Классный час_И помнить и забыть нельзя
методическая разработка

Антонович Елена Борисовна

Классный час о войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_voyne.docx133.02 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ

Тюменская областьРисунок18

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«ОХТЕУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  СРЕДНЯЯ  ШКОЛА»

Рисунок18

                Рисунок18

                                                         

Рисунок18

Классный   час

«И помнить страшно, PICT0158.JPG

и забыть нельзя»

   

                                                                                           .


Тема:  «И помнить страшно, и забыть нельзя».

Цель: создание условий для формирования гражданских патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

Задачи:

-    воспитание патриотизма, гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и поражения, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;

-    воспитание гуманистических качеств личности, уважения к другим народам и странам;

-    формирование коммуникативной культуры общения.

Оборудование:  медиапроектор, презентация.

Ход занятия

1.Актуализация знаний. Вступительная беседа «Что мы знаем о войне?»

На доске запись (22 июня 1941 года – 9 мая 1945 год).

О чем говорят вам эти даты?

Какие известные вам события можно вписать в этот промежуток?

Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относиться Великая Отечественная война. Сегодня мы обратимся к событиям тех лет.

Последним мирным днём 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы, безостановочно работающих предприятий, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда… Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь… Шёл выпускной бал у десятиклассников. И вдруг…

2. Учитель демонстрирует кадры из фильма «От Кремля до Рейстага» (1 мин.)

На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте навсегда сохраним память об этой справедливой войне.

1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года- 1418 дней.

7. Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.

8. Белорусская деревня Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких, Иотко - по 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей.

Звучит песня «Пусть свечи памяти горят»  (учитель зажигает свечи)

“Великая Отечественная война... Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней — мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины — но в этом и отражение неполного нашего знания о войне. Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер, которые были санинструкторами на полях сражений, кто заменял мужчин у станков, на заводах и на колхозных полях. От женщины-матери идет начало жизни, и как-то не сопоставимо это с войной, которая убивает жизнь”. Так пишет белорусская писательница Светлана Алексиевич в книге “У войны не женское лицо”. А закончить эту мысль, легшую в заглавие книги, хочется так: “и тем более не детское”.

         Да, война не детское дело. Так и должно быть. Но эта война была особенной... Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. Знаете ли вы, что медалью «За оборону Москвы» награждено 20 тысяч пионеров! Это ваши ровесники.

Ребята, назовите юных патриотов, о которых вам что-либо известно?

Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них — Марат Казей , Валя Котик ,Леня Голиков и Зина Портнова— были удостоены звания Героя Советского Союза. О них не редко писали в газетах, им посвящали книги. И даже улицы в городах нашей великой Родины — России называли их именами.

В те годы дети быстро взрослели, уже в 10—14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Вместе с взрослыми подростки ходили в разведку помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады...

Каждый приближал Победу как мог. Кто-то, ровняясь на старших, делал все, чтобы прогнать захватчиков с нашей земли, кто-то встал вместо отца к станку.

Ребята,   легко ли было тем, кто не воевал и не трудился на производстве?

 Вы можете спросить, что же героического в том, чтобы в 5 или 10 лет пережить голод, холод и страх смерти? И могли ли вообще что-то понять слабые и несмышленые дети из того, что происходило вокруг них?

После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. Прежде чем рассказать об одиннадцатилетней ленинградской школьнице Тане Савичевой, напомню о судьбе города, в котором она жила. С сентября 1941-го по январь 1944-го года, 900 дней и ночей, Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налетов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день всего по 250 г хлеба, а служащим и детям по 125 г. (Учитель показывает ребятам, как это мало.) Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага. Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало все население и даже дети!

Нет, Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, ее подвиг в ином. Она написала блокадную историю своей семьи...

Большая, дружная семья Савичевых спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей...


“Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч утра 1941 г.”
“Бабушка умерла 25 января в 3 ч дня 1942 г.”
“Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г.”
“Дядя Вася умер в 2 ч ночи 14 апреля 1942 г.”
“Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч дня 1942 г.”
“Мама умерла 13 мая в 7.30 ч утра 1942 г.”
“Савичевы умерли”.
“Умерли все”.
“Осталась одна Таня”.

 Что же было дальше с Таней? Надолго ли пережила она своих родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в относительно сытую и благополучную Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли свое. Она умерла 23 мая 1944 г.

Великая Отечественная война прошла через каждую семью. Ведь и ваши прадедушки воевали, а ваши прабабушки своим трудом помогали устоять фронту. Каждый совершал подвиг.

Ребята, подумайте и ответьте на вопросы:

Что для вас означает слово подвиг?

Как можно готовить себя к подвигу?

В каких ситуациях вам приходилось проявлять смелость, мужество?

Война. Казалось, нет ей конца и края. Но победа пришла.

Назовите истоки победы.

Обсуждение проблемы проводится в форме беседы. 

Старшеклассники называют такие истоки победы, как:

-          мужество, героизм, стойкость, самоотверженность советских людей, которые понимали, что борьба с врагом и победа над ним – единственная возможность сохранить жизнь своим родным и любимым, своей Родине;

-  единение народов Советского Союза борьбе с фашизмом;

-  превосходство советской экономики в обеспечении фронта, героическая работа тыла;

-   превосходство советского военного искусства;

-   партизанское движение как составная часть движения Сопротивления;

-  создание и  деятельность антифашистской коалиции.

Великая победа, главным источником которой были стойкость и героизм народов СССР, изменила социально – психологическую атмосферу в обществе, сознание людей. Патриотизм, готовность отдать жизнь за родину были осознанным выбором. Формировались такие качества личности, как инициативность и ответственность, готовность принимать самостоятельные решения.  

Фронтовики мечтали о послевоенной жизни, в которой не будет места репрессиям и несправедливости – об этом ярок говорят строки письма из действующей армии:

«Знаешь, родная, я часто думаю о том, как будут жить люди после войны, - мне кажется, что за это время все так научились ценить жизнь – даже в самых простых ее проявлениях, что каждая минута ее будет радостна и каждое движение благостно» (из письма В.Л. Занадворова жене, 19.10.1942 г.)

День 9 мая знает весь мир. Как долго наши прадеды шли к этому дню! А когда пришли — изумились! Тихо... Как тихо стало на земле! Оказывается, еще поют птицы и распускаются деревья...

Проходят годы, но не могут ветераны забыть о войне. И в этом есть великая правда. Потому что о войне надо говорить не только по праздникам.

Ребята, выскажите свое мнение о том, в чем заключается Долг памяти? В каких делах вы можете проявить себя?

        65 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей — целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Но как утесы, как скалы, стоят герои. Бессмертен их подвиг. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. Пусть она всегда хранит былое. Память нужна не только тем, кто выстоял, еще нужнее она нам — молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода. Свободу надо беречь. Ложь и беспамятство рождают людей без роду и племени, без памяти и родства, людей, не достойных свободы.

4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 27 миллионов погибших людей! А мы живём в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь, произносим: «Тысяча километров в час, миллионы тонн сырья…» Но 27 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?

Если по каждому погибшему из 27 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года! 27 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 27 миллионов!

Неугасима память поколений,
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье,
И в скорби постоим и помолчим.

Звучит песня «Журавли» (музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова)

Если эта встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно -музыкальная композиция "И помнить страшно, и забыть нельзя"

Мероприятие посвящено событиям в городе Кизляре"...

Классный час "Не помнить нельзя, забыть невозможно"

Цель. Формирование качеств защитника и патриота своей Родины.Задачи.Воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, традициям своей страны.Развивать эстетиче...

И помнить страшно, и забыть нельзя

Название «Великая Отечественная война» стало использоваться в СССР после радиообращения Сталина к народу 3 июля 1941 года[2]. В обращении слова «великая» и «отечественная» употребляются раздельно[уточ...

Социальный проект "Забыть нельзя, помнить!"

Участниками данного бессрочного проекта являются школьники, учителя, воспитатели, местные жители, библиотекари иработники администрации сельского поселения.Основные мероприятия в рамках проекта:шефств...

Разработка классного часа о детях Великой Отечественной войны «И помнить страшно, и забыть нельзя»

Классный час  по теме «И помнить страшно, и забыть нельзя» о детях войны.На классный час приглашена Батракова Аза Константиновна – Заслуженный учитель РФ, Почетный  гражданин Кстовского райо...

Классный час по теме «День солидарности в борьбе с терроризмом. Беслан забыть нельзя.»

Цель классного часа: - вспомнить события 1 сентября 2004г. в школе №1 в Беслане; - воспитывать уважение к памяти погибших; - вызвать осуждение к действиям террористов; - сделать со...

Сценарий «И помнить страшно, и забыть нельзя»

     Литературно-музыкальная композиция посвящена Дню памяти жертв политических репрессий который начиная с 1991 года ежегодно отмечают  в России и бывших странах ...