"Организация внеурочной деятельности в школе"
учебно-методический материал

Спицына Татьяна Дмитриевна

Внеурочной деятельности новый Стандарт отводит особую роль. Она наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность вводится в целях необходимости обеспечения «духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».

Об этом шла речь на районном семинаре заместителей директора по воспитательной работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rayonnom_seminare.docx26.5 КБ
Файл rayonnyy_seminar_po_vud.pptx2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре

 «Организация внеурочной деятельности» в рамках ФГОС

СЛАЙД 1 В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутренних ресурсов школы, ее традиций, накопленного потенциала и  внешней социокультурной среды.

Внеурочной деятельности новый Стандарт отводит особую роль. Она наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы.

СЛАЙД 2 Ориентируясь на сегодняшнее информационное общество, школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  Иными словами, школа должна ребёнка «научить учиться».

Внеурочная деятельность вводится в целях необходимости обеспечения «духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».

СЛАЙД 3 Попробуем охарактеризовать организацию внеурочной деятельности в нашей школе и сравнить с требованиями ФГОС.

СЛАЙД 4 Начнем с понятия: Внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации/

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной и основной школе.

СЛАЙД 5 Исходя из требований Стандарта   внеурочная деятельность   должна:

  • во-первых, быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;
  • во-вторых, способствовать их  воспитанию;
  • в-третьих, разрабатываться в соответствии с выбранными направлениями развития личности школьника.
  • в-четвертых, предполагать такие формы организации внеурочной деятельности как экскурсии, занятия по интересам, кружки и секции, круглые столы, конференции, диспуты,  соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальные и патриотические проекты по воспитательной работе.

СЛАЙД 6 В нашей школе внеурочная деятельность организована по пяти направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социально-психологическое, общеинтеллектуальное, общекультурное;

СЛАЙД 7 Нами  определена   интеграционная модель организации  внеурочной деятельности обучающихся, где сочетается деятельность школы и учреждений дополнительного образования, и конечно же годовая циклограмма воспитательной работы.

 Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяем самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы.

Планируя организацию внеурочной деятельности в основной школе,  мы используем  имеющиеся  в школе условия и  опыт  проведения внеурочных  занятий, а  также  сложившуюся  систему воспитательной   работы.

СЛАЙД 8 При  организации ВУД, мы приняли во внимание следующие требования стандарта  к организации  внеурочной деятельности:

  • Часы, отводимые на ВУД, используются по желанию детей
  • Все направления ВУД направлены на воспитательный результат
  • Часов не более 10 на каждого ребенка
  • Школа определила направления и часы, отведенные на ВУД

Какие же на сегодняшний день у нас  в школе имеются условия для организации внеурочной  деятельности в рамках ФГОС ООО?

(кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).

СЛАЙД 9 Кадровое обеспечение:
В реализацию ООП ООО будут вовлечены:
- 4 сотрудника административно- управленческого состава;
- 19 учителей-предметников;

- 5 специалистов  дополнительного образования;
- 16 классных руководителей;
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- педагог-организатор;

- библиотекарь.

СЛАЙД 10 Методическое сопровождение направлено на освоение содержания ФГОС через различные виды деятельности педагогов.  У нас прошли тематические педсоветы по введению ФГОС ООО, организована работа методического объединения по освоению новых педагогических технологий, проведены семинары-практикумы, мастер-классы, открытые занятия.

  • Темы вы видите на слайде

СЛАЙД 11 Нормативно-правовое обеспечение: Создавая нормативно-правовую базу, мы основывались на документах, регламентирующих внеурочную деятельность.

разработаны

«Положение о  внеурочной деятельности»

«Программа организации внеурочной деятельности на учебный год»

«Положение о программах внеурочной деятельности»

Имеются

-договора о сотрудничестве   с учреждениями дополнительного образования(ЦДОД «Созвездие» и ДТДиМ «Радуга»)

- разработаны программы курсов.

СЛАЙД 12 Принципы организации внеурочной деятельности по ФГОС:

 соответствие возрастным особенностям обучающихся;

 преемственность с технологиями учебной деятельности;

 опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

 опора на ценности воспитательной системы школы;

 свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

СЛАЙД 13 В нашей школе ….. (по слайду)

СЛАЙД 14 На основании этого созданы программы по ВУД. Из всех предлагаемых типов программ нами выбраны программы по конкретным видам внеурочной деятельности.

СЛАЙД 15 На сегодняшний день модель внеурочной деятельности в школе такова – мы интегрируем деятельность педагогов УДО, классных руководителей, учителей – предметников и других работников школы.

СЛАЙД 16 По ФГОС внеурочная деятельность учащихся дополняет основную образовательную программу и стимулирует познавательную деятельность школьников, способствует более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой. Занятия по предметам школьного цикла имеют свое продолжение в разнообразных видах внеурочной деятельности учащихся. Занятия организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире.

СЛАЙД 17Материально-техническое  и  информационное обеспечение:

В школе во всех  кабинетах компьютеры и мультимедийное оборудование, полное оборудование в актовом зале. Имеется выход   в Интернет в  кабинете информатики. Школьная библиотека имеет большой книжный фонд, в том числе и справочная литература. В библиотеке постоянно действуют книжные выставки по любым запланированным темам. Действует школьный сайт, где размещена информация о введении ФГОС ООО.  Ежемесячно выходит школьная газета «Наш голос» и фотогазета «Fotolook», где освещается школьная жизнь.

СЛАЙД 18 Остановлюсь на том, что из  опыта организации внеурочной деятельности  в нашей школе, мы можем смело использовать при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО.

1) система программ  по интересам для 1-4 и 5-7 классов;

2)  традиционные  формы внеурочных  мероприятий: научно-практическая конференция,  краеведческая конференция,  социальные  и патриотические проекты; волонтёрское движение и т.д.  Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога;

3) опыт социального партнёрства  (сотрудничество с  УДОд). Основная  цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства  в микросоциуме, обеспечение  успешной адаптации ребенка к современным социокультурным условиям.

4) система воспитательной работы: классными руководителями разработаны и реализуются программы воспитательной деятельности  в классе. Одной из эффективных форм организации внеурочной деятельности, которая обогащает личность ребенка ценным социальным опытом, позволяет реализовать потребность в общении, создает условия для духовно- нравственного роста личности является коллективные творческие дела.

5) опыт проектной и исследовательской деятельности.   Подготовка  к участию и участие   в различных конференциях позволяют ребёнку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития.

6) система физкультурно-оздоровительной работы (спортивные секции: по    баскетболу, мини-футболу;  Дни здоровья и Олимпийские дни).  Ежегодно в школе реализуются проекты данного направления – «Просто быть здоровым», «Мое здоровье – мое достояние», «В школу за здоровьем» и т.д.

Внеурочная деятельность в образовательном учреждении существовала всегда, но ФГОС НОО наполнили ее новым содержанием.

В текущем году при 100% занятости ведутся курсы по всем направлениям.

СЛАЙДЫ 19-22

Направления внеурочной деятельности в 1-7 классах представлены следующим набором курсов. Как видно из таблиц, все направления ВУД задействованы.

СЛАЙД 23 Педагоги применяют различные формы проведения занятий.  Воспитательный результат внеурочной деятельности -  непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию  в том или ином  виде внеурочной деятельности.

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности  может происходить на уровнях:

  •  представления коллективного результата группы обучающихся;
  • индивидуальной  оценке результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося.

СЛАЙД 24 Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося  будет использоваться  портфолио По результатам оценки портфолио выявляются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе.

СЛАЙД 25  Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают возникать проблемы.

  • Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня. А для 2-3 классов, занятия проводится либо после уроков, когда дети уже устали, либо нулевым уроком.  
  • Мы не всегда  имеем  свободные помещения для организации внеурочной деятельности, у нас нет специальных помещений, нет игровых,  нет комнат отдыха.
  • Существуют и другие проблемы, с которыми сталкивается образовательное учреждение: отсутствие на сегодняшний день пока компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности; отсутствие зачастую материально-технических условий; проблемы финансового обеспечения.

СЛАЙДЫ 26 – 28 Отсюда можно сформулировать «плюсы» и «минусы» в организации ВУД.

Но при этом мы должны стремиться к тому, чтоб приблизиться к максимальному выполнению требования ФГОС. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

СЛАЙД 29         В  заключении  мне хотелось бы ещё раз сказать, что  внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды.  

СЛАЙД 30 И потому важнейшая задача   педагогического коллектива -  сделать внеурочную деятельность  полезной и привлекательной для каждого ученика, несмотря на загруженность каждого педагога…. Здесь я ставлю многоочие


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

По ФГОС В МБОУ ТСОШ №1 имени А.А.Мезенцева

Слайд 3

По ФГОС Спортивно – оздоровительное Духовно - нравственное Общекультурное Общеинтеллектуальное Социально – психологическое

Слайд 4

М О Д Е Л И Внутришкольная модель Внешняя модель Смешанная модель Модель дополнительного образования модель «школы полного дня» оптимизационная модель инновационно-образовательная модель Смешанная модель, или интеграционная По ФГОС В МБОУ ТСОШ №1 имени А.А.Мезенцева

Слайд 5

Часы, отводимые на ВУД, используются по желанию детей Все направления ВУД направлены на воспитательный результат Часов не более 10 на каждого ребенка Школа определила направления и часы, отведенные на ВУД

Слайд 6

По ФГОС Кадровое обеспечение: В реализацию ООП ООО вовлечены: - 4 сотрудника административно- управленческого состава; - 19 учителей-предметников; - 5 специалистов дополнительного образования; - 16 классных руководителей; - педагог-психолог; - социальный педагог; - педагог-организатор; - библиотекарь.

Слайд 7

Методическое сопровождение Педсовет « Системно-деятельностный подход к организации учебно-воспитательного процесса как средство формирования ключевых и предметных компетенций». Педсовет «Воспитание конкурентоспособной личности: интеграция ресурсов школы, семьи, социума» Педсовет «Проблема формирования нравственных ценностей через внеурочную деятельность» Семинары МО: Социальный проект во внеклассной воспитательной работе как основа формирования социальной компетентности школьника Система воспитательной работы в условиях ФГОС Портфолио обучающегося Организация ВУД в рамках введения ФГОС ООО

Слайд 8

Программа организации ВУД Положение о внеурочной деятельности Положение о программах внеурочной деятельности Положение о ведении журнала учета занятий ВУД Программы ВУД Имеются -договора о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования (ЦДОД «Созвездие» и ДТДиМ «Радуга») - разработаны программы курсов. По ФГОС

Слайд 9

В МБОУ ТСОШ №1 имени А.А.Мезенцева Воспитательная система «ОБРАЗ» Кадровый потенциал ВУД Требования организации ВУД Пожелания детей и родителей Имеющаяся материально-техническая база Взаимодействие с УДОД

Слайд 10

По Ф Г О С комплексные программы тематические программы программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня программы по конкретным видам внеурочной деятельности индивидуальные программы внеурочной деятельности программы по конкретным видам внеурочной деятельности В МБОУ ТСОШ №1 имени А.А.Мезенцева

Слайд 11

Внеурочная деятельность в МБОУ ТСОШ №1 имени А.А.Мезенцева Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов основной образовательной программы и способствует развитию творческого потенциала, формирует активную жизненную позицию Дополнительное образование на базе школы Деятельность классный руководителей Деятельность иных педагогических работников ВУД школы

Слайд 12

Материально-техническое и информационное обеспечение: В школе во всех кабинетах компьютеры и мультимедийное оборудование, полное оборудование в актовом зале. Имеется выход в Интернет в кабинете информатики. Школьная библиотека имеет большой книжный фонд, в том числе и справочная литература. В библиотеке постоянно действуют книжные выставки по любым запланированным темам. Действует школьный сайт, где размещена информация о введении ФГОС ООО. Ежемесячно выходит школьная газета «Наш голос» и фотогазета « Fotolook », где освещается школьная жизнь.

Слайд 13

1) система программ по интересам для 1-4 и 5- 7 классов; 2) традиционные формы внеурочных мероприятий: предметные мероприятия, научно-практическая конференция, краеведческая конференция, социальные и патриотические проекты; волонтёрское движение и т.д.; 3) опыт социального партнёрства (сотрудничество с УДОд ) 4) система воспитательной работы: классными руководителями разработаны и реализуются программы воспитательной деятельности в классе. 5) опыт проектной и исследовательской деятельности; 6) система физкультурно-оздоровительной работы Из опыта работы школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в школе

Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существовани...

Организация внеурочной деятельности в школе в условия введения ФГОС

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт которых ...

Организации внеурочной деятельности в школе в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся...

"Практика организации внеурочной деятельности в школе в рамках реализации ФГОС"

Доклад по внеурочной деятельности в школе в рамках ФГОС...

Организация внеурочной деятельности в школе

Создание Экологического отряда...