Социальные проблемы профориентации обучающихся
материал (10, 11 класс)

Доклад по профориентации для учащихся старших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnye_problemy_proforientatsii_obuchayushchihsya.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Чистиковская  школа»

(Приложение  к  выступлению  на  МО  классных  руководителей  по  теме:  «Социальные  проблемы  профориентации  обучающихся».

2018-2019 учебный  год.

Сообщение  на  тему:

«Рекомендации  выпускнику  11 класса  по выбору профессии»

 

(Романенкова  Светлана  Александровна,  классный  руководитель  10  класса).

Апрель  2019 года.

1.Содоклад на тему:

«Социальные проблемы   профориентации обучающихся. (Диагностика профессиональных интересов  старшеклассников)»

Важная проблема для учащихся школы – выбор профессии. Интересы значительной части учеников крайне неустойчивы. Они порождаются знакомыми и товарищами. Меньшее влияние оказывают школа и семья. Степень выбора колеблется от абсолютного «да, только эта профессия меня привлекает» до «не знаю, как получится».

Подростки на первое место ставят профессии, в которых предоставляется возможность принимать самостоятельные решения, контактировать с людьми и получать полезный продукт деятельности. На втором месте стоят профессии, в которых присутствует творческий характер труда. На третьем месте – работа, от которой можно получать новые впечатления.

В последнее время немаловажным фактором, влияющим на выбор профессии, стало финансовое вознаграждение за сделанную работу.

Установлено, что подростки редко выбирают профессии родителей. Но не подлежит сомнению тот факт, что они прислушиваются к мнению взрослых.

В 10-12 лет ребята часто четко представляют, кем они будут работать. Здесь сказывается отсутствие жизненного опыта, а также незначительная потребность в самореализации. У детей 14-15 лет выбор своей будущей профессии вызывает гораздо больше затруднений, сомнений. Что не удивительно. Подростки, перед которыми уже реально стоит этот вопрос, руководствуются тремя позициями выбора профессии:

  • Хочу – интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом
  • Могу – уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности
  • Надо – спрос на профессию, потребность в ней общества.

Сюда же присоединяются раздумья над рядом факторов, которые тоже немаловажны: престижность профессии, система оплаты труда, место жительства.

В условиях рыночной экономики престижность одной профессии сменяется престижностью другой. И наоборот. Поэтому основываться при выборе профессии только на этом факторе не стоит. Данная ситуация усугубляется и тем, что при не достижении учащимся 16-летнего возраста, он не может посещать курсы Центра занятости, а следовательно вернётся в школу, где будет в дальнейшем «мучить» и себя и учителей полным отсутствием желания учиться.

Таким ребятам гораздо легче будет найти себя, если они начнут свое образование с колледжа, техникума. Часто это помогает поступлению в дальнейшем в высшее учебное заведение. Подросток получает в учебных заведениях среднего звена знания и представления о выбранной профессии. И при желании сможет учиться дальше целенаправленно.

Также подростки оценивают профессии в зависимости от пола. Но это вряд ли повлияет на выбор профессии. Но фраза: «Не женское (мужское) это дело», - может больно задеть самолюбие ребенка.

Значительно число юношей и девушек мотивируют свой выбор наличием устойчивого интереса к данной профессии, необходимых для этого дела способностей, склонностей, знаний, а также знакомством с деятельностью, близкой к своей будущей профессии.

Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью подростка высокого уровня развития. Если же такой потребности не возникает, не стоит насильно требовать от него принятия решения. Попытки родителей, особенно в семьях интеллигенции, ускорить это событие, этот процесс с помощью психологического нажима всегда приводит к реакции протеста и ли росту тревожности Замечено, что раннее самоопределение обычно имеет свои издержки, так как увлечения в подростковом возрасте часто случайны и несерьезны. Подросток может плохо представлять деятельность, которой ему придется заниматься. И, конечно, считает, что все профессии делятся на «плохие» и «хорошие».

Категоричность выбора и отсутствие желания рассмотреть другие варианты – это уход от мучительных колебаний. Впоследствии это  приведет к разочарованию.

 «Экспресс-диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся 9-11-х классов» предназначена для индивидуальной и групповой диагностики мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы учащихся старших  классов, стоящих перед выбором профессии и профиля обучения. В данной методической рекомендации представлен алгоритм проведения групповой психологической диагностики в этих  классах в целях уточнения профиля дальнейшего обучения и приведены методики диагностики профессиональных интересов и склонностей, особенностей интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, существенных для выбора профессии.

Методики могут использоваться при индивидуальном и групповом обследовании учащихся 9-11-х классов в целях диагностики: 1) профессиональных интересов и склонностей («Матрица выбора профессии», «Профиль», «Одно из двух»);

2) особенностей мышления («Тест интеллектуального потенциала», «Эрудит» (модификация методики ШТУР), тест Беннета («Определение технических способностей»);

3) особенностей психоэмоциональной и коммуникативной сферы («Определение уровня тревожности», «Поведение в конфликтах», «Социальный интеллект»). Главный смысл представленных в методическом пособии методов психологической диагностики – знакомство учащихся со своими психологическими особенностями и осознание полученной информации. Выбор методик определяется целями и задачами диагностики, однако для сужения поля выбора целесообразно начать с уточнения профессиональных интересов.

2.Сообщение.

  10  классе  нашей  школы  в  данное  время  обучается  5  человек:  4  девушки  и  юноша.  По  мнению  самих  учащихся,  все  выбрали  профессии,  которые  им  по  душе,  знают  учебные  заведения,  где  профессии  можно  получить,  родители  одобряют  их  выбор.  И  у  них  есть  еще  в  запасе  целый  год  для  окончательного  решения.  Я  уверена,  что  ребята  определят  свой  жизненный  путь  правильно,  но  как  классный  руководитель,  подготовила  для  них  материал  по  выбору  профессии.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни,  выпускник. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.

 

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут, куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

Выпускник! Выбирая профессию, ты выбираешь будущее...

 

Как выбрать профессию?

 

ЕСЛИ ты с детства мечтал стать космонавтом, до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора, упорно идешь к этой цели и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы - ты счастливчик,  потому что многие ребята совершенно не представляют себе, кем быть и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

ТРУДНОСТИ профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий старшеклассников. Первые не могут определиться, чем хотелось бы заниматься, потому что из того, что окружает их в мире, ничего особенно не притягивает. Вторые,  наоборот, очень активны и в учебе, и в других видах деятельности, у них все получается, они во всем добиваются успеха. Однако... они тоже не могут определить, что нравится им больше, с чем они хотели бы связать свою жизнь.

Правильный выбор профессии - очень важный шаг, от него зависит твоя будущая жизнь. Чтобы принять правильное решение, необходимо учесть множество факторов:  свои желания, психологические особенности и возможности, а также потребности общества. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы, это ее название.

Полезный совет

 

Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.

Профессия должна быть интересна. Кроме того, любая профессия требует; чтобы у человека присутствовали «профессионально важные качества». Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. И, наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами.

Профессионалом может стать тот, кто быстрее определится с выбором своей дороги, потеряет меньше времени и сделает меньше ошибок. Делать это можно самостоятельно и наугад, но лучше всего обратиться к специалистам. 

 

Правильный  выбор - значит найти такую профессию, которая:

Интересна и привлекательна - это те занятия, которые ты делаешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе (как в школе, так и во внеурочное время). Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, и, в конечном счете, больше зарабатывать.

Доступна и посильна,  - это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. Например, в каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаешь или начинаешь нервничать (злиться, теряться и т. д.), а в других - за тобой не угонишься, а главное, ты занимаешься им с удовольствием и без устали. 

Важна  для  народного хозяйства,  -  это знания  об  окружающем  мире,  а значит, о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, и какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Следует учитывать, что получение статуса безработного  -  невыигрышное начало трудовой карьеры.

 

3.СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

Выбор профессии «за компанию».

Подчинение  давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.

Увлечение только внешней стороной профессии.

Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.

Устаревшие представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.

Отождествление учебного предмета с профессией.

Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.

Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.

Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.

Недостаточное знание профессии.

При выборе профессии нужно:

Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда;

Определиться в своих интересах;

Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;

Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;

Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.

Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья);

Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе;

Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.

 Выбирая профессию, важно:

Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).

Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, перспективах развития профессий и др.

Узнать, в каких учебных заведениях  и на каких условиях можно получить интересующую  тебя  специальность.

Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом - профконсультантом в центре занятости.

 Выбирая учебное заведение:

Узнайте всё об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.

Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.

Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.

Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?

Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.

Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.

 Беседа  с  учащимися.