Сообщение на тему: «Словообразование»
материал для подготовки к егэ (гиа, 9, 11 класс)

Капушева Джаннет Сафаровна

 Словообразование

 

 Законы словообразования:

1) Учитывать лексическое значение слова (наручники <= рука (ручники по смыслу не подходят)-приставочно-суффиксальный).

 2) Производная и производящая основа должны отличаться на минимум морфем (задаром =>даром – приставочный).

 3) Учитывать части речи (за нашим ЛЕСОМ – непроизводное,  но ехать ЛЕСОМ – переход из одной части речи в другую).

 

 I) Суффиксальный.

 Наречия на –о, -е (молниеносно - молниеносный)

Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать – рассмотреть) Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение – положить)

 

II.  Переход из одной части речи в другую. –

      Парикмахерская.

 

III. Приставочный.

Глаголы  (воздействует-действует…)

Наречия (навсегда – всегда…)

 Существительное (сверхчеловек – человек…)

Прилагательное (гиперактивный – активный….)

 Местоимение (никогда – когда, нигде – где..)

 

 IV) Приставочно-суффиксальный (главное, чтобы логически слово объясняло исходное)

 Глаголы (разбежаться – бег…)

Прилагательное (беспомощный - помощь…)

Существительное (подснежник – снег, поморье – море…)

 Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый)

 

V) Бессуффиксный (только существительные путём отрезания от производящего слова окончания и суффикса)

 Образ. от глаг (значение действия) (нагрев – нагревать, смотр – смотреть , бег – бегать….)

 Образ. от прилагательных существительные  (ширь – широкий, даль – далекий….)

 

VI) Сложение основ (не путать с суффиксальным: Земледельческий < земледелие, суффиксальный)

 

VII) Сложение и суффиксация (такого на ЕГЭ нет)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

Доклад на тему:

«Словообразование»

Учитель русского языка и литературы

Капушева Джаннет Сафаровна

 Словообразование

 Законы словообразования:

1) Учитывать лексическое значение слова (наручники <= рука (ручники по смыслу не подходят)-приставочно-суффиксальный).

 2) Производная и производящая основа должны отличаться на минимум морфем (задаром =>даром – приставочный).

 3) Учитывать части речи (за нашим ЛЕСОМ – непроизводное,  но ехать ЛЕСОМ – переход из одной части речи в другую).

 I) Суффиксальный.

 Наречия на –о, -е (молниеносно - молниеносный)

Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать – рассмотреть) Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение – положить)

II.  Переход из одной части речи в другую. –

      Парикмахерская.

III. Приставочный.

Глаголы  (воздействует-действует…)

Наречия (навсегда – всегда…)

 Существительное (сверхчеловек – человек…)

Прилагательное (гиперактивный – активный….)

 Местоимение (никогда – когда, нигде – где..)

 IV) Приставочно-суффиксальный (главное, чтобы логически слово объясняло исходное)

 Глаголы (разбежаться – бег…)

Прилагательное (беспомощный - помощь…)

Существительное (подснежник – снег, поморье – море…)

 Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый)

 

V) Бессуффиксный (только существительные путём отрезания от производящего слова окончания и суффикса)

 Образ. от глаг (значение действия) (нагрев – нагревать, смотр – смотреть , бег – бегать….)

 Образ. от прилагательных существительные  (ширь – широкий, даль – далекий….)

 

VI) Сложение основ (не путать с суффиксальным: Земледельческий < земледелие, суффиксальный)

VII) Сложение и суффиксация (такого на ЕГЭ нет)

 Подробнее о способах словообразования.

Словообразовательный анализ отвечает на вопросы: от какого слова образовано данное слово? каким способом образовано данное слово?

Выделяют следующие способы образования:

1) просительница  проситель (суффиксальный способ, с помощью суффикса –ниц-); 2) перечитать  читать (приставочный способ, с помощью приставки пере-);

3) подоконника  окно (приставочно-суффиксальный способ, с помощью приставки под- и суффикса –ник-);

4) взрыв  взрывать (одинаковая общая часть, способ образования – бессуффиксный); 5) пятиэтажный  пять этажей (сложение двух корней).

Правило 1.  Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).

Ловушка!

 перечитал  перечитать (суффиксальный способ).

 Ошибка!  –л- – формообразующий суффикс, т.е. это формы одного и того же слова.

 Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ).

 

Правило 2.   Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.

Ловушка! вход  ход (приставочный способ).

 Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово!

Правильно: вход  входить (бессуффиксный способ).

Алгоритм действий.

1) Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти у глаголов).

2) Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.

3) Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)

 4) Определить способ образования по морфеме.

Задания:

Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

     И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь!

     

 Рассуждаем.

      Если необходимо найти слово, образованное с помощью приставки и суффикса, то они обязательно должны присутствовать в слове, которое нужно выписать. Попробуем найти эти слова. Их оказалось не так уж и много: сначала, несуразности, непонятно. Теперь к этим словам подберем ближайшего однокоренного «родственника».

 Сначала – начало (отличаются и приставкой, и суффиксом, т.е. приставочно-суффиксальный способ),

Несуразность – несуразный (образовано с помощью суффикса –ость, способ образования – суффиксальный),

 Непонятно – понятно (отличаются только приставкой, значит, это приставочный способ).

 Таким образом, правильный ответ – слово сначала.

 

1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. -

      Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти.

 2. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

      Зато в «виртуале» может предстать принцем на белом коне.

3. Из данных предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

     Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.

Ответы: 1) бездонной 2) предстать 3) выкрики, угрозы 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по теме "Словообразование. Занимательно о серьёзном""

Предлагаемый материал  проектной деятельности на уроках русского языка  по теме "Словообразование. Занимательно о серьёзном" содержит  этапы работы  над проектом, а также работы уч...

Контрольная работа по теме "Словообразование" в 6 классе

Задания контрольной работы позволяют проверить, как усвоили шестиклассники материал раздела. Задания разного характера: вспомни правило, упражнения на правописание гор-/гар-, кос-/кас-,  приставо...

Зачеты по теме: "Словообразование"

Данный дидактический материал отражает принципиально новый подход к организации самостоятельной работы школьника.Зачетные работы составлены с учетом разного уровня усвоения школьной программы.Пе...

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...