Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Климова Надежда Николаевна

Тема, выбранная мною, актуальна, т.к. активизация познавательной деятельности обучающихся без развития их познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Познавательный интерес обучающихся выступает важным мотивом учения, стойкой чертой личности, мощным средством воспитывающего обучения, повышения его качества.

Я считаю, что обучение школьников должно формировать и развивать у них способность к самостоятельному приобретению знаний и творческому применению их в познавательной и общественной практике.

Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Я исхожу из того, что урок должен быть обучающим, творческим, деятельным и результативным.

Таким образом, самостоятельная работа на уроках русского языка помогает становлению обучающегося как будущего социального исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ребенок должен научиться в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Надежда Николаевна Климова,

 учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория,

 АНО ОШ "Новогорск", г. Химки, Московская область, РФ

 1. Краткая аннотация работы:

Ценность моей работы состоит в возможности ее использования учителями-словесниками при разработке отдельных уроков русского языка, а также для создания системы работы и методики преподавания. Кроме того, внедрение в педагогическую практику описанных средств позволит осуществить метапредметный подход к образованию школьников.

Методологическую основу данной работы составляют работы таких психологов и педагогов, как Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова, Д.Б. Эльконин, В. Давыдов, B.В. Репкиным, Л.Е. Журовой, Г.А. Цукерман. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой, Л.Г. Петерсон, М.А. Матюшкин и др.

 2. Содержание

 2.1. Введение

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта.

Современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.

Предмет русский язык, на мой взгляд, относится к дисциплине наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.

Учитывая метапредметные результаты освоения образовательной программы основного общего образования, задачей учителя становится включить каждого обучающегося в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Как реализовать эти задачи на практике?

Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем-словесником различных средств формирования УУД становится особенно значимым.

Тема, выбранная мною, актуальна, т.к. активизация познавательной деятельности обучающихся без развития их познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Познавательный интерес обучающихся выступает важным мотивом учения, стойкой чертой личности, мощным средством воспитывающего обучения, повышения его качества.

Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, т.к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Вклад в её изучение внесли: П.Я.Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.

Я считаю, что обучение школьников должно формировать и развивать у них способность к самостоятельному приобретению знаний и творческому применению их в познавательной и общественной практике.

Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Я исхожу из того, что урок должен быть обучающим, творческим, деятельным и результативным.

Таким образом, самостоятельная работа на уроках русского языка помогает становлению обучающегося как будущего социального исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ребенок должен научиться в школе.

Цель моей работы - сформировать познавательные УУД в процессе самостоятельной деятельности обучающихся 5 класса на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС ООО.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;
  • выявить методы работы учителя русского языка и литературы с детьми 11-12 лет, учитывая их психолого-физиологические особенности;
  • определить условия, обеспечивающие преемственность формирования у обучающихся познавательных универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию;
  • разработать средства формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса на уроках русского языка;
  • провести качественную оценку эффективности внедряемых средств, используя диагностику сформированности познавательных УУД;
  • показать результативность работы по формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся

2.2. Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД).

Термин «универсальные учебные действия» ученые определяют, как умение учиться, т. е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

Познавательные универсальные учебные действия включают:

  • общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации смысловое чтение; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста, а также постановку и решение проблемы);
  • логические учебные действия (анализ объектов с целью выделения признаков;

составление целого из частей; установление причинно-следственных связей;

доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование);

  • постановка и решение проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Одним из непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования, на мой взгляд, является обеспечение преемственности в освоении обучающимися этих действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.

Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у обучающихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения - всё это требует от педагога грамотного подхода.

Какие эффективные средства, способствующие познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий использую я на уроках русского языка в 5 классе?

Во-первых, это создание проблемных ситуаций в учебном процессе.

Важнейшую роль в формировании познавательных УУД играет работа с текстом, где я использую следующие приемы:

  • Прием составления граф-схемы.
  • Прием тезирования
  • Прием составления сводной таблицы
  • Прием комментирования
  • Прием логического запоминания учебной информации

Я стараюсь внедрять в свою деятельность групповую форму работы, работу парами.

Проектная и исследовательская деятельности - необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования познавательных универсальных учебных действий.

Для обучающихся среднего звена характерно создание творческих и информационно-исследовательских проектов.

Так, например, пятиклассниками были созданы проекты: «Словарь на любую тему» (словарь цветов, словарь танкиста, словарь хоккеиста и т.д.); «Моя любимая буква», мини-сборник «Пословицы о дружбе».

Систематически на уроках в 5 классе целесообразно использовать такое средство как создание обучающимися литературных произведений (сказок, рассказов), в том числе и лингвистических.

Одним из эффективных средств формирования УУД являются информационно-коммуникационные технологии.

С моей точки зрения, интерактивность на уроке русского языка не представляет угрозы освоению академической базы предмета, наоборот, нацеленность интерактивного обучения на формирование познавательных УУД позволяет более эффективно осваивать достаточно сложный предметный материал.

Таким образом, использование интерактивных технологий при изучении русского языка ведет к активизации познавательной деятельности обучающихся средней школы, способствуя превращению обучения в интерактивное общение.

Технология развития критического мышления является важным средством формирования познавательных УУД.

Главная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока.

Рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).

Для формирования познавательных УУД я использую такие приемы как:

Приемы ТРКМ

Кластер

Верные - неверные утверждения

Синквейн

Эссе

Зигзаг

Инсерт

Чтение с остановками

Знали - Хотим узнать - Узнали

Толстые и тонкие вопросы

Я уверена, что интеграция выше названных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у обучающихся и, в конечном счете, повысить качество знаний по предмету, создать условия для успешной социализации личности. Однако следует особое внимание уделить тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить. И, конечно, нельзя забывать о том, что целенаправленное формирование ключевых компетенций у обучающихся возможно только при системном подходе к проблеме.

Переход учеников из начального в среднее звено школы - один из труднейших периодов школьного обучения. Одна из моих первоначальных задач - психолого-педагогическая поддержка пятиклассников в период адаптации к новой социально-педагогической ситуации. Свою работу в данном направлении начинаю с посещения уроков в выпускном классе начальной школы. Знакомлюсь с программой и системой требований учителя начальной школы. Соотношу программу по своему учебному предмету с программой выпускного класса, обозначаю несовпадения в требованиях программ. Провожу пробные уроки.

Мой педагогический опыт свидетельствует о том, что переход на вторую ступень общего образования не всегда происходит у обучающихся безболезненно и бесконфликтно. Поэтому работу с пятиклассниками непосредственно в адаптационный период строю, опираясь на результаты диагностики и рекомендации психолога школы.

Используемые мною приемы и методы работы с пятиклассниками положительно влияют на их адаптацию к новой социальной ситуации: к концу первого полугодия 83% пятиклассников благополучно адаптировались к школе. В состоянии неустойчивой адаптации находится лишь 17 % (3 школьника).

Для того чтобы проверить как сформированы УУД, можно использовать разный инструментарий. Для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий я использую диагностику.

Диагностика - это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Как составить диагностику по формированию познавательных УУД?

Задания для диагностики я беру из разных источников: учебник по русскому языку, дидактический материал, интернет.

Совместно с педагогом-психологом осуществлялась диагностика сформированности следующих познавательных УУД:

  • Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
  • Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем.
  • Умение делать выводы.
  • Анализ объектов с целью выделения существенных признаков.
  • Группировка и классификация объектов.
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Умение выявить аналогии на предметном материале.

Для каждой группы познавательных УУД были разработаны критерии, соответствующие высокому, среднему и низкому уровням развития. Данный способ позволяет высчитывать средний балл по каждой группе познавательных УУД. Диагностика дает возможность отследить формирование познавательных УУД как в целом по классу, так и индивидуально у каждого обучающегося.

Если сравнивать результаты 1 и 2 четверти, наблюдается позитивная динамика формирования познавательных УУД.

В классе обучается 12 человек. По результатам диагностики в сентябре месяце, высокий уровень формирования познавательных УУД имеют 7 обучающихся, низкий уровень - 2 человека. Результаты диагностики в декабре показали, что высокий уровень познавательных УУД у 9 обучающихся, низкий уровень у 1 обучающегося.

Для оценивания результативности использования приемов технологии развития критического мышления были разработаны критерии:

  • Развитие логического мышления
  • Развитие критического мышления
  • Применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях

Уровень развития критического мышления определялся такими показателями:

  1. умение ставить вопрос
  2. умение работать с информацией

Развитие логического мышления исследовалось через:

  1. умение обобщать
  2. умение анализировать
  3. умение устанавливать причинно - следственные связи.

В ходе эксперимента были подобраны соответствующие принятым показателям параметры и методики.

Для исследования эффективности использования ТРКМ в учебном процессе совместно с педагогом-психологом была проведена диагностика интеллектуальных способностей учащихся. Для этого использовалась методика «Найди несколько различий», «Выделение существенных признаков», «Логические закономерности».

Изучалось:

  • умение исключать лишнее;
  • словесно - логическое мышление;
  • умение обобщать;
  • умение анализировать;

Сравнительный анализ данных показал, что к концу 1 полугодия количество обучающихся, показывающих высокий уровень и уровень развития, соответствующий норме, остаётся стабильным.

Уровень развития критического мышления изучался приёмами составления кластера и маркировки текста (ТРКМ). Результаты исследования показали положительную динамику развития критического мышления. Более 50% обучающихся умеют работать с новой информацией, т.е. могут выделить в ней важные для осмысления линии и установить причинно- следственные связи.

Таким образом, работа по формированию познавательных УУД способствует повышению качества знаний обучающихся.

2.3. Заключение

В заключение хочется сказать, что очень важно проводить планомерную, целенаправленную работу по формированию познавательных универсальных действий. Данная работа должна отвечать следующим требованиям:

  • задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;
  • познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности;
  • система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Использование творческих заданий поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:

  • во-первых, это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий; инициирует действия учащихся; консультирует и корректирует их действия; находит способы включения в работу каждого ученика; создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта;
  • во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии;
  • в-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Постоянно работая над собой, стараюсь соответствовать этим высоким требованиям.

Работая в 5 классе в условиях ФГОС, я поняла, что научить детей, это ещё не значит дать им максимум знаний, умений и навыков, а это значит помочь детям самим понять смысл учения, подготовить их к будущей самостоятельной жизни.

Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом.

В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер выдвинул тезис, определяющий стратегическую цель образования уже ближайшего будущего: «Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не знает, как научиться тому, как следует учиться».

 3. Список использованных источников и литературы

1. Асмолов А.Г. "Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий" М, "Просвещение", 2015 г

2. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2014.

3. Гутник И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте. Текст. / И. Ю. Гутник. СПб. : Книжный Дом, 2009.

4. . Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2009. - №3.

5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2014.

6. Интернет-ресурс: www.openclass.ru/node/139926

7. Интернет-ресурс: www.zavuch.info/methodlib/295/43912/metodsovet.s


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика, подготовка школьника ка...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

В статье рассматриваются способы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ. Представлены виды и формы заданий, а также результаты их при...

Образовательный проект.Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью технологии ТРИЗ.

Активизация познавательной деятельности обучающихся  на уроках    русского языка и литературы с помощью технологии ТРИЗ.\...