Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.
статья по литературе

В статье рассматриваются способы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ. Представлены виды и формы заданий, а также результаты их применения..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ

В концепции федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий. В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений:

  • Самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
  • Работать в группе и принимать решения.

Одним из средств развития этих умений на уроках является использование информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, ИКТ позволяют не только представить изучаемый материал на слух и зрительно, но и помогают вовлечь учащихся в активные действия в процессе изучения материала, поэтому доля усвоенного может достигать 75%.

Таким образом, внедрение ИКТ позволяет работать так, как требуют новые стандарты образования. Кроме того, применение ИКТ на уроках – это эффективный способ активизации познавательной деятельности учащихся.

В связи с этим своими целями при обучении русскому языку и литературе считаю:

  1. Повышение мотивации обучения.
  2. Развитие познавательной активности учащихся.
  3. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.

Отсюда вытекаю следующие задачи:

  1. Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и интернета.
  2. Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
  3. Повышать эффективность урока.

Каким образом можно использовать ИКТ на уроках русского языка и литературы? Мультимедийные презентации позволяют наглядно представить таблицы, схемы, опорные конспекты и т.д. При этом можно предложить ученикам дополнить некоторые части или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока.

Расширить познавательные возможности урока позволяют электронные учебники. Компьютер фактически на подобных уроках играет роль «электронного учителя», осуществляя контроль за уровнем сформированности орфографических и пунктуационных навыков у конкретного ученика. Этой же цели служат многочисленные тренажёры по различным разделам языкознания.

Особо хотелось бы выделить такую форму работы, как онлайн-тестирование. Подобные тесты позволяют ученику самостоятельно проверить свои знания по отдельным темам, что может оказать неоценимую помощь при подготовке к экзаменам.

Большую помощь при подготовке к уроку могут оказать электронные словари по русскому языку. В качестве домашнего задания можно предложить ученикам сделать подборку терминов или определений по теме. При этом они должны быть понятны учащимся, чтобы при необходимости они могли объяснить термины одноклассникам.

Отдельная тема – использование интернета на уроках литературы.

Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений?  Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра.

ИКТ приходят на помощь и при изучении драматического произведения. Прочитать пьесу – одно, а увидеть её на сцене – совсем другое. На урок пришел «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» А.Н.Островского, «Вишнёвый сад» А.П.Чехова. Можно посмотреть несколько версий театральных постановок, а затем выслушать мнение учеников после просмотра.

Используя ИКТ, можно провести виртуальные экскурсии в дом-музей писателя, послушать музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, посмотреть репродукции картин великих художников. Аудиозаписи произведений поэтов и писателей показывают ученикам выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже очень нужный урок.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся найти рецензию на какое-либо литературное произведение, подобрать иллюстрации или фотографии по теме. Одним из самых сложных видов работы является создание докладов, рефератов или презентаций по теме. Эти задания предлагаются не всем ученикам, а только наиболее подготовленным, но и в этом случае не обойтись без помощи и консультации учителя.

Прежде чем предлагать задания с использованием интернета, учитель должен  представлять, что он хотел бы получить в результате. Желательно порекомендовать ученикам сайты для выполнения задания, чтобы они могли сориентироваться в море информации. Учитель должен нацелить обучающихся на трудоёмкость работы, обеспечить достаточный ресурс времени для выполнения задания. В связи с этим список тем для подобного вида работ лучше предложить заранее, чтобы у учеников было право выбора. Необходимо предупредить учеников о критериях оценивания работы, а также показать практическую значимость выполняемого задания, упомянув о том, что их работы могут потом использоваться как учебные пособия на уроках в других классах.

Конечно, из всего вышесказанного не следует, что теперь все изложение учебного материала нужно перепоручить компьютеру. Живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменить машине, пусть даже умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на основе работы с компьютером. Общение с ним не должно занимать более 15-20 минут урока. Учитель может и должен чередовать разнообразные технологии обучения.

При систематическом использовании ИКТ наблюдаются следующие результаты:

  • Активное включение всех учащихся в процесс приобретения новых знаний.
  • Формирование настойчивости, любознательности, стремление  к активной познавательной деятельности.
  • Выработка умения самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
  • Формирование потребности личностного роста и самообразования.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников в изучаемом материале. Кроме того, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика, подготовка школьника ка...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Тема, выбранная мною, актуальна, т.к. активизация познавательной деятельности обучающихся без развития их познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Познавательный интерес...

Образовательный проект.Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью технологии ТРИЗ.

Активизация познавательной деятельности обучающихся  на уроках    русского языка и литературы с помощью технологии ТРИЗ.\...