Консультация для педагогов "Игры и упражнения для развития фонематического слуха, речи и звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР"
консультация

Лаптева Инна Алексеевна

Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом. Для этого необходимо сформировать у детей хорошую дикцию, то есть подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающую чёткое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

Игра — ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности.

С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития фонематического слуха,

речи и звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР

     Упражнения

  1. Повторять серии слогов с общим гласным и разными согласными звуками:

ТА- КА-ПА                 ПА- КА – ТА         ГА- БА – ДА

КА – НА – ПА            МА – НА – ВА       ФА – ХА- КА

Аналогично – с гласным У, О, Ы.

  1. Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости                          - глухости:

ПА- БА            ТА- ДА                  КА- ГА

СА- ЗА             ФА-ВА                  ПУ-БУ

   ПА- БА-ПА                ВА-ФА-ВА                        ДА-ТА-ДА

   ГА-КА- ГА                ЗУ-СУ-ЗУ                          ФА-ВА – ФА

  1. Повторение серий слогов с согласными звуками, раличающимися по

мягкости – твердости:

ПА-ПЯ              МО-МЁ            ПУ- ПЮ           ПЫ- ПИ

ТЫ-ТИ              ВО-ВЁ              ВУ – ВЮ          ТЫ-ТИ

  1.  Повторение серий слогов с наращиванием стечения согласных звуков:

ПА-ТПА        НА-ПНА        КА-ФКА          ФА-ТФА

ТА-ФТА        МА-КМА       НА-КНА          ТА-КТА

Аналогично – с другими гласными звуками.

  1. Повторение серии слогов с общим стечением двух согласных звуков и

     разными гласными:

     ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ               ТМА-ТМО-ТМУ-ТМЫ

     КТА-КТО-КТУ-КТЫ                 КНА – КНО- КНУ- КНЫ

     ФТА-ФТО-ФТУ- ФТЫ              ПНА-ПНО-ПНУ-ПНЫ

  1. Повторение серий слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении:

ПТА-ТПА           КТА-ТКА         ФТА-ТФА

ПКА-КПА          ФКА-КФА        ХТА- ТХА

ФПА-ПФА         ГДА- ДГА         ВБА-БВА

  1. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение заданного взрослым звука на слух. Например, звук (О) –  сок- середина, обруч-начало.

Игры

1. Красный — белый.
Цель:
Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Игровой материал.
По два кружка на каждого ребёнка (красный и белый).
Описание игры.
Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый.

2. Где звук?

Цель:
Нахождение места звука в слове.
Игровой материал.
Домик из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).

Описание игры.
Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть домика. Можно ограничиться только одним домиком большого формата на столе педагога или раздать каждому ребёнку фишки.
Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук находится в середине.
Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

3. Испорченный телефон.
Цель.
Развитие фонематического слуха, автоматизация звуков.
Описание игры.
Педагог подбирает какую-нибудь скороговорку (или просто одно слово), например «В живом уголке жили ежи да ужи», и тихо говорит её ребёнку сидящему первым в ряду. По сигналу ребенок передаёт её на ухо своему соседу, а тот дальше вдоль ряда. Последний ребёнок должен громко вслух сказать переданную ему «по телефону» скороговорку.

4. Кто больше?
Цель:
Нахождение звука в названиях предметов по картинке.
Игровой материал.
Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определённым звуком.

Описание игры.
Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины предлагает рассказать, что растет на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук «Р». За каждое слово даётся картонный кружок, выигрывает тот, у кого больше кружков.

5. Найди ошибку и назови слово правильно.
Цель:
Развитие фонематического и речевого слуха.
Описание игры.
В других стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?
Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки.
Доску на гору везём, будем строить новый ком.
Между гор издалека течёт бурная щека.
Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.
Писем мы не написали - тучку целый день искали.
Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.
Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка.
Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки.
Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.
Прилетел из леса лук и залез под старый сук.
Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.
Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли.
Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.
Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт.
Подарила мама ночке разноцветные платочки.
Очень рада бочка маленьким платочкам.

  1. Какой звук пропал в слове?
    Цель.
    Развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры.
Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки.
Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)?
Написал письмо я зайке, но забыл приклеить ...арки.
Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.
Подарили нам игрушки: целый день палили ... ушки.
Землю роет старый к... от, под землёю он живёт.
В зоопарке живёт с... он, словно дом огромен он.
Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала.
Серый вол... голодный, злой, ходит по лесу зимой.
Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла... пу.
Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к... ошки.
На арену ... игры вышли, мы от страха все притихли.

7. Какой звук в слове лишний?
Цель.
Развитие фонематического и речевого слуха.
Описание игры.
Незнайка написал новые стихи, но в некоторых словах у него оказался лишний звук.
Какое слово Незнайка написал неверно? Какой звук оказался лишним? Где он находится?
Говорит Володя Коле: «Стройку получил я в школе».
В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки.
Владик спит и видит слон, что летит в ракете он.


8. Кто больше слов придумает?
Цель.
Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Игровой материал.
Мяч.

Описание игры.
Педагог называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук.
Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово, или повторяет уже сказанное, выбывает из игры.

9. Кто что услышит?

Цель:
Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Игровой материал.
Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.
Описание игры.
Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Вашему вниманию предлагается система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, ...

Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи"

В консультации даны советы и игровой материал  по развитию фонематического  восприятия и фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитие речи....

Упражнения для развития фонематического слуха у младших школьников

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи, как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам рече...

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на развитие фонематического слуха

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г.Сергие...

Упражнения для развития фонематического слуха, для расширения лексического запаса (1-4 класс)

Упражнения для развития фонематического слуха, для расширения лексического запаса (1-4 класс)...

Упражнения на развитие фонематического слуха

Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Особые тру...

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у дошкольников"

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у дошкольников"...