Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.
учебно-методический материал на тему

Расова Людмила Алексеевна

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика, подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Я считаю, что активизация познавательной деятельности обучающихся - одна из самых актуальных проблем школьного образования на современном этапе развития педагогической теории и практики. Поэтому в течение трёх лет я работаю над темой: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд - Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Добрый день уважаемые коллеги, уважаемые члены жюри.

Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И я - не исключение.

С чего же начался мой учительский опыт? С первого урока? С первых шагов по школьным коридорам? Или немного раньше? Когда впервые начала задумываться о будущей профессии, о важности своего выбора? Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Учительский труд – это каждодневная работа со своим удачами и неудачами, победами и поражениями. И каждый день я для ребят: учитель, участник, советник, товарищ и старший друг.

Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь, став учителем.

2 слайд. Мой общий педагогический стаж работы составляет почти 4 года. Все эти 4 года посвятила преподаванию русского языка и литературы в «Средней общеобразовательной школе-детский сад» пст. Заозерье. В данный момент нахожусь в творческом поиске. Моя педагогическая деятельность направлена на формирование знаний предмета, поиск новых подходов в преподавании, развитие интереса к предмету, повышение качества знаний.  

Я стремлюсь так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся были не пассивными слушателями, а активными участниками процесса получения и применения информации.    

Работая в школе, наблюдаю, более чем у половины школьников подросткового возраста нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Также обратила внимание на то обстоятельство, что снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. На уроках русского языка и литературы не все учащиеся активны, отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей. Поэтому я должна сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.

Как поддержать интерес к предмету, активизировать мыслительную деятельность учащихся?

3 слайд. Решить эту проблему можно только через активизацию познавательной деятельности обучающихся. Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

4 слайд. В своей работе опираюсь на таких педагогов, как Аэлита Капитоновна Маркова, Наталья Григорьевна Морозова, Галина Ивановна Щукина, Олег Ермолаевич Лебедев, Доминик Иванович Водзинский.

(Проблема изучения активизации деятельности обучающихся рассмотрена в работах А.К.Марковой, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной, О.Е.Лебедевой, Д.И.Водзинского)

 5 слайд . В своей работе ставлю следующие задачи:

  • пробудить личностный мотив, привить интерес к предмету, развить стремление к речевому совершенствованию.
  • использовать в своей педагогической практике разнообразные формы, методы, приёмы и средства обучения, стимулирующие активность и самостоятельность учащихся;
  • создать систему дифференцированного подхода к учащимся с учётом их индивидуальных особенностей.

Основной целью своей работы как учителя русского языка и литературы считаю, что необходимо помочь учащимся в приобретении знаний о развитии русского языка и русской литературы, выработать умения и навыки, позволяющие высказывать свою точку зрения на те проблемы, которые поднимают авторы произведений, ценить и чувствовать красоту, без чего невозможен путь личности к духовному совершенству.

6 слайд. Основополагающими принципами моей педагогической системы являются:

     • гуманизация образования;

           • личностно-ориентированный подход в обучении;

• педагогика сотрудничества;

В педагогической практике для активизации познавательной деятельности использую разнообразные формы, методы, приёмы и средства обучения, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

7 слайд. На этапе постановки учебной задачи использую :

  1. «Зашифрованное донесение». Это логическое задание помогает разрушить стереотипное мышление. Способов шифровки существует очень много. В качестве донесения зашифрованным может быть: новая тема урока, словарное слово, предложение для разбора

Ребятам нужно разгадать способ шифровки, а затем выполнить задание: записать тему урока, словарное слово и составить с ним словосочетание или предложение. Постепенно дети сами начинают составлять подобные задания.

  1. Также на этапе постановки учебной задачи целесообразно использовать метод проблемной ситуации.

Проблемные ситуации с удивлением. В их основу можно заложить разные противоречия. Первое – противоречие между двумя (или более) положениями – создается такими приёмами:

  1. Слайд - (Например: на уроке русского языка по заданию учителя дети читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних «т» произносится, в других нет). Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах «Т» произносится? Сформулируйте тему урока. («Непроизносимые согласные в корне слова».)
  1. 9 слайд – 10 слайд . Подвести к теме можно через «Отгадай ребус, шараду, загадку и т. д.

На этапе выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) – такие приёмы:

  1. Приёмы работы с текстом– интересный и занимательный вид деятельности, увлекающий как учителя, так и школьника. На уроках использую такие способы работы с текстом:
  • Составление вопросов по тексту и задавание учащимися друг другу.

11 слайд - «Вопросительный кубик».   В основу этого задания положен приём «Кубик Блума». Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать любой учитель-предметник. На гранях кубика написаны первые слова вопросов разного уровня сложности: придумай, назови, почему, объясни, предложи, поделись…Например, ученику выпала грань назови– ему необходимо придумать вопрос, начинающийся с этого слова. (Например, "Назовите главных героев поэмы А.С. Пушкина "Евгений Онегин").

Почему (Например: Почему Петр Первый был прозван Великим?)

Объясни (Ты уверен, что во всех случаях после буквы "Ц" пишется буква "И?») 

Придумай -это творческие вопросы ( Придумай рифмы к этому слову)

  1. слайд. Игра «Да- Нет».Работа с тестом- отслеживание первичного усвоения материала.

Учащиеся в тетрадях пишут «+» и «-» в зависимости от правильности/ложности утверждения.


     13 слайд.  «Верю- не верю»- этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что…» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.

  1. слайд. Составить кроссворд
  2. слайд. Спрятанные слова
  3. слайд Цифровой диктант.
  4. Слайд Цифровой диктант

    Я сделала для себя вывод- учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит умение и навыки каждого ученика, начинает систематически готовиться к урокам и приобретает уверенность в себе.

На этапе рефлексии и самооценки учащимися собственной деятельности на уроке применяю:

18 слайд 1.Синквейн.

19 слайд. 2.Карточка определённого цвета, формы, с определённым знаком,  цифрой и т.д.

  20 слайд 3. Через смайлики

21 слайд . 4. Очень детям нравится оценка своей деятельности на уроке через  SMS - Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.

22 слайд. 5. Шкала знаний.

   Работа над шкалой знаний начинается на этапе постановки учебной задачи и заканчивается на этапе подведения итогов урока.

Варианты шкалы знаний:

  • Линейная – 0123
  • Лестница
  • Ось координат

  На этапе постановки учебной задачи после определения темы, перед постановкой задач, учащиеся определяют для себя, насколько знают данную тему. На полях тетради напротив темы учащиеся пишут цифры 0123, берут в кружок (подчёркивают, выделяют) 0, если ничего не знают по этой теме, 1 – что-то слышали, 2 – неполные знания, 3 – знают данную тему.

   На этапе подведения итогов возвращаемся к шкале знаний: ручкой другого цвета подчеркиваем ту цифру, которая показывает нынешние знания по этой теме (0 – не знаю, 1 – что-то слышал, 2 – не до конца понял, 3 – хорошо понял). Далее просим учащихся рассказать, произошла ли динамика в знаниях.

На своих уроках использую дифференцированный подход в обучении. Опираясь на свой личный опыт, условно разделяю учащихся по уровню знаний, сформированности умений и навыков. Это позволяет уделить внимание тем ребятам, которые не усвоили новый материал. В зависимости от вида урока, его этапа подбираю разные способы дифференцированного подхода, различные виды заданий.

   23 слайд. Кроме того, использую различные виды самих уроков, названия которых уже говорят о том, что урок будет нестандартным и наверняка заинтересует учащихся: уроки-КВН, театрализованные уроки, уроки-игры, уроки-семинары, экскурсии.

   Эти уроки способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают каждому ученику возможность выражения своего «я».

На уроках литературы важное место занимает проектная деятельность. (Например, Проект «Подруга дней моих суровых…» (О няне А.С.Пушкина)

Мини - проект «Подарок главному герою» (по произведению «Уроки французского» В. Распутина), Евангельский сюжет в романе «Мастер и Маргарита» и т.д.)

Этот вид деятельности позволяет формировать коммуникативную сферу у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают мыслительные и исследовательские умения.

24 слайд. Провожу уроки и внеклассные мероприятия с использованием ИКТ. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".

  1. Использование информационных технологий в подготовке дидактических материалов (мультимедийные презентаций по различным темам), что позволит достигнуть наглядности на уроках. (К примеру, на уроке «Собственные и нарицательные имена существительные» в 5 классе, я для наглядности и в целях экономии времени использовала презентацию, которая по времени занимала не более 20 минут, но позволила мне дать прочные знания учащимся).
  2. Использование информации сети Internet. во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. (Например, при изучении темы «Сергей Есенин» в старших классах,  мною было дано задание найти материал о тайне его смерти. Учащиеся, пользуясь Интернетом, нашли много дополнительной очень интересной информации по данному вопросу).

 во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию. При изучении в 11 классе романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» мною было дано задание найти материал о роли библейских глав. На уроке при обсуждении данного вопроса возникла проблемная ситуация, вытекающая из того, что данный вопрос вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие мнения учёных. В ходе обсуждения учащиеся высказали своё мнение и своё отношение к проблеме. Отсюда решили выполнить проект – «Евангельский сюжет в романе «Мастер и Маргарита» (о нем я говорила выше)

Интересен вариант использования программы Power Point на уроках, в том случае, когда ребята сами пробуют создать презентацию к той или иной теме урока, что особенно важно на уроках литературы, здесь и визуализация учебного материала, и интеграция со смежными дисциплинами: историей, МХК, музыкой, изо.

Во внеурочное время я стала постепенно внедрять новые информационные технологии. Мои ребята учатся редактировать тексты, набирать сами тексты своих творческих работ, своих стихов, делают компьютерные рисунки, для выполнения домашнего задания. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.

Я считаю, что интересно использовать новые информационные технологии и во внеурочное время. Здесь я планирую:

1) Разработки рекомендаций по подготовке к экзаменам для учеников и родителей. Во время такой работы использование ИКТ может стать настоящим подспорьем в том отношении, что для ребят это будет способствовать развитию логического мышления, культуры умственного труда, а для родителей информация станет более наглядной

2) Подготовка классных часов. Здесь важным считаю введение в классные часы информационных и познавательных кинофильмов на CD- дисках для того, чтобы работа с учащимися была наиболее плодотворной.

3) Участие в подготовке мультимедийных презентаций к школьным педсоветам и общешкольным родительским собраниям. Использование презентации позволяет выстраивать свое выступление так, чтобы присутствовала наглядность, и информация стала более доступной.

Я предлагаю ввести в школе такой факультатив, как “Язык и компьютер”. Учащимся будет интересно использовать свои знания одновременно по русскому языку и информатике, они могут работать с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, с тестами, готовимся к контрольным и зачетным урокам.

Каждый ученик может работать в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Особо выделяю тематические физминутки, которые использую каждый урок. (Например, во время физминуток применяем такие игры, как при изучении биографии писателя: закройте глаза, вспомните год рождения писателя, нарисуйте глазами эти цифры. При изучении правописания И,Ы после Ц: встаньте, учитель называет слова, если в слове пишется И, дети приседают, если слово вообще не на это правило, качать головой).

 Работая в режиме деятельностных уроков, у учащихся наблюдаются следующие результаты:

  • умеют ставить цели урока, составлять план «открытия» новых знаний;
  • осознанно выполняют задания, самостоятельно выбирают посильное задание;
  • умеют логически излагать свои мысли;
  • дают полные ответы;
  • умеют слушать и слышать друг друга;
  • рецензируют, оценивают ответы и письменные работы товарищей.
  • повышается интерес к изучению предмета

   Деятельностные уроки проходят на одном дыхании, дети приходят в класс с горящими глазами, в ожидании чего-то нового и интересного.

 

   Данные приёмы, формы и методы активизации познавательной деятельности можно использовать не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках.

25 слайд. Внеклассные мероприятия

  • Неделя русского языка.
  • «КВН против сквернословия»
  • Игра по станциям «Состязание знатоков».
  •  Брейн-ринг «В мире русского языка»
  • Квест игра «Лингвистические раскопки»

Предметная неделя даёт возможность осуществить теснейшую межпредметную связь, продемонстрировать единство учебного процесса на всех уровнях, что представляет бесспорную важность для учащихся, формирует и развивает их творческую активность и повышает заинтересованность в обучении.

26 слайд. С моими результатами педагогической деятельности и участии моих детей в литературных и творческих конкурсах вы можете познакомиться на моем сайте https://nsportal.ru/l-a-rasova

 27 слайд. “Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей от школы, не закрыли перед ребёнком классной дверью”, - говорил в своё время выдающийся учитель В.А. Сухомлинский.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый учитель-предметник должен сначала заинтересовать учеников, суметь подать материал так, чтобы на уроке была активная, увлеченная обстановка. Только в этом случае он может рассчитывать на успех.

Спасибо за внимание!

Использованная литература

1.                        Алексеева И.А. ”Русский язык. Методика и практика преподавания” Ростов - на Дону “ Феникс “, 2002.

2.                        Баранова М. “методика преподавания русского языка в школе. ” М: Просвещение, 2000.

3.                 Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение, 1963. С. 5 – 138.

4.                 Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.

Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание, 1973. С. 17 – 32.

5.                 Колокольцева Л.М. Творческая работа учащихся в процессе изучения литературы. М., 1994.

6.                 Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и развитие читателя-школьника // Литература в школе, 1980, № 1.

7.                 Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение, 1983. С. 5 – 79.

8.                 Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979.

9.                  Способности и интересы. // Под ред. Н. Д. Левитова, В.А.Крутецкого. М., 1962.

10.            Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

В статье рассматриваются способы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ. Представлены виды и формы заданий, а также результаты их при...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Тема, выбранная мною, актуальна, т.к. активизация познавательной деятельности обучающихся без развития их познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Познавательный интерес...

Образовательный проект.Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью технологии ТРИЗ.

Активизация познавательной деятельности обучающихся  на уроках    русского языка и литературы с помощью технологии ТРИЗ.\...