Приёмы активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии
презентация к уроку

Савосина Лариса Викторовна

Цель: активизации познавательной деятельности учащихся на уроках через использование нетрадиционных методов обучения.

Задачи:

выявить формы обучения, методы, приемы, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний;

распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Актуальность:

Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.

 

Новизна: Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил.

Практическая значимость:

В последние годы наблюдается общее снижение интереса школьников к учебной деятельности. Работа над проблемой побудила меня  к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс по географии «Приёмы активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии»

Слайд 2

Добрый день! - Поговорим? - О чём? - О разном и о прочем. - О том, что хорошо. - И хорошо не очень. - Чего-то знаешь ты. - А что-то мне известно. - Поговорим? - Поговорим. Вдруг будет интересно…

Слайд 3

Наука география География, как школьная наука, является не только источником теоретических знаний о Земле, а направлена на развитие у школьников умений сознательно ориентироваться в социально-экономических, общественно – политических и геоэкологических событиях. В задачах учебных программ по географии к группе основных требований к уровню общеобразовательной подготовки учащихся относятся умения: - объяснить причинно- следственные связи в природе и хозяйстве; - объяснить прикладное значение географических знаний, дать развернутый ответ, отобрать необходимые знания; - аргументировать свои утверждения и выводы; - высказывать и аргументировать собственное отношение к различным взглядам на объект изучения; - самостоятельно анализировать природные и общественные явления, делать соответствующие выводы и обобщения.

Слайд 4

Приём «Парадокс» или « Завлекалочка » Удивительный дождь прошёл у нас в стране на территории Горьковской (Нижегородской) области в 1940 году. В жаркий летний день над деревней Мещеры Павловского района разразилась сильная гроза. Вместе с дождём с неба начали падать серебряные монеты чеканки времён Ивана Грозного. В тот день жители деревни собрали около тысячи монет».

Слайд 5

Приём «Парадокс» или « Завлекалочка » Ответьте на вопрос: почему у Незнайки на носу выросла большая сосулька, когда он поднимался вверх на воздушном шаре? Для этого, рассчитайте, на какой высоте был воздушный шар.

Слайд 6

Приём «Парадокс» или « Завлекалочка » Решение задачи: 1) Зная, что на каждый км температура воздуха понижается на 6 градусов, мы 24: 6= 4 км

Слайд 7

Прием «Найди ошибку » «Градусная сетка на карте и глобусе состоит из параллелей и меридианов. Меридианы – это горизонтальные линии, а параллели – вертикальные. Параллели соединяют северный и южный полюса. А меридианы показывают направления на запад и восток. По параллелям и меридианам можно определить географические координаты сравнительно небольшого географического объекта на карте. Эти координаты называются шириной и высотой. Самый длинный меридиан на карте – это экватор.»

Слайд 8

Прием «Да-нет» Эти удивительные животные обитают в южноамериканских Андах. И хотя у них нет горбов они далёкие родственники всем известных жвачных животных. Их мех обладает меньшей ценностью, чем мех альпаки . В основном, животное используют как вьючное. Из жира изготавливают свечи, а навоз используют в качестве топлива .

Слайд 9

Прием «Что это?» или «Переведи топоним» Эта территория ошибочно была названа «Зелёной страной», что не соответствует действительности. Большую часть территории занимает покровное оледенение. Климатические условия достаточно суровые.

Слайд 10

Прием «Что это?» или «Переведи топоним» Название этого полуострова происходит от слов индейцев, которые переводятся как: «Мы вас не понимаем». Испанские завоеватели услышали эту фразу на свой вопрос: «Где мы находимся?»

Слайд 11

Прием «Что это?» или «Переведи топоним» Название этого полуострова означает "Земля цветов", его дал полуострову испанский исследователь Хуан Понсе де Леон, когда впервые посетил эти места в 1513 году. Думается, что он выбрал это название потому, что был поражен великолепным обилием самых разных красок и оттенков растений, украшающих землю.

Слайд 12

Прием «Что это?» или «Переведи топоним» Название этого острова у северо–восточных берегов Северной Америки переводится как «Новая найденная земля»

Слайд 13

Прием «Эпиграф» Как вы считаете, верно ли высказывание Ломоносова?

Слайд 14

Прием «Эпиграф» В Сибири найдено огромное количество полезных ископаемых, залежи которых образовались в результате различных геологических процессов. Многообразие минеральных ресурсов объясняется огромной территорией и сложной историей формирования этого участка земной коры: Каменный и бурый уголь, Неметаллические ископаемые, Алмазы, Железные руды, Золото. Кроме этого богатейшие лесные ресурсы, ресурсы морей Северного Ледовитого и Тихого океанов.

Слайд 15

Прием «Эпиграф» Неблагоприятные природные условия ведет к малочисленности населения, трудности строительства. В то же время, освоение территории ведет к ассимиляции и даже вымиранию малых народов Сибири. Распад СССР привел к изменению транспортно-географического положения Сибири. Часть транссибирской магистрали оказалась на территории Казахстана.

Слайд 16

Прием «Ребус, кроссворд » В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус или кроссворд развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание .

Слайд 17

Прием «Ребус, кроссворд» Детей привлекает внешнее оформление ребусов, заставляя включать образное мышление, воображение и фантазию. Ребусы построены как задачки, состоящие из серии рисунков. Решение ребусов способствует развитию зрительного восприятия образов, совершенствованию мыслительных процессов.

Слайд 18

Прием «Одна голова хорошо…» Это задание с элементами соревнования, когда каждой паре учеников дается такое задние, которое быстрее выполнить вдвоем. Например, при изучении темы «Географические координаты» в 6 классе раздаю на каждую парту карточки с координатами географических объектов. Задача – как можно быстрее найти объект. Дети работают по одной карте, один ищет параллель, другой – меридиан. Если все сделано правильно, пальчики детей встречаются в нужной точке. Этот прием формирует, прежде всего, коммуникативные умения.

Слайд 19

Прием» Составь синквейн » Еще одно развивающее задание – составление « синквейнов », выступает как симбиоз географии и русского языка и способствует развитию речи, творческих способностей и расширению географического кругозора.

Слайд 20

Прием» Составь синквейн » Составьте синквейн со словом «Карта»

Слайд 21

Прием «Определи объект» Задание: определите объекты по их координатам.

Слайд 22

Прием «Определи объект» 59 с.ш . 11 в.д . - О сло 35 с.ш . 51 в.д . - Т егеран 13 ю.ш . 76 з.д - Л има 52 с.ш . 105 в.д .- И ркутск 52с.ш . 115 в.д .- Ч ита 42 с.ш 78 з.д .- Н ью-Йорк 46 с.ш . 75 з.д .- О ттава При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить, какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово .

Слайд 23

Учебник географии Использование современных образовательных технологий, таких как технология развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках географии, также способствует решению поставленных задач. Учебник является наиболее важным средством обучения, раскрывающим основы наук. Материал учебника географии, кроме текста, включает иллюстрации, схемы, диаграммы и т.д. Поэтому учебник можно назвать комплексным средством обучения. Благодаря именно этой особенности, он является главным в учебном процессе, как для учителя, так и для учащихся.

Слайд 24

Прием «Задай вопрос» и «Составь задание» По ходу чтения текста дети формулируют вопрос, на который дает ответ каждый смысловой блок текста. Например, в теме «Как люди открывали Землю» в 5 классе рассматривается вопрос «Что знали о нашем мире древние?». Пятиклассники могут многое рассказать по данному вопросу. Но, возможно, их знания не систематизированы. Поэтому целесообразно организовать чтение параграфа.

Слайд 25

Прием «Задай вопрос» и «Составь задание» «География – одна из древнейших наук о Земле. Первые представления о Земле и ее форме складывались постепенно. Вначале они были очень далеки от современных. В Древней Индии считали, что Земля лежит на спинах трех слонов, а те стоят на огромной черепахе. Жители Вавилонского царства представляли Землю плоской, накрытой небосводом, как опрокинутой чашей. С развитием мореплавания, науки и техники эти представления менялись».

Слайд 26

Прием «Задай вопрос» и «Составь задание» Техники постановки вопросов № Название техник Определения Как это сделать? 1 Открытые вопросы Вопросы, предполагающие развернутый ответ Начинайте с вопросов «Что?», «Как?», «Почему?», «Каким образом?» и.т.п. 2 Закрытые вопросы Вопросы предполагающие однозначный ответ или ответ «Да», «Нет» «Сколько на Земле материков?» «Кто совершил первое кругосветное плавание?» 3 Альтернативные вопросы Вопросы, в формулировке которых содержаться варианты ответов «Какие реки: горные или равнинные, больше подходят для строительства гидроэлектростанций?» Задайте вопрос к этому отрывку. Пятиклассники часто затрудняются, формулируют некорректные или неконкретные вопросы. Предлагаю работу в паре: задайте вопрос товарищу, если он сможет ответить, значит, вопрос сформулирован верно. На самом деле это требует от учеников вполне определенных усилий. Тем более, что их вопросы не должны дублировать вопросы, приведенные в параграфах учебника. Учитель объясняет технику составления и проводит упражнения по задаванию вопросов

Слайд 27

Прием «Задай вопрос» и «Составь задание» Более продвинутым ученикам можно предложить составить продуктивные задания из репродуктивных. Репродуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде. Они помогут получить предметные знания и умения. Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные.

Слайд 28

Прием «Задай вопрос» и «Составь задание» Например, репродуктивное задание в учебнике 6 класса «Почему важнейшей задачей человечества является сохранение биосферы?», а продуктивное задание «Представьте себе, что на Земле исчезли бы все растения. Чтобы случилось?»

Слайд 29

Прием «Составь текст с пропущенными словами» Прием «Составь текст с пропущенными словами» не составляет большого труда. Такое задание можно давать на первых этапах обучения, а затем оставлять его для слабоуспевающих, которым не под силу выполнение более сложных заданий, типа составления текстов с ошибками.

Слайд 30

Прием «Составь рассказ по заданным словам» Этот приём способствует развитию мыслительной и речевой деятельности. При изучении нового материала рассказы составляются на основе прочитанного в учебнике текста и представляют, по сути, сжатое его изложение . Например, Южная Америка, экватор, Амазонка, Бразилия, Титикака,материк Анхель,Аконкагуа , Атакама .

Слайд 31

Прием «Угадай объект» Например, по фрагменту контурной карты определить объекты и подписать их. Для проведения работы с фрагментами контурной карты учитель подготавливает список географических объектов, нумерует каждый из них, а номера переносит на контурную карту, делит карту на части с примерно равным количеством объектов и разрезает её. Учащимся раздает по одному отрезку карты, а они на листочках пишут номер и название объекта.

Слайд 32

Прием «Дешифратор» В 6-м классе при изучении темы «План и карта», чтобы подвести учащихся к изучению новой темы, я зашифровываю ее с помощью условных знаков. Таким образом учащиеся повторяют тему «Условные знаки». (Масштаб)

Слайд 33

Прием «Ассоциация » Программа по географии в настоящее время носит все более страноведческий характер. При изучении стран мира предлагаю ученикам записать в тетради все слова, которые приходят на ум при произношении названия страны. Часто дети выдают очень неожиданные ассоциации. Какие ассоциации у вас возникают при упоминании названий стран Зарубежной Европы: Германия, Франция, Великобритания?

Слайд 34

Рефлексия. Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Слайд 35

Эпилог Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация учебно-познавательной деятельности деятельности учащихся на уроках географии

Актуальность  опыта. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и ...

Статья на тему "Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии"

Работая по данной проблеме я ставлю задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными....

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В ПРЕДВЕРИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.Значение познавательного, а значит р...

Отчет по теме самообразования "Активизация познавательной деятельности у учащихся на уроках технологии с использованием метода проектов"

Отчет по теме самообразования "Активизация познавательной деятельности у учащихся на уроках технологии с использованием метода проектов"...