Тетрализация как вид внеурочной деятельности. Доклад на РМО русского языка и литературы
методическая разработка

Владимирова Анна Александровна

Театрализация как вид внеурочной деятельности, формирующий монологическую речь обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на РМО русского языка и литературы 28.02.2020

Театрализация как вид внеурочной деятельности, формирующий монологическую речь обучающихся.

Владимирова Анна Александровна,

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

Вступление

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность…»

                    К.С.Станиславский

В современный век повсеместной компьютеризации и активного входа в нашу жизнь телевидения, СМИ так важно развивать у детей с самого раннего возраста связную речь. Наши дети теряют способность говорить развернуто, используют в своей речи, как правило, шаблонные фразы, а то и вовсе обходятся односложными ответами. Поэтому проблема развития у детей связной речи так актуальна на современном этапе.

Речь монологическая

В настоящее время развитию речи школьников придается особое значение, так как это определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

В связи с этим возникает необходимость активизировать работу по развитию монологической речи. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи.

А.В. Текучев отмечает, что связная устная речь выступает как двусторонний процесс, складывающийся из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей (импрессивная речь). два вида экспрессивной формы речи: диалогической и монологической.  объединяет единая целевая установка: выполнение функции общения. Вместе с тем каждая из этих форм речи имеет свои особенности.

Диалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи.

Для диалога характерны разговорная лексика и фразеология, краткость, недоговоренность, обрывистость, простые и сложные бессоюзные предложения, кратковременное предварительное обдумывание. Диалогическая речь отличается непроизвольностью

Ученые (Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев А.Р. Лурия, А.В. Петровский и другие) отмечают, что развитие речи идет от диалогической к монологической, более сложной, требующей специальных умений и речевой культуры.

Л.В.Щерба характеризует монолог как более сложный вид речевой деятельности, в отличие от диалога. Монолог не поддерживается репликами, поэтому требует сильных внутренних мотивов для продолжения речи. Для того чтобы быть понятным слушателям, монологическое высказывание должно строиться логично, развернуто, последовательно, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью. В отличие от диалога, монологическая речь предполагает ответственность за выполнение коммуникации только на говорящем при отсутствии явной опоры на восприятие речи слушающим (читающим).

Т.А. Ладыженская обращает внимание на то, что монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер. Перед школой ставится задача развития неподготовленной продуктивной речи учащихся. Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативно обусловленной и  мотивированной, т.е. у учащегося должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим. В силу контекстности монологической речи к ней предъявляются особые требования: она должна быть понятной «из самой себя», т.е. без помощи неязыковых средств, которые часто играют большую роль в ситуативной диалогической речи .

Однако мы наблюдаем, что в ответах школьников нередко наблюдается непродуманность, случайность в расположении отдельных частей высказывания, однообразное или неуместное употребление средств связи между самостоятельными предложениями или частями высказывания (повторение слов и выражений типа еще, еще есть, кроме того, и еще, кроме того, также). Для учащихся характерно затруднение в переходе от общих положений к анализу конкретных примеров, неумение пользоваться частотными для языка науки средствами выражения сопоставительных, причинно-следственных, классификационных и т. д. отношений .

Одним из эффективных средств развития связной монологической речи учащихся является проведение публичных выступлений детей перед своими товарищами, перед аудиторией с докладами, информационными выступлениями, декламацией.

Фгос

Организация работы по развитию связной речи — процесс достаточно сложный, многоплановый, в связи с этим, меня заинтересовало развитие монологической речи не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности.

Театрализация как форма организации работы по развитию связной речи у обучающихся.

Одним из результатов урока по  фгос является развитие у обучающихся коммуникативных компетенций.

В соответствии с требованиями фгос значение внеурочной деятельности в современном образовательном процессе возрастает.

Внеурочная деятельность школьника – одно из актуальных направлений модернизации отечественной школы. Причем внеурочная работа с учащимися не должна в принципе дублировать учебную, а дополнять ее – воспитывать, развивать, совершенствовать личность школьника, приобщать его к творчеству, к жизни в социуме, формировать опыт эмоционально – положительного отношения к культуре в целом – родной и иноязычной, расширять возможности учащихся проживать в современной поликультурной среде.  

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Внеурочка

Такие публичные выступления возможны на занятиях факультатива, кружка, студии. Например,  театральной, потому что развитию монологической речи хорошо способствует использование театрализации . И это давно доказано.

Театр суть методики

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

  • с художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности;
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Воспитательные и образовательные задачи:

-Развивать  творческие  способности  детей,  их  желание  фантазировать  и реализовывать желаемое в действительности.

-Способствовать развитию театрального творчества, художественных и индивидуальных способностей детей.

-Воспитывать коммуникативные навыки: дружеские взаимоотношения, уступать товарищу по игре, согласовывать свои действия  с партнёрами.

Педагогические задачи:

  • -Развивать культуру речи, правильное звукопроизношение.
  • -Развивать связную речь.
  • -Учить детей умело использовать речевые приёмы рассказывания: интонацию, логическое ударение, выразительность, паузы, силу голоса.
  • -Развивать речевые и неречевые средства общения (учить соотносить жест, движение и слово в передаче художественного образа).

-

  1. Приемы театрализации способствуют развитию как основных видов речевой деятельности, так и формированию ассоциативного мышления, памяти.
  2. театрализация способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи.
  3. В процессе подготовки выступления мы стремились активизировать у учащихся речевые умения, т.е. умения рассуждать, обмениваться своими мыслями, впечатлениями, отстаивать свое мнение.
  4. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят учащегося перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
  5. Особенность театрализации сказки состоит в том, что в ней осуществляется ее свободная интерпретация учащимися, используются различные средства выразительности для передачи особенностей персонажа. Когда учащиеся проживают роль сами, их речь, речь персонажей, отличается четкостью, последовательностью, всегда более богата  в эмоциональном отношении. Очень важным моментом в театрализованных постановках является то, что дети, играя определенную роль, перевоплощаясь в персонажа, полностью раскрепощаются, и даже допуская явные ошибки в речи, не теряются, а лишь ссылаются на тот факт, что ошибка допущена не ими, а теми персонажами, которых они играют.
  6. Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не только в результате, но и в самом процессе. Важно то, что дети создают, творят. У них развивается творческое воображение, которое они могут  воплотить в спектакле. Преподаватель должен грамотно направлять деятельность учащихсяа ученик становится активным участником учебного процесса. Театрализация оказывает влияние на развитие связной речи у детей в том случае, если будет вызывать интерес и желание включиться в игру, а также будет учитывать индивидуальные особенности детей.
  7. Также необходимо учитывать коммуникативную значимость инсценировки для детей и объективную сложность заучиваемого материала.        Например,  привожу в пример конкретных учеников, их конкретные з-адачи и успехи.

  1. Не бывает маленьких ролей..все важны. Лучше использовать сначала постановки с большим количеством действующих лиц и небольшими по объему репликами, в таких спектаклях принимали участие  школьники разных  классов. Такой прием создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (старшие ученики помогают младшим), укрепляет чувство ответственности за успех общего дела. Это преимущество внеурочной формы занятий перед урочной.
  2. Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
  3. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
  4. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.

конечная цель постановки — не создание театрального шедевра, а вовлечение детей в творческий процесс обучения.

  1. театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Воспитательные возможности по театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

  1. У детей появляется чувство ответственности за успех.
  2. С целью повышения интереса к драматизации можно записать выступление «артистов» на видео.

например

Применение игры с целью развития умений монологического высказывания в процессе обучения

Развитию монологической речи учащихся способствовало использование творческого пересказа, в ходе которого наиболее ярко проявляется самостоятельность в осуществлении монологического высказывания. Так, при изучении сказки Андерсена «Снежная королева» учащимся было дано домашнее задание составить пересказ какого-либо фрагмента сказки от имени одного из ее персонажей. Мы объяснили детям, что они должны представить себя на месте этого персонажа и рассказать, что с ним произошло, что он чувствовал от первого лица. Учащиеся восприняли это задание с интересом. Конечно, творческие пересказы детей были разного уровня. У одних в пересказе изменения коснулись только лица, от которого шел рассказ, у других изменения были более существенными. Например, одна ученица от имени Разбойницы говорила о том, что после отъезда Герды она осталась одинокой, никому не нужной и поняла, что жила неправильно и решила не только отпустить своих пленников, но и ехать на помощь Герде искать Кая. На следующем уроке пересказы слушались и обсуждались всем классом.



Предварительный просмотр:

Заседание районного методического объединения учителей русского языка и литературы «Развитие монологической речи учащихся на уроках и внеурочной деятельности с целью повышения качества образования по ФГОС »

Повестка дня:

1.Методы и приёмы развития монологической речи на уроках русского языка и литературы (Шинкевич О.Н, учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»).

2.Театрализация как вид внеурочной деятельности, формирующий монологическую речь обучающихся( Владимирова А.А., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»).

3.Музыкально -литературная композиция «Эхо войны», посвященная Году Памяти и Славы

( Доброжан А.А., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»).

4.Практикум «От анализа текста – к сочинению».Сочинение-рассуждение по  тексту в формате ОГЭ для обучающихся 9 классов и сочинение-рассуждение по тексту в формате ЕГЭ (Артемьева Н.М, учитель МБОУ «Ваховская ОСШ»).

5. Проектная деятельность обучающихся как способ формирования навыков монологической речи обучающихся. (Резниченко Е.С., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»).

6. Развитие монологической речи обучающихся с  ОВЗ в контексте ФГОС. (Сабиров И.А., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»)

7. Подготовка к устному собеседованию на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы. (Гамза О.А., учитель  МБОУ «Ватинская  общеобразовательная средняя  школа»;   Задорожная А.В., учитель  МБОУ «Большетарховская ОСШ»; Шмидт Л. В., учитель  МБОУ «Зайцевореченская ОСШ».

8. Итоговое сочинение (изложение).  Анализ творческих работ обучающихся Нижневартовского района. Результаты муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе в 2019-2020 учебном году. (Кузовлева Н.Н., методист муниципального автономного учреждения «Центр развития образования»)

9. Подведение итогов заседания методического объединения. (Камышева Л.А., руководитель районного методического объединения)

 

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Театрализация как вид внеурочной деятельности, формирующий монологическую речь обучающихся. Владимирова Анна Александровна, Учитель русского языка и литературы МБОУ « Излучинская ОСШУИОП №1»

Слайд 2

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность…» К.С.Станиславский

Слайд 3

Проблема

Слайд 4

Виды устной речи Более сложный вид речевой деятельности. логичность, развернутость, последовательность, обоснованность, смысловая завершенность, наличие распространенных конструкций, грамматическая оформленность . МОНОЛОГ ДИАЛОГ первичная по происхождению форма речи. разговорная лексика и фразеология, краткость, недоговоренность, обрывистость, простые и сложные бессоюзные предложения, кратковременное предварительное обдумывание. Непроизвольность

Слайд 5

МОНОЛОГ предполагает ответственность за выполнение коммуникации только на говорящем при отсутствии явной опоры на восприятие речи слушающим (читающим).

Слайд 6

Задача школы – неподготовленная продуктивная речь! Продуктивная речь Репродуктивная речь Это чистое самостоятельное высказывание, где содержание высказывания определяет сам говорящий, а если содержание задано темой, то последовательность и наполнение высказывания. При ней говорящий опирается на ранее воспринятое, на ранее услышанный или прочитанный текст. Человек перерабатывает воспринятую информацию и воспроизводит ее или более кратко, либо более развернуто, часто используя синонимические замены.

Слайд 7

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Слайд 8

Театрализация решает следующие проблемы педагогики и психологии, связанные: с художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности; воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Слайд 9

Воспитательные и задачи: Развивать творческие способности детей, их желание фантазировать и реализовывать желаемое в действительности. Способствовать развитию театрального творчества, художественных и индивидуальных способностей детей. Воспитывать коммуникативные навыки: дружеские взаимоотношения, уступать товарищу по игре, согласовывать свои действия с партнёрами.

Слайд 10

Образовательные задачи: -Развивать культуру речи, правильное звукопроизношение. -Развивать связную речь. -Учить детей умело использовать речевые приёмы рассказывания: интонацию, логическое ударение, выразительность, паузы, силу голоса. -Развивать речевые и неречевые средства общения (учить соотносить жест, движение и слово в передаче художественного образа).

Слайд 11

- “Тайфун” – так назвали фашисты план своего наступления. - Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться в Москву фашисты. -На 7 ноября назначен парад немецких войск на Красной площади перед мавзолеем Ленина. - Планировалось, что Гитлер, подобно Наполеону, въедет в Москву на белом коне, чтобы принять на Красной площади парад своих войск. ВСЕ: Однако этому не бывать!!!

Слайд 12

1: Зоя Космодемьянская – имя, ставшее символом непоколебимой силы духа и самоотверженности! ЗОЯ: Я - десятиклассница московской школы. В октябре 1941 г. я ушла добровольцем в партизаны. 1: Зоя - Герой Советского Союза. ЗОЯ: Посмертно. 1: Во время казни Зоя крикнула: ЗОЯ: Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье - умереть за свой народ!

Слайд 13

Преподаватель должен грамотно направлять деятельность учащихся, а ученик становится активным участником учебного процесса. Конечная цель постановки — не создание театрального шедевра, а вовлечение детей в творческий процесс обучения.

Слайд 14

Это 28 пехотинцев из дивизии генерала Панфилова и их политрук Клочков в течение 4 часов отбивали атаки 50 немецких танков. Они задержали наступление немцев и не дали им прорваться к Москве. Почти все они погибли, но шагнули в бессмертие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Преимущества театрализации: Формирование ассоциативного мышления, памяти. Способствует лучшему запоминанию и расширению лексического запаса Активизация у обучающихся речевых умений, т.е. умения рассуждать, обмениваться своими мыслями, впечатлениями, отстаивать свое мнение. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят учащегося перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Развитие воображения.

Слайд 3

Социальные навыки: Создание условий для взаимопонимания и взаимовыручки (старшие ученики помогают младшим), Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Средство самовыражения и самореализации ребенка. Помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Моделирование жизненного опыта людей. Появляется чувство ответственности за успех.

Слайд 4

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности в области краеведенья во внеурочное время и на уроках русского языка и литературы.

Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогиче...

Доклад. ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

     Наверное, все согласятся с тем, что основным стимулом деятельности ребёнка, его развития и обучения является именно интерес. Заинтересованность предметом помогает привести у...

Методическое пособие "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"

В методическое пособие «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» помещены материалы по организации проектно- исследовательской дея...

Педагогический проект «Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время как средство повышения мотивационных интересов обучающихся».

Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на урокахрусского языка и во внеурочной деятельности, как средства раск...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки смыслового чтения (русская и зарубежная литература)» 6 класс

Программный материал курса для 6 класса подобран таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, в которых решает...

Программа внеурочной деятельности "Исследовательская работа по русскому языку и литературе

Рабочая программа рассчитана на 17 часов, предназначена для эффективной реализации образовательных траекторий обучающихся и углубления знаний по предметам «Литература» и «Русский язы...