Доклад "Сочинение-рассуждение как средство развития речевой и читательской культуры школьников"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Османова Ирина Николаевна

Сочинение-рассуждение как средство развития речевой и читательской культуры школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Сочинение-рассуждение как средство развития                                                                                          речевой и читательской культуры школьников»

Основная цель изучения русского языка в школе состоит в усвоении системы знаний о языке и речи, способов оперирования ими, а также в совершенствовании на этой основе важнейших видов речевой деятельности: осознанного, беглого и выразительного чтения, грамотного письма, осмысленного и точного понимания чужой речи (в частности, учебной информации); свободного и правильного выражения собственных мыслей в устной и письменной речи с учётом разных ситуаций общения. Одним из средств проверки уровня достижения данной цели может служить итоговое сочинение (изложение), которое, с другой стороны, сегодня является и условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

Несомненно, работа учителя по развитию речи учащихся в школе многогранна и важнейшим направлением этой работы является подготовка учащихся к написанию сочинений разных видов.

Обучение сочинению — это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью. Введение итогового сочинения (изложения) будет содействовать формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и читательской культуры 1.

Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания личности. Сочинение — это способ выражения окружающего мира во внутреннем своем отображении, высказывания своего отношения к жизненным проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит логично мыслить и красиво высказываться, кроме этого обогащает его речь и учит грамотности. Умения грамотно оформлять свою письменную речь в соответствии с правилами орфографии и пунктуации характеризует учащегося как функционально-грамотную личность, владеющую универсальными учебными действиями (УУД) и способную применить знания на практике.

Овладение языковыми нормами и УУД — процесс длительный, требующий систематической и целенаправленной работы. Обучение сочинению с элементами рассуждений как одно из средств развития УУД учащихся начинается на этапе начальной школы, а эффективность этой работы во многом зависит от того, насколько она органично связана с совершенствованием речевой и читательской культуры учащегося, в частности с работой по созданию текста на основе прочитанного.

К сожалению, не всегда можно говорить о целенаправленной подготовке учащихся к написанию сочинения, которая включает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль; формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи.

Работа над сочинением-рассуждением начинается с анализа исходного текста. При этом важно понимание того, что в тексте (художественного или публицистического стиля) нет ничего случайного. Любое слово может стать деталью или уже является ей, а взаимосвязь нескольких деталей помогает найти главный смысл, основную идею, которую несет текст. Именно поэтому работа над сочинением начинается с внимательного чтения текста и поиска ответов на три вопроса: «О чем текст? Зачем он написан? Как он написан?».

При анализе исходного текста одновременно планируется структура сочинения:

1. Вступление.

2. Формулировка проблемы текста.

3. Позиция автора.

4. Согласен или не согласен я с мнением автора (свой тезис).

5. Аргумент 1 + пример (с разных сторон раскрывают тезис).

6. Аргумент 2 + пример (с разных сторон раскрывают тезис).

7. Заключение, вывод.

Вступление — это принципиальное положение, которое должно послужить основанием для всего дальнейшего сочинения. Оно должно быть органически связано и с основной частью, и с заключением. К важнейшим признакам вступления относятся: лаконичность, связь с темой, наличие сформулированного тезиса, связь с заключением.

Вступление может вводить тему текста, сообщать об основной проблеме текста, определять круг проблем, затронутых автором, быть основанием для объяснения основной проблемы и может содержать сведения об авторе текста или о своеобразии художественного мира автора текста, содержать обобщённое рассуждение по теме.

Тема — это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема и как школьники подведены к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.

Первым по времени и по значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период — определение тематики сочинений, рассказов. Поверхностное раскрытие темы — один из типичных недостатков ученических сочинений. Но не единственный. Не всегда учащиеся умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточно понятой, что затрудняет определение проблемы, которая формулируется после того, как определена идея текста. Зачем автор написал этот текст? Что он хочет сказать? К чему привлекает наше внимание? Какой вопрос интересует его? Как он его решает?

Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Проблема текста — это вопрос, над которым размышляет автор. Выявление проблематики исходного текста — важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли.

Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме, которая: 1) находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно; 2) дает больший простор для выражения мысли, то есть соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту учащегося.

Комментарий к выявленной проблеме проверяет адекватность понимания исходного текста. Комментарий — это не пересказ! Как отличить комментарий от пересказа? Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои. Комментируя, мы говорим о том, что делает автор, как он доносит до меня свою позицию. Комментировать — значит объяснять, пояснять. Комментарий — это объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста. Комментируя, учащийся определяет: цель ком-монтирования (для чего?), объект комментирования — проблему и ее аспекты, а не проблематику всего текста; направленность комментария, который основывается только на тех частях текста, которые заявлены в проблеме и связаны с ней. Грамотный комментарий выводит учащегося на авторскую позицию исходного текста.

Итак, если проблема текста — это вопрос, который задает автор текста, то авторская позиция — это его ответ на свой вопрос. Как он решает данную проблему? Какие примеры из текста помогают понять нам мнение автора?

Собственное мнение должно быть четко сформулировано в виде тезиса, который объясняет причину согласия-несогласия, и связано с анализируемой проблемой и позицией автора. Тезис — кратко сформулированная идея, суждение, основная мысль текста. Сформулировать тезис — значит задать вопрос, дать на него прямой ответ и на основании этого ответа вывести суждение. Вопросов может быть несколько. Чем больше вопросов, тем больше подходов к теме.

Тезис представляет собой утвердительное предложение, в котором заложен один ответ на вопросы текста. Тезис должен быть сформулирован четко и ясно в виде простого двусоставного предложения, в котором подлежащее называет тему текста, а сказуемое то «новое», что по этой теме будет говориться. Без сказуемого сформулировать тезис невозможно!

На этапе аргументации учащемуся необходимо выразить личную позицию по сформулированной проблеме текста. Она должна заключаться не в провозглашении своего мнения по данному вопросу, а в доказательствах, аргументации, объяснении конкретных причин согласия/несогласия с точкой зрения автора. Для этого следует подобрать к тезису два аргумента (рассуждение или рассуждение с примером), раскрывающие тезис с разных сторон 1.

Аргументы — это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником с помощью фонового материала, такого как исторические, литературные, научные и другие факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни.

И наконец, последняя часть сочинения-рассуждения — заключение, где обобщаются основные выводы из сказанного, раскрывается свое отношение к проблеме, предлагаются возможные пути ее решения, а также может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемой проблеме. Основные типы заключений: яркий пример — обобщение, цитата с комментарием, вывод-впечатление, спор с воображаемым собеседником, афоризм, развернутая мысль, высказанная во вступлении, ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения, вариант решения проблемы.

Несомненно, указанные выше требования убеждают, что научить писать сочинение непросто. Это знает каждый учитель русского языка и литературы и предлагает различного рода советы учащимся, например:

— решите для себя главный вопрос: как соединить в основной части анализ содержания исходного текста с оценкой выразительных средств;

— помните, что вы пишете сочинение-рассуждение (в жанре, близком к эссе или рецензии) с элементами лингвистического анализа, и, возможно, свободной композиции (эссе), в которой будут отражены ваши индивидуальные впечатления и соображения по проблеме (проблемам) исходного текста и отмечены наиболее существенные особенности авторского стиля;

— главное: высказывайте своё мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом содержания художественного текста;

— вы также должны показать богатство словаря и разнообразие грамматических форм собственной речи;

— когда пишете сочинение, лучше избегать банальностей, выдаваемых за собственные мысли, не тратить времени на беспочвенные рассуждения, поскольку тогда его меньше останется для основной части работы;

— обязательно воспользуйтесь черновиком и перед тем, как переписывать набело, проверьте свою работу на наличие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых или фактических ошибок. Необходимо сделать проверку и после того, как сочинение будет переписано 1.

Таким образом, в старших классах следует сконцентрироваться на целенаправленном развитии всех видов речевой деятельности на основе текстоцентричного подхода. Текст как основа урока русского языка и литературы должен предоставлять необходимый фактический и языковой материал для самостоятельного анализа, а значит служить стимулом для обсуждения различных проблем и базой для развития речевой и читательской культуры учащихся.

Анализ умений учащихся, необходимых для написания сочинения-рассуждения, показывает, что, совершенствуя универсальные учебные умения логико-аналитического и речевого характера на уроках русского языка и литературы (умения рассуждать, сопоставлять, оценивать, аргументировать, делать выводы), школьники готовятся к дальнейшей жизни. Д. С. Лихачёв писал: «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в тексте. И по тому, как человек говорит (или пишет), мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. ...Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на фортепиано как средство развития речевых способностей детей.

Влияние музыки на детей .Содержание первого урока.Анализ музыкальный пьесы....

Роль праздников в развитии речевой коммуникации и воспитании школьников.

Праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праз...

Интерактивные технологии как средство развития речевой компетенции учащихся

Опыт работы был обобщен на районном методическом объединении учителей иностранного языка.Учитель делится своими наработками и считает, что применение на уроках иностранного языка интерактивных техноло...

Читательская культура школьников: проблемы и пути их решения

Приоритетной позицией российского образования является формирование общей культуры личности.  Особая роль в развитии личности учащихся принадлежит литературному образованию - чтение призвано стат...

Образовательно-культурный проект "Театр здоровья" как средство развития татарской национальной языковой культуры школьников.

В организации деятельности школьников  большое место принадлежит учету их особенностей. Нет иного пути формирования талантов,как только путь целенаправленно организованной деятельности.Русскоязыч...

Совместная роль библиотеки и учителя литературы в формивании читательской культуры школьника

С давних времён в нашей стране  России сложился культ книги и слова, превративший чтение в главную форму воспитания, национальную культурную традицию. Но сегодня приходится констатировать печальн...

Статья. Схемы-конспекты как средство развития речевой культуры школьника.

Использование таблиц и схем на уроках литературы при изучении произведения....