Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы
статья по теме

Мой педагогический опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizaciya_poznavatelnoy_deyatelnosti.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках  русского языка и литературы.

Методическая тема над которой я работаю взята мной не случайно. Она перекликается с темой школы «Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях», а также с проблемой школы «Компетентностно-деятельностный подход как средство развития школы и саморазвития личности», с целями и задачами нашего образовательного учреждения.

Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы помочь учащимся в приобретении знаний о развитии русской литературы, выработать у них умения и навыки, позволяющие высказывать свою точку зрения на те проблемы, которые поднимают авторы произведения, ценить и чувствовать красоту, без чего невозможен путь личности к духовному совершенству.

Основополагающими принципами моей педагогической системы являются:

  1. гуманизация образования;
  2. личностный подход в обучении;
  3. педагогика сотрудничества;
  4. развитие познавательных и творческих способностей;

Ведущая педагогическая идея моего опыта – это учение без принуждения, основанная на достижении успеха на переживании радости познания, на подлинном интересе, идея саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека. Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:

      - внедрение новых педагогических технологий;

      - создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие;

      - постоянный творческий поиск методов форм и приемов которые будут увлекать учащихся;

      - накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег.

         Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить обучающимся стремление к активной творческой деятельности.

        Активизация учебно-познавательной деятельности обеспечивается включением в учебный процесс различных видов деятельности, из которых каждый по-своему развивает интеллектуально-логические, эмоционально-волевые процессы обучающихся, способствует интенсивности познавательных усилий и творческих устремлений.

        Несколько лет назад я заинтересовалась нестандартными формами проведения уроков и решила их использовать на своих занятиях. Такие формы уроков обнаруживают не только высокую результативность в плане знаний и умений школьников, но и явные развивающие возможности. У учащихся развивается не только речь и связанные с ней интеллектуальные способности, но и такие функции, как внимание, воображение и самые разные виды памяти, без которых невозможно полноценное формирование ни устной, ни письменной речи.

        Психолого-педагогическим фундаментом этих технологий стал сплав идей психологов школы Л.С. Выготского, представленных помимо его работ, работами А.Н. Леонтьева, Н.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Л.В. Занкова, а также психолингвистов, психофизиологов и педагогов, давших этим идеям жизнь в новых технологиях обучения в школе.

        В последние годы многие из них воплощались такие важнейшие педагогические идеи, как проблемное обучение и активизация познавательности обучающихся, развитие их творческой активности и самостоятельности, мотивация обучения, взаимосвязь методов обучения и воспитания, идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.

        Для меня лично важнейшим приемом активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы и русского языка является разнообразие жанров уроков, так называемых нестандартных форм проведения. В практике своей работы я активно использую такие формы урока, как уроки-суды, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, урок-игра, уроки-путешествия, уроки-концерты. Уроки-семинары, уроки-диспуты.

        Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету.

        Обучающиеся постигают «заповеди» великих писателей, на уроке делают выводы  отвечают на вопрос: «Как часто эти найденные строки таят для нас бесценные уроки?» Таким образом, за год накопится немало «жизненных правил» и на последнем уроке литературы ученики отвечают на вопросы: «Какие темы вам запомнились больше всего и почему? Какое произведение поразило вас и чем? Какие жизненные заповеди стали и вашими заповедями?» По их ответам я оцениваю свою работу и порой радуюсь, что смогла заронить искорку любви в их души.

        Я искренне верю, что человек, любящий поэзию понимающий её, умеет дарить любовь другим людям. Поэтому приобщить детей к стихам стало моей очередной задачей. Для этого я ввела на уроках литературы лирическую пятиминутку. В чем она заключается? Всегда находится желающий проведение этой работы на себя. Дома он учит наизусть понравившееся ему стихотворение. Перед уроком на перемене заранее записывает автора и название стихотворения на доске, и выписывает строчки, которые считает ключевыми. Урок начинается с его выступления, притом он не только рассказывает стихи, но и обосновывает свой выбор. Остальные ребята записывают лирическую пятиминутку себе в тетрадь, и подходящие строчки в дальнейшем могут использовать в качестве эпиграфа к какому-либо сочинению.

         Другой формой работы является игра. Это эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся. Игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников. На своих уроках я часто использую игру, особенно в 7 классе. Это соревнование двух кораблей, «Поле чудес», «Угадай произведение», игра «Эрудит».

        Огромную роль на уроке играет общая эмоциональная атмосфера, свободная от авторитарности, и эмоциональность и организация творческих работ обучающихся – всё это способствует эмоциональной открытости, и развитию познавательной и творческой активности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика, подготовка школьника ка...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

В статье рассматриваются способы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ. Представлены виды и формы заданий, а также результаты их при...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Тема, выбранная мною, актуальна, т.к. активизация познавательной деятельности обучающихся без развития их познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Познавательный интерес...

Образовательный проект.Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью технологии ТРИЗ.

Активизация познавательной деятельности обучающихся  на уроках    русского языка и литературы с помощью технологии ТРИЗ.\...