Научно-исследовательская деятельность учителя как фактор развития его профессиональной компетенции
статья

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы становления личности педагога в научно-исследовательской деятельности, выявлена их связь с повышением уровня профессиональной самореализацией учителя в системе оценки качества образования. Разработана модель управления научно-исследовательской деятельностью педагогов в образовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аверина Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

кандидат филологических наук,

МБОУ СКОШ 36 III-IV вида,  

г. Озёрск, Челябинская область.  

Научно-исследовательская деятельность учителя как фактор развития его профессиональной компетенции

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы становления личности педагога в научно-исследовательской деятельности, выявлена их связь с повышением уровня профессиональной самореализацией учителя в системе оценки качества образования. Разработана модель управления научно-исследовательской  деятельностью педагогов в образовательной организации.

Ключевые слова: ценностные ориентации, научно-исследовательская деятельность, профессиональная самореализация, управленческая модель.

Современная система образования  активно развивается: принципиально обновлены квалификационные характеристики педагогов, изменилась система аттестации,  ведется разработка и внедрение профессиональных стандартов педагогической деятельности, осуществляется переход к эффективному контракту. Актуальной становится проблема оценки уровня профессиональных компетенций учителя.

Вопросы становления личности педагога в научно-исследовательской деятельности связаны с повышением его активности в профессии, с формированием стремления к профессионально-личностному росту и развитию своего научно-педагогического потенциала.

Современному педагогу необходимо уметь сочетать в своей работе педагогическую и научно-исследовательскую деятельность, то есть необходимо установить рационального соотношения между  учебной и исследовательской работой.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО и Профессиональным стандартом педагога современный учитель должен активно участвовать в инновационных процессах, самостоятельно генерировать новые идеи, уметь их научно обосновывать, организовывать исследовательскую деятельность учащихся. В настоящее время востребованы такие качества учителя, как проблемное видение ситуации, критическое осмысление действительности, рефлексия и многие другие, имеющие отношение к исследовательской деятельности.

 Вслед за С.П. Свидерской [4], под научно-исследовательской деятельностью учителя мы понимаем один из видов профессиональной деятельности педагога, предполагающий определенный набор личностных качеств, способностей и компетенций педагога, связанный с проектированием и осуществлением педагогического исследования.

Учитель должен овладеть такими видами работы как анализ результатов исследовательской деятельности и их внедрение (в образовательный процесс, в педагогическую науку и практику), ведение необходимой документации по вопросам исследовательской деятельности, подготовку научных публикаций по теме исследования, разработку научно-исследовательских заданий обучающимся, участие в проектной деятельности и научных мероприятиях.

Научно-исследовательская деятельность учителя включает в себя следующие виды деятельности: постановка научной проблемы и ее исследование; участие в научных мероприятиях; участие в проектной деятельности;  подготовка научных публикаций по теме исследования; внедрение результатов исследования в педагогическую науку и практику; управление научно-исследовательской деятельностью обучающихся.

Осуществление данных видов деятельности требует наличия у педагога интеллектуальных, творческих способностей, организационных и научно-исследовательских умений, осуществления рефлексии на всех этапах научно-исследовательской работы.

К видам научно-исследовательской деятельности педагога относятся: поисково-исследовательская деятельность; внедренческо-исследовательская деятельность; инновационная деятельность; опытно-экспериментальная работа.

Педагогу необходимо уметь сочетать в своей работе разные виды деятельности, чтобы успешно осуществлять свою  профессиональную самореализацию.

Основной формой научно-исследовательской работы педагоги считают школьные методические объединения (кафедры) учителей. Будучи организационной формой, они определяют направления и формы взаимной и индивидуальной педагогической деятельности.

Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения. Групповые формы охватывают значительный объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.

Назовём некоторые формы индивидуальной работы. К ним относятся рефлексия и анализ собственной деятельности; создание портфолио, научно-методической копилки; разработка собственных визуальных средств обучения; диагностических материалов, подготовка выступления на педсовете, семинарах, конференциях; стажировка; разработка авторского курса или учебного пособия.

К формам коллективной научно-исследовательской работы относятся работа над единой научно-методической темой; педагогическая мастерская; теоретические семинары, методические недели; конкурсы педагогического мастерства, творческие отчеты и т.д.

Подбор форм, соответствующих поставленным задачам, -  одна из целей управления научно- исследовательской работой в образовательной организации.

Основными принципами управления научно-исследовательской деятельностью  учителя образовательной организации являются принцип научности, принцип комплексности управления, принцип непрерывного совершенствования, принцип эффективности управления. На основе  названных выше принципов управления научно-исследовательской работой в образовательной организации, формирующих систему требований к ее структуре и организации, нами разработана модель управления научно-исследовательской деятельностью педагогов в образовательной организации (рис.1), включающая пять взаимосвязанных блоков:

  • ценностно-целевой, определяющий стратегию и планирование, организацию и решение ситуативных проблем, направление и силу управленческих воздействий, выбор средств и методов, оценку хода и результатов управления;
  • проектный, обеспечивающий планирование и определение результатов научно-исследовательской работы с опорой на стратегический план развития образовательного учреждения; план-отчет по научно-методической работе; положение о методическом объединении (кафедре); положение о методическом кабинете, реализуемые основные образовательные программы ФГОС;
  • деятельностный, заключающийся в вовлечении преподавательского состава в процесс повышения профессиональной компетентности, т.е. в научно-методическую, научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность (по методике В. Д. Шадрикова);
  • оценочный, устанавливающий адекватность целей, содержания, методов, средств и форм реализации управления научно-исследовательской работой в учреждении среднего общего образования на основе аудита, самообследования и экспертной оценки;
  • корректирующий, обеспечивающий нахождение причин и устранение несоответствий показателей процесса управления научно-исследовательской  деятельностью педагогов в образовательной организации, а также предупреждение появления этих несоответствий.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность учителя является фактором развития его профессиональной компетенции и способствует повышению оценки качества образования

Список литературы:

  1. Аверина М.А. Деятельность учителя русского языка  и литературы по формированию научно-исследовательской компетенции учащихся - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. – 86 с.
  2. Аверина М.А. Опыт реализация межпредметных связей лингвистического и естественнонаучного образования с учетом современных требований ФГОС//Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. - Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». - 2015. - С. 75-77.
  3. Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели  оценки качества общего образования: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций Челябинской области [Текст] / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. В. Латыпова и др.; ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования». - Челябинск : РЦОКИО, 2017. -130 с
  4. Свидерская С.П. Профессиональная самореализация педагога посредством научно-исследовательской деятельности // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 4. – С. 46-65; URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1522.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная проектно-исследовательская деятельность обучающихся, как фактор развития основных учебных компетенций при изучении истории и обществознания

Особенности организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Её влияние на развитие сновных учебных компетенций при изучении истории и обществознания....

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Материалы курсового исследования НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯМУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ...

Деятельность мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций обучающихся

В нынешней социокультурной ситуации трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовырожения личности, обеспечивает раскрытие потонциальных возможностей и способностей и...

Научно-исследовательская работа Хлеб и плесень: факторы, влияющие на развитие плесневых грибов

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта Хлеб и плесень: факторы, влияющие на развитие плесневых грибов Исполнители проекта , класс Ученица 5 «В» класса Тасюк Алина Руководитель Иванова Лидия Алек...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....