«Педагогическое мастерство = качество образования?»
материал

Роженцова Ольга Юрьевна

Качество образования сегодня представляет интерес не как абстрактная тема, а как ключ к решению назревших в обществе практических проблем. Качественное образование рассматривается с позиций целостности содержания, технологий обучения, методов контроля и оценки результатов на соответствие личностного развития жизненному самоопределению субъекта и требованиям общества в новых социально–экономических условиях. Оно выступает одной из важнейших характеристик, определяющих конкурентоспособность отдельных учебных заведений и национальных систем образования в целом. Формируются новые представления о качестве образования, получив которое человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Педагогическое мастерство = качество образования?»

Роженцова Ольга Юрьевна-

учитель истории и обществознания

МБОУ «Килемарская СОШ»

2019 год

Тема моего выступления «Педагогическое мастерство = качество образования?» Можно ли поставить знак «равно» между этими понятиями?

слайд 2

Качество образования сегодня представляет интерес не как абстрактная тема, а как ключ к решению назревших в обществе практических проблем. Качественное образование рассматривается с позиций целостности содержания, технологий обучения, методов контроля и оценки результатов на соответствие личностного развития жизненному самоопределению субъекта и требованиям общества в новых социально–экономических условиях. Оно выступает одной из важнейших характеристик, определяющих конкурентоспособность отдельных учебных заведений и национальных систем образования в целом. Формируются новые представления о качестве образования, получив которое человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.

слайд 3

В этой связи качество образования рассматривается как понятие, отражающее способность образовательной системы обеспечивать достижение поставленных в образовании целей и задач, удовлетворять потребности конкретной личности в получении образования, обеспечивать его соответствие запросам общества и экономики, т.е. определяется его социально–экономической адекватностью.

слайд 4

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике нововведений. И для успешного введения различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма и мастерства.

Сегодня равноправными участниками образовательного процесса являются и учителя, и родители, и обучающиеся.

слайд 5

Социальный опрос показал, что понимание качества образования разное, значит и ожидания от системы образования в целом значительно разнятся.

Одной из центральных фигур образовательного процесса в современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. В связи с этим особую значимость приобретает педагогическое мастерство

слайд 6-7

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

слайд 8-9-10

При характеристике понятия "педагогическое мастерство" возникает ряд проблемных вопросов:
1. Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?
2. Педагогическое мастерство - это врожденное качество или ему можно обучить каждого желающего?

3.Что является критериями педагогического мастерства?
4. Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.

слайд 11

Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

слайд 12-13

Компоненты педагогического мастерства

В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу и фантазии, воображению.

Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.

Большинство исследователей считают, что необходимо в первую очередь рассмотреть вопрос о личности учителя. Я хочу остановится на таком компоненте педагогического мастерства, как имидж учителя.  Разительное отличие к имиджу учителя в советских фильмах в сравнении с современными. Раньше образ учителя, созданный на экране, воспитывал, вызывал уважение. Внутренняя и внешняя красота, благородство, культура - отличительные черты советского учителя, которые повышали имидж учителя. А что сейчас? Современные СМИ, фильмы, высказывания некоторых политиков, "звезд" шоу-бизнеса играют негативную роль в создании имиджа учителя и педагогического мастерства в целом.

слайд 14-15

Имидж учителя в советском кино и в настоящее время.

слайд 16

Современный учитель – человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает. Из результатов опроса мы видим, что учитель и его профессионализм – становятся нравственной категорией.

Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.

Совершенно очевидно, что чем ярче личность учителя, тем более явным и сильным будет эмоциональное отношение детей к нему.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя.

слайд 17

 «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» М.Барбе.