Конспект урока по русскому языку «Деловое письмо. Записка»
план-конспект по русскому языку

Власова Ольга Васильевна

Конспект урока по русскому языку «Деловое письмо. Записка» (коррекционная школа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Деловое письмо. Записка.

Цели урока:

 Образовательная:

- знакомство с запиской как видом делового письма;

- формирование умения различать и выделять смысловые части в тексте записки;

- упражнение учащихся в написании записок.

Коррекционно – развивающая:

- коррекция недостатков речемыслительной деятельности учащихся.

Воспитательная:

- воспитание культуры общения.

Оборудование: презентация «Деловое письмо. Записка», образец написания записки, учебник «Русский язык» 5 класс для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 5 – е издание. Москва, «Просвещение» 2012 г., авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова.

Русский язык. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Москва «Просвещение», 2010 г.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Организация класса. Психологический настрой.

  1. Актуализация новых знаний.  Знакомство с данным видом делового письма.  (Слайды 1 - 4)

1) Обыгрывание ситуации получения записки.

  • Ребята, для каждого из вас у меня есть маленькое поручение. Но тратить на уроке время для объяснений жалко, поэтому я заранее написала вам записки с поручениями и разложила на партах. Откройте записки и прочитайте их.
  • Как я обращаюсь к каждому из вас? Найдите это в записке и прочитайте вслух.
  • Что я сообщаю в записке? Кто хочет прочитать? (Пожелавшие выступить ученики читают записки.)
  • Кто написал вам записку? Прочитайте.
  • На уроке вы напишете мне ответ и сдадите записки. Но сначала давайте разберемся, как правильно оформлять записки.

Примерные тексты записок ученикам.

Дима!

Напиши мне, пожалуйста, фамилию, имя и отчество твоей мамы.

Ольга Васильевна.

Лера!

Напиши мне, пожалуйста, в какой день твоя мама может прийти в школу. Нужна помощь в подготовке к конкурсу.

Ольга Васильевна.

Серёжа!

Напиши мне, пожалуйста, название улицы, на которой ты живешь.

Ольга Васильевна.

2) Знакомство с оформлением записки. (Слайды 5 -7)

  • Прочитать сведения об оформлении записки (по учебнику).
  • Проанализировать структуру текста записки с опорой на схему (по учебнику).
  • Сравнить оформление записки от учителя со схемой.

—        Кому написана записка? Найдите обращение. Как оно размещается на листе бумаги? Какой знак стоит в конце?

—        Найдите сообщение. С какой строки оно начинается?
(С красной строки.)

  • Как вы думаете, сколько предложений может быть в сообщении? (Обратить внимание на то, что записка — это короткое сообщение.)
  • Найдите подпись. Где она ставится? Как пишется? (С большой буквы и точка в конце.)

    3) Работа над запиской учителю.

Учитель раздает бумагу для записок.

Обращение и подпись обсуждаются коллективно. Учитель обращает внимание учащихся на необходимость в данном случае подписывать записку не только своим именем, но и фамилией. Почему?

Сообщение учащиеся пишут самостоятельно.

 3.Физминутка. 

1. Комплекс упражнений для глаз.

2. Выполнение движений на внимание.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись,

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

4.        Закрепление изученного. Выборочное списывание.

1)        Самостоятельная работа учащихся с учебником

(упражнение № 142). Девочки выписывают записку мамы, мальчики — записку сына.

2)        Проверка выполненной работы: «мама» и «сын» читают
записки, посланные друг другу.

3)         Работа над содержанием  записки   (учебник, упражнение №  143).

 Чтение записки.

  • Для кого написана записка? Как девочка обращается к маме?
  • Кто написал записку? Почему в данном случае фамилию указывать не нужно?

 Обсуждение ситуации, в которой необходима была записка.

  • Почему девочка оставила маме записку?
  • Для чего она указала номер телефона?
  • Вы незнакомы с этой девочкой, но что вы можете сказать о ней, прочитав записку? (Она любит свою маму и не хочет ее волновать; она хороший друг; она дисциплинированна, умеет организовать свое время, если указывает, когда вернется домой.)

5.        Задание на дом.

Написать маме (бабушке или другому члену семьи) записку о том, куда вы ушли и когда вернетесь домой.

— В каком месте вы оставите записку? Что нужно учитывать при этом? (На видном месте, чтобы можно было увидеть записку сразу и не волноваться.)

6.        Подведение итогов урока (рефлексия).

  • С каким видом делового письма вы познакомились?
  • По какому плану пишется текст записки?
  • В каких случаях пишут записки?

7.  Выставление оценок учащимся. Комментарии результатов работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по русскому языку "Деловое письмо. Заявление." в 8/9 классе

Работа с деловыми документами остается одним из  важных направлений уроков по развитию письменной речи детей.Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы для зап...

Презентация к уроку русского языка "Деловое письмо".

Вспомогательный материал к уроку....

Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)

Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)         ...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему" Официально-деловой стиль"

Конспект урока включает технологическую карту  с этапами урока, деятельностью учащихся и учителя, приложения....

Конспект урока по русскому языку. Раздел: Деловое письмо. Тема: Поздравительная открытка. Класс: 5

Конспект урока по русскому языку. Раздел: Деловое письмо. Тема: Поздравительная открытка. Класс: 5Конспект составлен для детей с ОВЗ, занимающихся по учебнику Галунчикова Н.Г. Русский язык. 5 класс: у...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку (деловое письмо) для учащихся с ОВЗ. 11 класс.

Цели изучения  курса «Делового письма»:развитие устной  и письменной  речи учащихся;обеспечение  усвоения обучающимися стилевых особенностей деловой речи;Обучение овладению простей...

Конспект урока по русскому языку «Деловое письмо. Заявление»

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 8 класса с интеллектуальными нарушениями  «Деловое письмо. Заявление»  направлен на формирование навыков правильного составл...