КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на развитие фонематического слуха
материал на тему

Макридина Вера Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 «Основная общеобразовательная школа №7,

осуществляющая деятельность

 по адаптированным основным образовательным программам»

г.Сергиев Посад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_2.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 «Основная общеобразовательная школа №7,

осуществляющая деятельность

 по адаптированным основным образовательным программам»

г.Сергиев Посад

 

КАРТОТЕКА

дидактических игр и упражнений

на развитие фонематического слуха

Подготовила:

учитель психомоторики

Макридина В.А.

Дид. игра «Слова – друзья»

Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова.

Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие) .

Дид. игра «Звуковые часы»

Цель: Учить детей измерять длину слов.

Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове.

Дид. игра «Найди общий звук»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах.

Дид. игра «Назови звук»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Педагог называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю.

Дид. игра «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука»

Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.


Ход: Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Педагог откладывает счетный материал. Выигрывает та группа детей у которой будет больше фишек.

Дид. игра «Цветочки – лепесточки»

Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

Ход: Воспитатель называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного) .

Дид. игра «Нужные знаки»

Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

Дид. игра «Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

Дид. игра «Красный – белый»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.


Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].

Дид. игра «Звуковые шапочки»

Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».

Дид. игра «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

Дид. игра «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Дид. игра «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.


Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

Дид. игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)»

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

Дид игра «Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

Дид. игра «Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

Дид. игра «Магазин»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова.


Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.

Дид. игра «Звуковое лото»

Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.

Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком … .? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.

Дид. игра «Подними нужную карточку»

Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

Ход: Педагог произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук.

Дид. игра «Слова – друзья»

Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова.

Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие) .

Дид. игра «Звуковые часы»

Цель: Учить детей измерять длину слов.

Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове.

Дид. игра «Найди общий звук»

Цель: Развивать фонематический слух детей.


Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах.

Дид. игра «Назови звук»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Педагог называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю.

Дид. игра «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука»

Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

Ход: Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Педагог откладывает счетный материал. Выигрывает та группа детей у которой будет больше фишек.

Дид. игра «Цветочки – лепесточки»

Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

Ход: Воспитатель называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного) .

изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места.

Дид. игра «Ворота»

Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

Ход: Воспитатель называет звуки, если это согласный звук – руки на столе вместе (есть преграда). Если гласный звук – дети ставят руки на локти (нет преграды)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Вашему вниманию предлагается система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, ...

Упражнения для развития фонематического слуха у младших школьников

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи, как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам рече...

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и навыков фонеатического анализа

Представленные игры можно использовать в работе учителя-логопеда, воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Игры и упражнения для развития фонематического слуха, речи и звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР"

Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха.Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построен...

Упражнения для развития фонематического слуха, для расширения лексического запаса (1-4 класс)

Упражнения для развития фонематического слуха, для расширения лексического запаса (1-4 класс)...

Упражнения на развитие фонематического слуха

Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Особые тру...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР....