Доклад. ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
статья на тему

Попова Сусанна Суреновна

       Наверное, все согласятся с тем, что основным стимулом деятельности ребёнка, его развития и обучения является именно интерес. Заинтересованность предметом помогает привести ученика к успеху. Каждый из нас старается сделать свой урок ярким, увлекательным, продумывает и моделирует ситуацию успеха для каждого ученика.                                                                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popovasspri-myiaktivizacii.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Чалтырская СОШ №1

Мясниковского района Ростовской области

ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

(доклад учителя русского языка и литературы Поповой С.С.)

     

     

с.Чалтырь

2013

       Наверное, все согласятся с тем, что основным стимулом деятельности ребёнка, его развития и обучения является именно интерес. Заинтересованность предметом помогает привести ученика к успеху. Каждый из нас старается сделать свой урок ярким, увлекательным, продумывает и моделирует ситуацию успеха для каждого ученика.                                                                                                                                   Основная цель обучения сегодня – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков  , но и подготовка школьников как самостоятельного субъекта образовательной  деятельности . В основе современного образования лежит активность и учителя, и ученика. Если учитель во время урока проявляет своё любобытство к ученикам, к их мнению, интересам, желаниям и проблемам (то есть добывает информацию: что дети к данному моменту знают? Видят ли они поставленную задачу? Справляются ли с заданием? Замечают ли свои и чужие ошибки? Хотят ли работать над следующим заданием и смогут ли справиться с ним? ), то его работа становиться эффективной. А всё потому, что он «здесь, сегодня и сейчас» (К.С.Станиславский) создаёт условия для того, чтобы каждый из присутствующих на уроке начал УЧИТЬ-СЯ   чему-то для себя полезному, заодно воспитывая себя. Иначе говоря, речь идёт об активизации учителем педагогического процесса. Думается,  это главный  и наиболее эффективный путь повышения знаниий учащимися.  Многолетний опыт работы подсказывает , что для достижения этой цели необходимо  использовать на уроках самые разнообразные педагогические технологии. Это и технологии поддерживающего обучения (традиционные), это и технологии личностно-ориентированного обучения, это и технологии развивающего обучения. Именно последние технологии наиболее эффективны в современном мире, так как разработаны на основе познавательной деятельности учащихся. Наиболее интересной является технология проблемного обучения. Её цель состоит в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности учащихся, обучать его в системе умственых действий. Это приводит к изменению качества умственной деятельности, вырабатывает особый тип мышления, который называется научным, критическим дидактическим мышлением.  « Сделайте вашего ребёнка внимательным  к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял» ( Ж.-Ж. Руссо).   Проблемная ситуация, смоделированная учителем, помогает учащимся сформулировать проблему, проблема требует поиска решения, который может осуществляться как самостоятельно, так и совместно с учителем . Последний этап – решение поблемы -оказывается  возможен потому, что на уроке была создана активная, увлечённая обстановка. Русский язык и русская литература – учебные предметы , познавательная ценность которых чрезвычайно высока: формируется мышление, прививается чувство любви к языку, своему Отечеству, через изучение языка и литературы осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, происходит интеллектуальное развитие ребёнка. Поэтому  главная задача учителя – разбудить в учащемся интерес к своему предмету. Применение разнообразных технологий позволяет прибегать и к  разнообразным приёмам активизации познавательной деятельности воспитанников. В течение урока используются следующие виды работ.

   РУССКИЙ ЯЗЫК.

  1. Различные виды диктантов.                                                                                                                           Словарные, выборочные – используются для закрепления или повторения орфограмм.                                                                                                                                            Проверочные и контрольные – для текущего или рубежного контроля знаний учащихся.                                                                                                                                                                                                   Свободные и творческие диктанты – развивают связную речь, расширяют  словарный состав.
  2. Работа с текстами на уроке – интересный и занимательный вид деятельности. Она направлена на формирование  мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности школьника.
  3. Карточки позволяют  дифферинцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большого количества детей, развивают самостоятельность учащихся.
  4. Тестирование – используется для текущего  и  итогового контроля, подготовки к ГИА и ЕГЭ.
  5. Работа с опорными схемами и таблицами – позволяет структурировано изучить или обобщить тему. Их наглядность  влияет  на качество запоминаемого материала.
  6. Написание сочинений в формате ЕГЭ.                                                                                                                                    Об этом виде работы хочется рассказать отдельно.   В ходе подготовки к написанию сочинения стало понятно, что тексты не вызывают особого интереса у ребят. Они не видят проблемы или чувствуют интуитивно, но не могут её сформулировать. Не всегда  понимают авторскую позицию, не умеют аргументировать свою точку зрения. После некоторых сомнений я всё же решилась прибегнуть к помощи искусства кино и показала ребятам французский фильм «Последний урок».  Тишина, которая стояла после просмотра фильма в аудитории, говорила о том, какое сильное впечатление оставила в душах  ребят   кинокартина. Этого нельзя было оставлять просто так. Было дано письменное задание: определить центральную проблему, которая поднята в фильме, высказать свою точку зрения.  Следующий фильм, предложенный для просмотра , был фильм, снятый по одноимённому роману ирландского писателя Джона                       Бойла ,«Мальчик в полосатой пижаме».  И опять была предложена письменная работа. Постепенно мы перешли к текстам, теперь работа по написанию сочинений  пошла успешнее  и не вызывала у ребят протеста.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Творческие задания – развивают художественное, исследовательское, образное мышление.
  2. Проблемный диалог – развивает логическое, наглядно-образное мышление, формирует нравственные устои личности.
  3.  Анализ текста – учатся формулировать тему, идею, знакомятся со средствами выразительности языка, определять позицию автора . В поэтическом тексте опеделять рифму и размер.
  4. Выразительное чтение – взаимосвязь чтения и анализа литературного произведения, развивает эстетический вкус учащегося, умение понимать замысел автора.
  5. Просмотр экранизаций классических произведений литературы, их обсуждение.
  6. Посещение теаральных постановок и обсуждение.

        Необходимо отметить, что уроки, на которых применяются эти виды работы, очень разнообразны. Они могут носить игровую форму или дискуссионную. Это может быть интегрированный урок или урок, построенный по технологии развития критического мышления и т.д.  Думается, что каждый учитель делает всё зависящее от него, чтобы  активизировать познавательную  деятельность учащихся на своих уроках. При этом он должен помнить одно мудрое изречение:  «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» (А.Дистервег).                                                                                                                                  

Список использованной литературы.

  1. Материалы курса «Как построить нетрадиционный урок русского языка» :             лекции 1 – 4 ; 5 – 8 . – М. Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
  2. Русский язык. Методический журнал для учителей словесников №11. Издательский дом «Первое сентября» 2012.
  3. Литература. Методический журнал для учителей словесников №11. Издательский дом «Первое сентября» 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литературы

Статья для учителей русского языка и литературы  "Проблемность в обучении - один из приёмов активизации   познавательной деятельности  учащихся нат уроках русского языка и литерату...

Тема «Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Предложенные приемы активизации мыслительной деятельности позволяют:повысить мотивацию учащихся к обучению;активизировать познавательную активность;развивать мышление и креативные способности учащихся...