Технологии работы с детьми с ОВЗ на уроках в рамках реализации ФГОС
учебно-методический материал

Блохина Татьяна Сергеевна

Материал для учителей методического объединения "Музыка и искусство" при работе с детьми с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Деловая игра

«Я ВСЁ УМЕЮ И ВСЁ МОГУ»

(Слайд №1)Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на сегодняшней встрече!

Предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество и для начала провести упражнение-приветствие «Радостная встреча». (слайд № 2)

Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы здороваются вот так: европейцы при встрече друг друга пожимают руки, эфиопы - прикасаются щеками, африканцы трутся носами. Предлагаю всем участникам игры (гости тоже могут присоединиться) поздороваться с соседом слева по- европейски, с соседом справа, как эфиопы. Молодцы!

Сегодня я хочу предложить вам поучаствовать в нетрадиционной  игре, под названием (слайд № 3) «Я всё умею и всё могу». Название выбрано не случайно, поскольку именно эти слова характеризует выбранную нами профессию. Вступительное слово: (притча) (слайд № 4)

 “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?

Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека".

(слайд № 5)Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

Школа – это одна большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа с такими детьми требует огромного психического напряжения, умения находить общие точки взаимодействия и положительные стороны общения.

И сегодня проблема сохранения психического здоровья педагогов особенно актуальна. С каждым годом растут требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. (Слайд 6)

Ситуация  может привести к эмоциональному истощению, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций и он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Синдром выгорания развивается не сразу, на это уходит приличный промежуток времени. Но у разных людей период развития синдрома различается: кто-то «сгорает» за 5 лет, у кого-то организм борется дольше, у кого-то – меньше. У некоторых даже при напряженной работе синдром выгорания не проявляется вовсе, так как человек прекрасно сочетает и работу, и хороший отдых.

Существует несколько стадий выгорания:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

- Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств, свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но …. как-то скучно и пусто на душе;

- Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи;

- Возникает состояние тревожности, неудовлетворённости; все чаще хочется сказать «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

- Возникают недоразумения с детьми, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

- Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии детей - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем, вспышки раздражения.

Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающий для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

- Притупляется представление о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

- Такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск, интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Универсального рецепта от «сгорания» нет, – протекание процесса, способы выхода из него зависят от структуры и психологических особенностей личности. Решения проблемы профессионального и эмоционального выгорания могут быть разными.

Упражнение “Ассоциации” (Слайд 7)

Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.

Материалы: листы бумаги А4, карандаши, фломастеры.

«Подумайте, с каким предметом, живым существом или явлением природы вы могли бы себя ассоциировать на работе. Долго не размышляйте, остановитесь на первом варианте, который пришёл вам в голову, и изобразите его на листе бумаги».

После того как педагоги завершат свои рисунки, каждый по очереди должен охарактеризовать, назвать главные черты и назначение того, что он изобразил, рассказать почему именно с этим предметом, животным или явлением себя ассоциирует.

Упражнение “Ведро мусора” (Слайд 8)

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

Посреди комнаты  ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Учитель: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Для плодотворной работы нам понадобится 3 творческих группы педагогов. За первый стол я приглашаю участников, чье полное имя или фамилия начинаются с гласного звука.

 За вторым столом разместятся те участники, у которых имя или фамилия начинаются на звук «с».

И третий стол займут оставшиеся участники.

(Слайд 9)На столе вы видите шаблоны мальчиков и девочек. Я прошу учителей-наставников выбрать бумажную куклу в соответствии с полом обучаемого ребенка, написать имя своего воспитанника. Подберите одно прилагательное, которое точно охарактеризует вашего ученика. Когда работа будет окончена, разместите своих воспитанников рядом с моим «непредсказуемым» Димой на этом рисунке. (Слайд 10)

(на доске вывешен плакат с изображением школы и школьного двора)

Итак, в нашей многодетной семье на данный момент обучаются здоровые  дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по индивидуальным маршрутам. Среди них есть дети с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.  Безусловно, с такой категорией детей, а так же с их родителями и законными представителями работать сложно.

Мне нужны 2 участника. Первому участнику предлагаю надеть боксерскую перчатку, взять ручку и написать на листе свою фамилию. Второй участник должен вырезать из бумаги прямоугольник, пользуясь только одной рукой. (далее идут рефлексивные вопросы к участникам)

• Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?

• Что было самым трудным при выполнении упражнения?

• Что помогало выполнять данное упражнение?

• Что вы чувствуете сейчас, после выполнения задания?

(Слайд № 11)Давайте обозначим детские проблемы у детей с Ограниченными Возможностями Здоровья, повторив работу со стикерами. Закрепите стикеры на фигурке ученика.

Итак, вы убедились, что у детей проблем не меньше.

Давайте сделаем первый шаг к устранению проблем и начнем вместе искать пути их решения. Я помню с детства одно мудрое высказывание«Можно силой привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Так же происходит и с детьми. Не прорастут наши зерна доброго и вечного, не дадут они ростков, и плодов от них не будет, если не горят желанием детские глаза. Как пробудить этот пытливый взгляд, как увлечь в мир открытий, пусть даже самых маленьких и совсем незначительных? Над проблемой развития мотивационной сферы школьников трудились многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Актуальна эта тема и в наше время. Учиться должно быть всегда интересно! Только тогда учение принесет пользу.

Повышение мотивации детей к обучению через пробуждение интереса к предмету обязательно рано или поздно даст положительный результат в работе учителя. Но как быть, если педагог сталкивается с грубостью, проявлением злости и агрессии со стороны воспитанника? Поведенческие нарушения – явление очень распространенное среди детей с ОВЗ. Сейчас мы с вами рассмотрим некоторые причины этих проблем.

Я предлагаю вашему вниманию отрывок из видеоролика. После просмотра  сформулируем причину детской агрессивности или девиантного поведения.

«Я больше сюда никогда не вернусь» Ролан Быков(Слайд 12)

О десятиминутной ленте Ролана Быкова "Люба", или "Я больше сюда никогда не вернусь", почти никто не знает. 20 лет назад его купили кинопрокатчики многих стран. Но к отечественному зрителю этот коротенький киношедевр 10 минут пришел лишь благодаря интернету, где ссылка на ролик передается "из рук в руки".
Крошечная картина под названием "Люба", или "Я больше сюда никогда не вернусь", начинается со сцены, в которой мать-алкоголичка бьет маленькую дочку. Всего несколько секунд: крик, пощечина. Девочка выскакивает из дома. ПРОСМОТР  ФРАГМЕНТА  РОЛИКА

Ролан Быков никак не мог найти девочку на главную роль пока однажды не увидел на телемарафоне, посвящённом детям, маленькую девочку с косоглазием из Ташкента. Её судьба не сильно отличалась от сценария. Отец избивал мать, когда она была беременна Ниной, а бабушка попала в тюрьму после того как попыталась защитить свою дочь. Отец бросил мать с четырьмя детьми, и Нина попала в детский дом. Поэтому Нина так убедительно сыграла свою героиню. После съёмок девочка жила у Быковых, её прооперировали и исправили косоглазие, потом она лечилась в разных санаториях. В конце концов она вернулась в Ташкент и после интерната окончила полиграфический техникум. Замуж так и не вышла, имеет двух детей от разных отцов, дочь и сына.

Это видео многое объясняет. Поведение ребят из трудных семей во многом зависит от ситуаций, сложившихся в них. Наша задача: помочь ребятам получить в школе как можно больше положительных эмоций и лучиков добра и теплоты.

 (Слайд № 13) Сегодня у нас по расписанию 1 урок.

Звенит звонок, начинается урок, и сейчас у нас урок музыки.

Где не хватает слов, говорит музыка. (Ганс Христиан Андерсен)

В том, что музыка способна воздействовать на человеческий организм, убеждать никого не нужно: недаром матери испокон веков поют детям колыбельные песни.

В медицине разработан  метод лечения музыкой – музыкотерапия.

В университетской клинике Мюнхена к медикаментозному лечению больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта добавили ежедневные прослушивания произведений Бетховена и Моцарта, что в большинстве случаев привело к значительному  улучшению состояния и к более быстрому рубцеванию язв.  - Слайд 14

Во Франции в Национальном институте переливания крови во время операций звучит музыка.

 В Голландии используют музыку в клиниках сердечно-сосудистых заболеваний.

 А в Австралии - для лечения тех, кто страдает болями в суставах и позвоночнике.

Музыкотерапия применима почти  ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей.

И сейчас мы с вами отдохнём и проведём минутку музыкотерапии. (Слайд № 15)

Упражнение «Воздушный шар» (Слайд 16)

(о ценности здоровья для человека)

На рисунке вы видите воздушный шар, который летит над землей. Видите  человечка в корзине воздушного шара? Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 7 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 2 (а потом еще 2) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Руководитель творческой группы записывает их на доске. Если слова повторяются, то руководитель творческой группы ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.

Спасибо за работу всем участникам моего мастер-класса. (Слайд 17)

Завершить работу семинара я хотела бы притчей. (Читаю притчу о мальчике, собирающем морских звезд с берега)

Притча: Мальчик и морские звезды

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды. Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Щекинская средняя общеобразовательная школа»

Выступление на районном методическом объединении старших вожатых

на тему:

«Я всё умею и всё могу»

(Мастер-класс)

Подготовила

Старшая вожатая

МБОУ «Щекинская СОШ»

Блохина Татьяна Сергеевна

2019год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему: «Нечистая сила в романе М.А. Булгакова « Мастер и Маргарита».

Конспект урока в рамках реализации ФГОС  : М.А. Булгаков «Нечистая сила в романе « Мастер и Маргарита». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости.»(анализ эпизода)....

Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»

Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...

Технология системы оценивания достижения планируемых результатов освоения математики в рамках реализации ФГОС ООО

В связи с реализацией ФГОС ООО необходимо осуществлять мониторинг сформированности  планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов, используя контрольно-измерительные материалы.Ре...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ: «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВЛАДЕНИЕ НОВЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ»

laquo; Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»В. А. Сухомлинский...

Коррекционная работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ООО

Программа коррекционной работы в соответствии с проектом ФГОС ООО направлена на создание системы комплексной помощи детям с общим недоразвитием речи в освоении адаптированной основной образовательной ...

Из опыта работы: "Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в рамках реализации ФГОС"

Ключевой концептуальной педагогической идеей МБОУ «Мужевская СОШ им. Н. В. Архангельского» в русле которой выстраивается вся педагогическая деятельность: сделать выпускника школы конкурент...