Социальные проблемы профориентации школьников
материал (9 класс)
В докладе обозначены проблемы, противоречия профориентации, содержатся рекомендации по улучшению положения в этом вопросе и выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnye_problemy_proforientatsii.docx | 100.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение ,,Чистиковская школа’’
Д О К Л А Д
Тема:
,,Социальные проблемы профориентации обучающихся’’.
Подготовила и провела
на МО классных руководителей
учитель Антипова З.В. апрель ,2019г.
Социальные проблемы профориентации обучающихся
Сегодня, когда окружающий нас мир как никогда изменчив и динамичен, мир профессий отражает все его экономические, социальные и даже политические изменения, а диктуемые им требования к личности постоянно изменяются, естественно, что ещё более остро встают проблемы профориентации школьников. В идеальной ситуации подросток должен быть активным, деятельным, уметь быстро подстроиться под ситуацию на рынке труда, успешно ориентироваться в многообразии профессий и примерно определять, насколько его личностные качества подходят под выбранную специальность. По результатам многочисленных опросов и исследований до 70% выпускников из 9 классов практически не обладают знаниями о реальных потребностях и имеющимся на рынке труда спросе, а значит, за этим последует случайный выбор профессии, который повлечёт за собой растрачивание сил впустую с непонятным результатом, что в дальнейшем может привести к ненужным потерям времени и ухудшением самооценки школьника. По факту же в нашей школе работа в этом направлении ведется классными руководителями, учителями – предметниками. В 9 классе полгода факультативно изучаем курс по предпрофильной подготовке,, Мой выбор’’, тем самым способствуем тому, что выпускник 9-го класса начинает посерьезней, чаще задумываться над вопросом ,,Кем быть? Какие требования предъявляет та или иная профессия к человеку, знакомится с миром профессий, изучает себя, но времени маловато отводится этому серьезному вопросу. .(Рабочая программа курса по предпрофильной подготовке ,, Мой выбор'') представлена слушателям. Классным руководителям советую обратиь на этот вопрос серьезное внимание как в работе с обучающимися, так и в работе с их родителями
Проблемы профориентации школьников
Долгое время проблемы профориентации исследовались и воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность школьника, имеющийся социальный заказ от государства или общества на рынке труда. Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека, тогда как текущие проблемы профориентации школьников включают в себя:
- Нестабильные всплески интереса к профессиям и труду.
- Отсутствие навыков определения, своих личных предрасположенностей и способностей применительно к выбираемым профессиям.
- Затруднённые определение и оценка своих перспектив развития в различных профессиях.
- Гнетущая необходимость сделать выбор профессии самостоятельно и нести за него ответственность.
- Увеличившиеся требования к выпускникам школ и их недостаточный уровень подготовленности к профессиональному определению.
- Отсутствующая или неквалифицированная помощь в выборе профессии для школьника.
- Отсутствие постоянно действующей, широко распространённой программы для знакомства с разнообразными специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями.
Конечно же, здесь перечислены далеко не все имеющиеся проблемы профессиональной ориентации школьников и старшеклассников, но оценить по ним масштаб ситуации и необходимость действовать труда не составит.
По мнению доктора психологических наук, профессора кафедры психологии МГУ Пряжникова Н.С., всё более заметным становится стремление учитывать индивидуальные способности ребёнка при профориентации, а личностное самоопределение начинает приобретать формы профессиональной ориентации. Которая представляет собой внутреннюю готовность личности к самостоятельному и, что является одним из самых важных моментов, осознанному выбору одного из многих вариантов развития, как жизненного, так и профессионального. Выпускники начинают проявлять пусть небольшую, но всё же готовность рассматривать себя не только в настоящем времени, но и учитывая планы развития. Самостоятельно выявляя значимые именно для них смыслы определённой профессиональной деятельности.
Противоречия профориентации школьников
- Имеющиеся потребности общества часто идут вразрез с личными планами и желаниями школьников. Даже зная о перенасыщении рынка труда представителями «модных» и «престижных» специальностей, выпускники школ осознанно затрудняют себе дальнейшее трудоустройство, выбирая их в качестве желаемой профессии.
- Выбранная профессия не всегда соответствует возможностям старшеклассника. Получив соответствующее образование и приступив к работе человек понимает, что выбор был ошибочным и для успешной реализации себя на данном поприще у него нет требуемых качеств личности. Смена профессии или переквалификация приводят к большим потерям времени и сил.
- Сочетание острой нехватки ведущейся профориентационной работы и необходимости обязательного выбора. К последнему классу школьники обычно осознают, что сложный выбор карьерного пути по душе приведёт к длительным последствиям.
- Отсутствие у школьников навыков планирования, прогнозирования вкупе с необходимостью выстраивать долговременные планы своей будущей жизни и карьеры одновременно. В такой ситуации выпускник школы более-менее может представлять желаемые жизненные пути и предполагаемые профессии, но способы достижения данных целей будут ускользать от него без посторонней помощи.
- Требование обязательного выбора набора сдаваемых государственных экзаменов для последующего поступления в учебные заведения и профессии накладывается на отсутствующее или недостаточное представление учащихся о многообразии имеющихся в мире профессий, что приводит к череде ошибок, таких как выбор будущей карьеры по степени её «престижности», за компанию с друзьями или просто по советам родителей. Потребность школьников в профессиональном обучении и отсутствие или недостаточная квалификации школьных психологов и профконсультантов, способных вести длительную профориентационную деятельность начиная с начальных классов и сопровождая ребёнка до самого выпуска.
6Желая попробовать себя в той или иной профессии, школьник понимает, что такой возможности в школе или ближайшем окружении просто не существует. Рекомендуемые профориентационные мероприятия
Для постепенного исправления общей ситуации с имеющимися проблемами профориентации школьников можно выделить следующие мероприятия, которые должны использоваться комплексно и на протяжении длительного времени без перерыва:
- Профессиональное просвещение школьников с целью расширения общего кругозора.
- Профессиография, т.е. изучение требований, предъявляемых различными специальностями к личным качествам работника. При передаче накопленных знаний школьникам, у тех появляются знания и навыки определения необходимости и востребованности специальности, перспективы карьерного роста, личностного развития, предполагаемой заработной платы, должностных обязанностях.
- Воспитание желания трудиться и выбирать наиболее необходимые обществу профессии с учётом индивидуальных характеристик путём профессиональной пропаганды.
- Развитие и улучшения индивидуальных качеств школьника (желание трудится, ответственность, чувство гордости за выбранную профессию, чувство долга перед окружающими и т.д.).
- Определение профпригодности для возможного прогнозирования овладевания старшеклассником различных профессий.
- Профессиональная диагностика для изучения личностных характеристик значимых для профессиональной деятельности качеств выпускника и мониторинга профилизации.
Результатом введения и поддержания подобных комплексных мер можно с большой долей уверенности предположить значительное увеличение количества однозначно определившихся с желаемым направлением профессиональной деятельности детей, а, следовательно, помочь им избежать множества ошибок и решить проблемы профессиональной ориентации школьников.
Выводы
В качестве заключения и обобщения всего вышесказанного советую классным руководителям обратить на этот вопрос серьезное внимание как в работе с обучающимися, так и в работе с их родителями , также обеспечить высокую эффективность повышения информированности школьников на соответствующих уроках, мероприятиях и индивидуальных консультациях с квалифицированными специалистами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи, проблемы социально-профессионального самоопределения школьников
Статья о профориентации...
Проблема социализации школьников, формирование у них жизненного и профессионального самоопределения, вовлечение их в адекватное осознание социальных проблем и процессов
Выступление на педсовете. Проблема социализации школьников, формирование у них жизненного и профессионального самоопределения, вовлечение их в адекватное осознание социальных проблем и процессов....
Проблема профориентации: как помочь подростку выбрать правильный путь?
Проблема профориентации: как помочь подростку выбрать правильный путь?...
Участие с докладом в ГБПОУ КМБ №4 на круглом столе "Проблемы профориентации обучающихся и студентов с нарушенным слухом"
Участие с докладом в ГБПОУ КМБ №4 на круглом столе "Проблемы профориентации обучающихся и студентов с нарушенным слухом"...
Проблемы профориентации подростков и детей с ОВЗ
Характеристика детей с ОВЗ и основные проблемы, с которыми они сталкиваютс при выборе профессии...
Социальные проблемы профориентации обучающихся
Доклад по профориентации для учащихся старших классов...
Статья "ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"
В статье проанализирована и систематизирована современная психолого-педагогическая литература по проблеме социальной компетентности младших школьников с умственной отсталостью. Освещены взгляды извест...