Личностно-ориетированный подход в физическом воспитании
статья

Медведева Ирина Владимировна

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании».

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств:

Во-первых, динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку оставаться самим собой в быстро изменяющимся социуме.

Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, обуславливает применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

В-третьих, современное образование остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности.

Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников. Личностно ориентированное образование стало альтернативной сложившейся в прежние годы традиционной образовательной системе, подразумевающей, что «хороший ученик» - это тот ученик, который точно исполняет требования педагога. В личностно-ориентированном образовании напротив, педагог управляет учеником не непосредственно, а через создание соответствующей образовательной среды, через построение целостной системы условий. Позволяющих каждому ребенку в группе учиться самостоятельно, самому принимать осознанные решения, делать ответственный выбор.

Цель личностно-ориентированной системы образования заключается в раскрытии и развитии индивидуальности каждого ребенка, быстром и эффективном накоплении каждым учеником своего собственного общественно значимого личного опыта. Государственным образовательным стандартом по физической культуре определены следующие цели: 

- развитие основных физических качеств и способностей;

- укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

- формирование культуры движений;

- обогащение двигательного опыта физическими упражнениями общеразвивающей и корригирующей направленности; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

- воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Сущность личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании состоит в следующем:

- в индивидуальном подходе педагога к каждому ученику, помогающем ему в осознании себя личностью, своих возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение и самореализацию;

- в использовании и активизации внутренних саморегулирующих механизмов развития личности; в создании педагогических условий для формирования своего собственного отношения к окружающему миру, к самому себе, к своей деятельности у учащихся;

- в создании педагогических условий для самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности в плане обучения, формирования здоровья и физической активности;

- условиями успешной организации учебно-воспитательного процесса является организация уроков физического воспитания с задействованием единства эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, действенно практической и интеллектуально-мировоззренческой на паритетных началах.

В качестве основных принципов личностно-ориентированного обучения в физическом воспитании является:

1. Принцип природосообразности и культуросообразности обучения и воспитания;

2. Принцип личностной направленности воспитания и образования;

3. Принцип гуманизма;

4. Принцип демократизации педагогических отношений;

5. Принцип личностной значимости деятельности;

6. Принцип оздоровительной направленности.

 Личностно-ориентированный подход – это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание личностно-ориентированного обучения – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

Для применения личностно-ориентированного подхода, т.е. занятий ориентированных на личные показатели школьников, первую очередь нужно:

 - видеть в каждом ученике уникальную личность;

- создать различными приемами ситуацию успеха;

- понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устраняют их, не нанося ущерба достоинству, «Я – концепции» ребенка.

Тем самым обеспечивается максимально возможный для каждого учащегося уровень физического развития, показывается важность физического развития в процессе гармоничного развития личности. Цель – повышение эффективности системы физического воспитания на основе личностно-ориентированного подхода. Задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре:

- формирование знаний по физической культуре (образовательная деятельность);

- формирование здорового образа жизни (оздоровительная деятельность);

 - формирование умений, двигательной подготовленности (развивающая деятельность)

- формирование культурологических стремлений и социально значимых качеств личности (воспитательная деятельность).

Для занятий физической культурой и спортом характерным является строгая регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузки. Этим частично достигается оздоровительная направленность занятия. Нельзя допускать перегрузки, которая может вызвать чрезмерное утомление, но не следует ограничивать и очень слабой нагрузкой. В этом случае воздействие физических упражнений не будет оказывать правильного эффекта. Поэтому важным является использование личностно-ориентированного обучения. Приступая к работе, необходимо определить с каким составом обучающихся предстоит работать в течение нескольких лет: учет состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. В реализации личностно-ориентированного подхода у обучающихся формируется уверенность в своих силах, достоинство. Самоуважение, а это является фундаментом воспитания и самовоспитания морально-волевых, нравственных, интеллектуальных качеств личности. Личностно-ориентированный подход направлен на максимальное расширение возможностей ученика, удовлетворение его личных стремлений и желаний в области занятий физическими упражнениями. Из ценностного отношения к ребенку вырастает понимание цели личностно-ориентированного образования. Нужно найти, поддержать, развить человека и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления личности. Основным инструментом для удовлетворения физкультурно-спортивных потребностей и мотивов служит комплексное использование инновационных технологий (базового и профильного физического воспитания, оздоровительной физической подготовки, спортивной тренировки в различных видах физической активности). Следовательно, использование личностно-ориентированного подхода является условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания. Это становится возможным на основе применения личностно-ориентированной педагогической технологии в сфере физического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей.

На основе детальной проработки современных подходов к личностно-ориентированному обучению мною отобраны критерии личностного развития учащихся в образовательном процессе в соответствии  с це...

Обобщение педагогического опыта «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс»

Авторская работа по обобщению педагогического опыта: «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс». В рамках курсовой...

Тема самообразования: Индивидуальный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Тема самообразования:Индивидуальный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ школы VIII ВИДА

В данной статье рассказывается об основных нормативно - правовых документах Международного уровня при работе с детьми ОВЗ. Описаны специальные образовательные условия для детей данной категории. Метод...

Современные и инновационные подходы в физическом воспитании школьников.

Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности как определяющего условия успешности формиров...

Здоровье школьников и личностно ориентированный подход в физическом воспитании.

Ухудшение здоровья детей за время обучения в школе, является проблемой  которая требует осмысления и изменения форм организации процесса школьного обучения, с учетом меняющихся социальных, эконом...

Статьи "Нетрадиционные виды физической активности детей" и "Индивидуальный подход в физическом воспитании с использованием средств ритмопластики (девушек 14-17 лет)"

На сегодняшний день более 60% детей дошкольного и школьного возраста имени различные виды нарушений осанки, тогда как 30 лет назад, в 1963 году при обследова нии 2 тыс. детей г. Ленинграда Научно-иссл...