов работы и строения оригиналов с помощью моделей. Моделирование всегда имеет предварительно фиксированную цель и является не просто формой материализации предварительно открытого в сознании отношения, а действие его конструирования, что придает ему эвристический характер. Познавательные модели обеспечивают получение нового знания, а учебные - для овладения этим знанием. Таким образом, метод моделирования позволяет свести изучение сложного к простому, помогает детям «учиться активно», формирует универсальные учебные действия, способствует развитию познавательного интереса воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя-логопеда.

Этот материал будет полезен  молодым логопедам для выступления перед родителями на собрании....

доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"

Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....

Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционой работе с детьми с ТНР»

С введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и  модернизации дошкольного образования важным направлением ДОУ является обеспечение государственной гарантии доступности и равны...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Выступление на конференции для логопедов по презентации речевого проекта "Пасха"

Развитие коммуникативных и речевых навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Выступление для родителей будущих первоклассников "За советом к школьному логопеду"

Выступление для родителей будущих первоклассников о возможных трудностях обучающихся при овладении навыком письма, их причинах и способах предупреждения....

Выступление на РМО логопедов и дефектологов на тему: «Опыт работы использования ИКТ с детьми логогруппы»

Выступление на РМО логопедов и дефектологов на тему:  «Опыт работы использования ИКТ с детьми логогруппы»Еще совсем недавно, к использованию ИКТ в детском саду, я относилась с недовер...