Распространение собственного педагогического опыта
учебно-методический материал

Важинская Ирина Николаевна

Транслирование практических результатов профессиональной деятельности - это формы распространения собственного педагогического опыта. В данном разделе размещены материалы выступлений с сообщениями на педагогических советах, методических советах и районных методических объединениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования  «Дом детского творчества»

п. Ханымей Пуровского района

Сообщение на тему:

«Методика мониторинга качества обучения

в студии «Музыкальная гостиная»»

 

                                                                            Подготовил: Важинская И.Н.,

педагог дополнительного образования

п. Ханымей

2016 г.

Методика мониторинга качества обучения

в студии «Музыкальная гостиная» (слайд)

 Музыкальное развитие – сложный процесс, который осуществляется в определённой системе. Последовательное развитие музыкальных способностей осуществляется в разносторонней активной музыкальной деятельности. Планируя свою работу, я опираюсь на систему развития музыкальных способностей обучающихся.

(слайд) И сегодня я представляю несколько методик мониторинга качества обучения и развития творческой личности: диагностику музыкальных способностей, тестирование и индивидуальную маршрутную книжку.

(слайд) Музыкальное развитие детей постоянно мною контролируется. Чаще всего я использую в своей работе методы наблюдения, анализа детского исполнительства и детской творческой продуктивной деятельности, а также метод опроса.

В процессе наблюдения я могу судить об активности ребёнка, проявлении им интереса к занятиям, о степени его участия в коллективном исполнительстве.

Метод анализа в работе с детьми используются в тех случаях, когда дети выступают в роли исполнителей: это, прежде всего, хоровое и сольное пение, игра на шумовых инструментах, выполнение пластических и танцевальных движений. Применение этого метода помогает мне составить представление о выразительности, интонационной чистоте, ритмической верности пения.

Для получения данных о степени понимания музыкальных понятий, терминов я использую метод опроса (устно или письменно).

 На основе анализа и сравнения результатов всех проверок в течение года я делаю выводы о качестве и динамике музыкального развития детей, исходя из особенностей детской аудитории, с которой я работаю, а также специфики образовательного учреждения.

Способы отслеживания результатов

реализации образовательной программы

слайд Для отслеживания результатов данной программы, предусматривающей развитие творческой личности ребёнка, необходимы следующие критерии:

 I критерий. Развитие познавательной активности в творческой деятельности.

 Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни:

Высокий. Присутствует устойчивый познавательный интерес, отмечается оригинальность мышления и богатое воображение, развитая интуиция, гибкость мышления, способность к рождению новых идей; легко и быстро увлекается творческим делом.

Средний. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности; решить самостоятельно задания не может, необходима помощь педагога. Может придумать интересные идеи, но очень часто не может оценить их и выполнить.

 Низкий. Интереса к творчеству не проявляет; производит сравнение предметов по заранее намеченному плану; не испытывает радости открытия; отсутствует гибкость мышления, воображения, нет навыков самостоятельного решения проблем.

II критерий. Уровень сформированности развития навыков пения

 Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни:

 Высокий. Точно передаёт мелодию знакомой песни, несложные попевки без сопровождения, поёт выразительно; качество звука – чистый, звонкий, протяжный, чёткое произношение согласных, отличный вокальный слух, фонационный выдох – 12 – 17 секунд, диапазон – h- d.

Средний. Точно передаёт мелодию знакомой песни с музыкальным сопровождением, поёт недостаточно выразительно; качество звука – негромкий, непротяжный, средний вокальный слух, нечёткое произношение согласных, фонационный выдох – 6-11 секунд, диапазон – c – h .

Низкий. Интонирует неточно, поёт равнодушно; качество звука – тихий, сиплый, вялая дикция, отрывистое звуковедение, слабый ритмический слух, фонационный выдох – 1-5-секунд, диапазон – d- g

Диагностика сформированности развития навыков пения.

  1. Диагностика фонационного выдоха.

Задание 1:

Встать прямо, вдохнуть глубоко воздух, затем выдохнуть. Повторить задание, после чего сделать вдох и мычать с закрытым ртом. Когда звук закончится, поднять руку.

Очень важно отметить, чтобы ребёнок спокойно выполнил вдох и выдох, экономно расходовал воздух при мычании, не напрягал мышцы лица

12 – 17сек. – высокий – обычный режим.

6 – 11 сек. – средний – необходимы дополнительные дыхательные упражнения.

1- 6 сек. –низкий – необходимо усиление дыхательных тренировок.

  1. Диагностика диапазона.

Задание 2:

Пропеть звукоряд от до до соль, постепенное звучание на слоги ла, ма, ху, ду, постепенно двигаясь к верхнему регистру.

Очень важно отметить, чтобы рука ребёнка помогала двигаться вверх по ступеням. Голос поющего и звук, издаваемый инструментом, должны сливаться в один. Чётко произносить согласные и гласные, сохранять полётность и звонкость звука.

III критерий. Уровень эмоционально – эстетической настроенности.

Высокий. Распознаёт и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по мимике и жестам. Проявляет произвольную активность, развиты эмоционально – выразительные движения рук, адекватно использует жест, высокий уровень включённости в образ.

Средний. Видит разные эмоциональные состояния, напряжён, не чётко выражает своё эмоц. состояние, пытается выразить свои эмоции мимикой и жестом, не проникая в образ.

Низкий. Подавленный, напряжённый общий вид, бедная маловыразительная мимика, не в состоянии чётко выразить своё эмоц. состояние, не развиты эмоционально – выразительные движения рук, неадекватно использует жест.

Диагностика эмоционально – эстетической настроенности.

  Задание 3:

Выполнить и передать жестами и мимикой движения, повадки и поведение животных в зоопарке, как они спят, двигаются, общаются.

Очень важно отметить, что язык жестов и движений, общий для человека и животного язык общения. Важно управлять своим поведением, снять напряжённость.

  Задание 4:

Ребёнок после прочтения ему стихотворения «Маленький кролик» должен создать жестами, мимикой, движениями образ кролика.

Маленький кролик по имени Ролик

Всех нас смеяться заставил до колик.

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

Лапкой тюльпан поднимал как бокал.

Ах, как смешно его уши торчали,

Мы хохотали, души в нём не чая,

Но, на опушке заметив лису,

 Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

IY критерий. Уровень гуманных отношений.

Высокий. Умеет не задевать интересы других людей, выслушивать, здороваться, уступать место, уважать достоинство другого человека; отличается скромностью, ярко выявлена способность своего творческого «я»; проявляет инициативность.

 Средний. Проявляет стремление помочь, но не всегда. Забота о другом человеке часто на словах, инициативу проявляет не всегда. Нет эмоционального отклика на успех, радость коллектива; добросовестно выполняет разовые трудовые поручения, но с напоминания взрослого.

Низкий. Проявляет недостаточную заботу о близких в семье, в группе; культивирует положительные качества своего «я», инициативу не проявляет, иногда отказывается от трудовых дел.

Слайд с таблицей «Диагностика развития творческой личности»

С целью определения уровня развития способностей  и выявления одарённости мной была разработана таблица-информация о ходе музыкального развития обучающихся студии «Музыкальная гостиная». (слайд-таблица)

2.Тестирование (вводный, промежуточный и итоговый контроль)

Для отслеживания результатов реализации образовательных программ я также разработала тесты, в которые входит практическая и теоретическая часть.

Слайд – тест

Например, представляю итоговый тест для обучающихся 2 года обучения по программе «Волшебной музыки страна». Ребёнок должен набрать в общей сложности 36 баллов, а набрал 30 баллов.  В процентном соотношении – 8,3 б – оптимальный уровень.

слайд

3. Формой подведения итогов реализации индивидуальной образовательной программы для высокомотивированных детей является индивидуальная маршрутная книжка, включающая в себя следующие оцениваемые параметры:

  • самоанализ выпускника;
  • результаты освоения программы (теоретическая и практическая подготовка, общеучебные умения и навыки);
  • мониторинг личностного развития (организационно-волевые, ориентационные и поведенческие качества);
  • персональные достижения.

Мониторинг результатов обучения ребенка ведется согласно диагностической карте, её показателям (оцениваемым параметрам), критериям и степени выраженности оцениваемого качества.

        Формой оценки результатов и подведения итогов обучения высокомотивированных учащихся также являются результаты, демонстрируемые  при участии в конкурсах и фестивалях детско-юношеского творчества; участие в концертных программах различных уровней и открытые занятия. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Наименование метода Область применения Результат Наблюдение Все виды детской музыкальной деятельности Активность, интерес к занятиям, степень включённости в коллективное исполнительство Анализ детского исполнительства Хоровое и сольное пение Игра на шумовых инструментах Пластическое движение Выразительность пения, его интонационная чистота, ритмическая точность. Уверенность владения способами звукоизвлечения, правильность исполнения ритмических образцов. Красота, выразительность пластических и танцевальных движений, ритмичность исполнения Анализ детской творческой продуктивной деятельности Творческая деятельность Инструментальные и вокальные импровизации. Танцевально – пластические импровизации: адекватное воплощение в движениях музыкального образа. Опрос (музыкальная викторина) Музыкально – образовательная деятельность Правильность понимания музыкальных терминов, сущности художественных явлений в музыке.

Слайд 4

Способы отслеживания результатов реализации образовательной программы

Слайд 5

Критерии диагностики 2013-2014 уч.год 2014-2015 уч. год 2015-2016 уч. год выс. уров. средн. уров. низ. уров. выс. уров. средн. уров. низ. уров. выс. уров. средн. уров. низ. уров. Развитие познават. активности в творч. деят-ти 15ч. 10ч. 16ч. 10ч. 13ч. 9ч. 25ч. 15ч. 10ч. Уровень сформир-сти навыков пения 10 15 16 7 12 13 15 20 15 Уровень эмоционально-эстетической настроенности 13 16 12 10 13 9 25 17 8 Уровень гуманных отношений 10 16 15 11 14 7 27 16 7 Диагностика развития творческой личности за 3 года обучения и реализации образовательной программы

Слайд 6

Таблица – информация о ходе муз. развития обуч-ся 2 г. обучения на конец 2015 – 2016 уч. г. по программе «Волшебной музыки страна» Максимальная оценка – 5 баллов Высокий уровень – 2 чел. , с редний уровень – 8 чел. , н изкий уровень – 0



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» пос. Ханымей Пуровского района

Сообщение на тему:

«Интеллектуальное  развитие  обучающихся

  средствами  вокального искусства»

(в рамках педагогического совета)

 Подготовил:

Важинская Ирина Николаевна,

педагог дополнительного образования

п. Ханымей

2017г.

Интеллектуальное  развитие обучающихся

средствами  вокального искусства

На земном шаре, наверное, нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их ребёнок рос не только здоровым, но и интеллектуально и всесторонне развитым. Для гармоничного интеллектуального развития ребёнка ему  необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным впечатлениям, знаниям, новостям. При этом важно строго соблюсти  границу, за которой начинается пресыщение информацией, что может привести к переутомлению, интеллектуальной и психической перегрузке.

Для того чтобы успешно развивать интеллект, прежде всего, необходимо понимать, что это такое.   В психологии существует несколько мнений на этот счёт, но все они сводятся к следующему: слайд

интеллект  -  это некая сумма знаний и умений, а также способность эти самые знания усваивать и решать с их помощью  любые нестандартные ситуации. 

Слайд Усваивать знания и умения помогают познавательные способности – восприятие, внимание, память, своевременное и достаточное развитие которых  является важной предпосылкой и необходимым условием формирования мышления ребёнка.

Психологи сходятся также во мнении, что интеллект – это генетически заданная характеристика, выражаемая в виде задатков. А вот развитие этих задатков – задача воспитания и обучения. Поэтому так важна роль не только  родителей, но и педагогов в процессе интеллектуального развития.

Слайд Важнейшая задача интеллектуального развития - всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всём многообразии её форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.

Одним из самых важных аспектов интеллектуального роста ребёнка является творчество.  Интеллектуальное развитие ребёнка во многом зависит от его творческих способностей, а если эти способности с раннего детства направлены в нужное русло, и ребёнок правильно воспитан, можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что дальнейшее школьное обучение будет успешным и вызовет у ребёнка только положительные эмоции.

Я, как педагог дополнительного образования, пытаюсь развивать интеллект детей средствами вокального искусства в рамках студии «Музыкальная гостиная».

Слайд Ещё древнегреческие философы считали, что музыка влияет на рост клеток, отвечающих за интеллектуальное развитие человека. Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.) считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего её основные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

Вокальное искусство является сегодня одним из популярных видов творческой деятельности, особо любимой современными детьми. С раннего возраста ребёнок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, фольклорные образы. В произведениях устного народного творчества, которые сопровождают ребёнка с первых дней жизни, для него открываются тайны и красоты родного языка. Важно не пренебрегать такими важнейшими средствами народной педагогики, как колыбельные песни, потешки, прибаутки, приговорки, заклички, скороговорки, считалки. Практически любую игру на занятиях мы начинаем со считалок, а в подготовке к пению используем скороговорки – песенки, мелодии к которым дети сочиняют самостоятельно (примеры скороговорок)

Слайд Когда дети поют, они  не просто развивают свой слух, они увеличивают  словарный запас, учатся с лёгкостью чётко выговаривать слова, рассказывать длинные истории безо всяких усилий и, как не удивительно, уверенно считать. Пение стимулирует сложную деятельность мозга, связывая стихи с мелодиями, мелодии с движениями и действиями. При помощи пения можно помочь детям познать самих себя и окружающий мир: исполняя песни, они несознательно изучают алфавит, цифры, фигуры, части тела, животных и многое другое. Пребывая в мире песен, дети учатся выражать свои чувства, напрягать своё воображение, и, в конечном итоге, у них появляется чувство собственного достоинства и уверенности, которое необходимо для успеха в дальнейшей жизни.

Слайд Актуальность и значимость развития вокальных способностей обусловлена и тем, что они имеют ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и “энергия мышления” даже у самых инертных детей.

Слайд Посредством вокальной деятельности, дети приобщаются и к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями, с различными моментами нашей истории (взять песни о войне и героях войны, песни о спорте, о городах, об исторических личностях).  Это ли не развитие интеллекта?

 «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает всем известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.

5 Слайдов – фото А известный японский музыкальный критик Масару Ибука исследовал интересный феномен, что исполнение музыки оказывает огромное воздействие на человека. Он рекомендовал пользоваться методом “полного погружения в музыку”  и был уверен, что музыка влияет даже на внешность, то есть делает ребёнка красивым. И действительно, поглядите на детей, которые занимаются вокальной деятельностью – эмоциональные, живые, их глазки блестят ярче.

Слайд Вокальная работа учит сосредотачиваться, развивает речь, устраняет некоторые её дефекты, помогает ближе узнать родной язык и его разнообразие. Со значением многих слов дети знакомятся именно в процессе изучения какой-либо песни. Кроме того, многие врачи утверждают, что когда поют, дети укрепляют иммунную  систему, здоровье, эмоциональный тонус, что помогает интеллектуальное развитие продвигать в правильную сторону.

Как показали совместные исследования венгерских и немецких учёных, дети, занимающиеся вокальным творчеством, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт. Была отмечена прямая связь между вокальными и математическими способностями ребёнка.

Вокальные занятия помогают в изучении иностранных языков. Пение на иностранном языке – стимул к самостоятельному переводу текста, к качественному произношению слов, к пониманию интонационной стороны данного языка.

В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют танцевальные движения, напевая и двигаясь под музыку. Дыхательный комплекс вокалиста требует серьёзной работы мозга и представляет собой один из процессов самопознания. Я уже не говорю о том, что каждый ребёнок, занимающийся вокалом, постепенно осваивает свою анатомию (сначала пусть в образах, но позже в реальном виде).

Слайд Особое место на вокальных занятиях отводится артикуляции, ведь хороший вокалист должен уметь донести содержание исполняемой песни до каждого слушателя. Артикуляция — это действительно соединение интеллектуально-эмоционального процесса и физического, она соединяет мысль и звук, помогает рождаться слову. Давно известно: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Вот почему стоит учить детей хотя бы элементарной культуре пения (примеры артикуляционной гимнастики, песенки - скороговорки)

Что же важно для интеллектуального развития ребёнка средствами вокального искусства?

Слайды Подобрать интересный для ребёнка репертуар, который несёт определённую смысловую нагрузку - интеллектуальную задачу.

Поощрять активность ребёнка (разумеется, в пределах возможного). Например, поощряйте его стремление что-либо анализировать, сочинять, придумывать и участвовать в конкурсах. В процессе такой самостоятельной и увлекательной деятельности ребёнок учится мыслить, думать, проявляет смекалку и сообразительность. А участие в дистанционных олимпиадах по музыке  помогают оценить уровень своих знаний, совершенствовать свои знания, расширить музыкальный кругозор.

Необходимо использовать различные игровые моменты в организации вокальных занятий (соревнования, эстафеты, вокальные диалоги, вокально-речевые тренинги), чтобы сохранять на занятиях живые мыслительные процессы  (СЛАЙД  скороговорка «Три японца»).

Одним из важных аспектов интеллектуального развития ребёнка является  сотворчество – «педагог и ученик»: вместе можно придумать четверостишие, распевание, какое-либо движение под музыку, найти нужную скороговорку для развития дикции.

Ещё одно важное  условие  успешного развития интеллектуальных способностей ребёнка: он должен получать удовольствие, радость от самого процесса познания, удовлетворение от своего концертного или конкурсного выступления. В процессе вокальных занятий именно это и происходит: детям интересно, они раскованны и непосредственны, что активизирует мышление, формирует целенаправленную деятельность и устойчивость внимания.

Таким образом, вокальное искусство влияет на создание необходимых условий для правильного формирования интеллекта ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Слайд Спасибо за внимание, желаю всем солнечных дней и хорошего настроения!

Список использованной литературы:

  1. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М.: Искусство, 1989.
  2. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению: Учеб. пособие. СПб.: Музыкальная палитра, 2005.
  3. Маркуорт Л. Самоучитель по пению. М.: АСТ: Астрель, 2007.
  4. Никольская С.Т.  Работа с голосом. Техника речи (методические рекомендации и упражнения для лекторов). М.: Знание, 1978.
  5. Озерова  О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2005.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования  «Дом детского творчества»

п. Ханымей Пуровского района

Сообщение на тему:

«Модель сопровождения высокомотивированного ребенка в области вокала»

(в рамках педагогического совета)

 

                                                                            Подготовил: Важинская И.Н.,

педагог дополнительного образования

п. Ханымей

2020 г.

Сообщение на тему:

«Модель сопровождения высокомотивированного ребенка в области вокала»

Слайд Т+Т+Т= УСПЕХ

Талант плюс трудолюбие плюс творчество –

Вот формула успеха педагога.

И с ней, мне в это верить хочется,

К вершинам приведет всех нас дорога!

Успех развития общества зависит от количества одаренных и талантливых людей, от наиболее полной реализации ими своих возможностей. Развитие одаренной личности ребенка становится главной задачей и в системе дополнительного образования. Изменение традиционных методов преподавания требует поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика. Педагог не только должен овладеть необходимыми учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность. Слайд «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В.А. Сухомлинский.

Ребенок рождается на свет с определенными способностями, задача родителей вовремя их заметить и направить его развитие в нужном направлении. Получив от родителей «еще незаполненный сосуд», задачей педагога становится развитие интеллектуально-творческого потенциала ребенка.

Модель социального сопровождения одаренных детей

Слайд Можно выделить ряд основных направлений по обеспечению социального сопровождения одаренных детей:

  • пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;
  • изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы одаренного ребенка на ранних стадиях развития, с целью предотвращения серьезных последствий;
  • выявление запросов, потребностей одаренных детей и разработка мер поддержки отдельных учащихся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
  • индивидуальное и групповое консультирование одаренных детей, их родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию одаренных детей в семье;
  • индивидуальное сопровождение ребенка, направленное на преодоление проблем познавательной, коммуникативной деятельности, в том числе обучение одаренных детей по индивидуальным образовательным программам и планам.

Как видите, модель социального сопровождения – это целостная система, включающая 4 основных компонента: медицинский, психологический, педагогический и социальный. И в условиях нашего учреждения нам приходится выполнять функции педагога, логопеда, психолога и соц. педагога в одном лице (психолог и соц.педагог – через беседы и обращение к специалисту, логопед – тема самообразования по развитию дикции, так как в группах из 7 уч-ся 5 «французов», использую различные методики, прослушиваю вебинары.

Модель психолого-педагогического сопровождения

развития детской одаренности

слайд Выявление и поддержка одаренных детей видится важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в основной системе и системе дополнительного образования. Среди задач, которые необходимо решать можно выделить следующие:

  • разработка индивидуальных образовательных программ (маршрутов);
  • формирование адекватной самооценки;
  • разработка системы портфолио одаренных детей;
  • развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

Психологическая комфортность, эмоциональная насыщенность, успешность – обязательные характеристики системы дополнительного образования, особенно важные в работе с одаренными детьми, так как они снимают часто имеющуюся в такой ситуации дисгармонию между сложностью образовательной деятельности такого уровня и еще недостаточно устойчивой мотивацией на нее. Обеспечивается это, во-первых, неформальным стилем взаимоотношений учащихся между собой, учащихся и педагога дополнительного образования, отсутствием авторитаризма педагога, отношениями сотрудничества и сотворчества. Такая образовательная среда вызывает у детей желание деятельности, чувство благополучия, удовольствия от нее, потребность высказать свое мнение, пробовать новое. Еще больше стимулирует деятельность каждый, даже маленький успех, что является обязательным условием развития одаренности.

Слайд Детская музыкальная одаренность – это сочетание способностей, от которых зависит возможность успешных занятий музыкальной деятельностью. В число этих способностей входят те, которые непосредственно необходимы для музыкальной (вокальной) деятельности: музыкальный слух, чувство ритма, дикция. Но центром музыкальности является способность эмоционально отзываться на музыку. Это был первый признак, по которому я определила высокомотивированных детей в первый год свое педагогической деятельности в Доме детского творчества (Кошеварова Лена, Пичугин Ярослав).

Слайд При всей индивидуальности музыкально одаренных детей, среди них можно заметить некоторые характерологические типы, встречающиеся чаще других. Музыкально одаренные мальчики часто обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично  «девичьми»: тонкой чувствительностью, рефлективностью, мечтательностью, наивностью (Пичугин Я., Скоклев А.). Но есть исключения. По мнению К.Г.Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он – нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный» (Радушкин К.).  Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями и сверстниками. Однако, вскоре они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они «намного лучше, чем о них думают». Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нем активное участие. Выходя на сцену выступать, такие дети раскрывают все свои таланты. И мне как педагогу, необходимо выстраивать индивидуальную траекторию творческого развития и такого ребенка. Если найти к ребенку правильный подход, то можно достичь в развитии его способностей больших успехов.

Музыкально одаренные девочки, напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»: они независимы, упрямы, честолюбивы, более склоны к самоутверждению.

На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально одаренными детьми?

Прежде всего, надо постараться создать на занятии благоприятную атмосферу взаимопонимания. Педагогу необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству.

Практика музыкального воспитания в студии показывает, что дети, имеющие задатки в области вокала, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке к концертам, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка.

Система портфолио одаренного ребенка

Использовав методы наблюдения, анализа детского исполнительства и творческой продуктивной деятельности, а также метод опроса, я выявляю способных детей в области вокала. Разрабатываю для них индивидуальные образовательные программы (ИОП), которые позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка, создать дополнительные условия для накопления им опыта самопрезентации своих достижений, обретения уверенности в себе и своих возможностях.

Слайд Формой подведения итогов реализации ИОП является индивидуальная маршрутная книжка, включающая в себя следующие оцениваемые параметры:

  • самоанализ выпускника;
  • результаты освоения программы (теоретическая и практическая подготовка, общеучебные умения и навыки);
  • мониторинг личностного развития (организационно-волевые, ориентационные и поведенческие качества);
  • персональные достижения.

Слайд  Результаты данной программы отслеживаются по следующим критериям:

  1. Развитие познавательной активности в творческой деятельности.
  2. Уровень сформированности развития навыков пения, для определения которого используется диагностика фонационного выдоха и диагностика диапазона.
  3. Уровень эмоционально-эстетической настроенности.
  4. Уровень гуманных отношений.

Формой оценки результатов и подведения итогов обучения высокомотивированных учащихся являются результаты, демонстрируемые при участии в конкурсах различного уровня; участие в концертных программах и открытые занятия. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы и грамоты.

Воспитательная работа

Большое значение при работе с одаренными детьми имеет воспитательная работа. Она должна быть направлена на формирование такой личности, которая станет «воспитателем» собственных способностей. В своей работе с каждым учеником педагог обязан знать и справедливо оценивать как положительные, так и отрицательные стороны его личности. Педагог не только учит петь, но и помогает формированию личности, опираясь на нравственные основные критерии добра и зла. Такие качества, как доброта, искренность, открытость, в сочетании с мастерством сопровождают личность на протяжении всей его жизни. Слайд «Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце – способность к общению, к признанию равенства душ» - С. Соловейчик. «Чистая душа рождает чистый голос». Эту мысль следует внушать учащимся на протяжении всех лет обучения. Необходимо, чтобы дети проявляли самостоятельность, творческую активность, желание оценить творческие находки друг друга.

Говоря о развитии и обучении одаренных маленьких исполнителей, нельзя не остановиться на вопросе и исполнительского репертуара. Он должен быть интересен, ярок и соответствовать возрасту ребенка, и самое главное – нести воспитательную функцию. Предлагая юному таланту произведения гораздо сложнее его уровня исполнительства, мы предоставляем ему возможность добиться результативности очень усердным трудом. «Если не прикладывать никаких усилий, данные тебе от природы способности просто закончатся, как конфеты в коробке», - говорю я маленьким «ленивцам». Необходимо хвалить детей, даже за самые незначительные достижения. Похвала – витамин роста! Не смотря на то, одаренный ребенок или нет, «к любому ребенку следует относиться с надеждой и ожиданием…».

Роль родителей в развитии одаренных детей

Слайд Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований. Известный музыковед Г. Ганзбург условно разделил родителей на 4 группы, в зависимости от их отношения к обучению музыке своих детей:

1. Родители, не желающие брать на себя лишние хлопоты, связанные с музыкальным обучением; считающие, что их детям «медведь на ухо наступил». В этом случае родители как раз и выступают в роли медведя, наступая на уши собственным детям, лишая их музыкального образования.

2. Родители, движимые тщеславием. Они, как правило, равнодушны к искусству и обучают детей из соображения престижа.

3. Родители – максималисты. Если они вдруг понимают, что их ребенку не суждено быть профессиональным музыкантом, занятия музыкой прекращают.

4.И, наконец, идеальный случай, когда родители не торопятся с преждевременными выводами о силе таланта своих детей, спокойно и взвешенно относятся к музыкальному обучению как к необходимой  части духовного развития. Они не склонны преувеличивать или преуменьшать значение музыки, и потому для педагога взаимодействие с такими родителями – наилучший вариант. Объективная требовательность, помощь в решении организационных вопросов, готовность в любой момент поддержать начинания ребенка и разделить с ним неудачу и успех – эти качества родителей служат залогом развития и становления музыкальности наших общих детей.

Заключение

Слайд Итак, работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога особых усилий и поддержки одаренности детей, личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями.

Только любовь к детям, трудолюбие и творчество  педагога помогут нашим детям стать талантливыми и счастливыми.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования  «Дом детского творчества»

п. Ханымей Пуровского района

Сообщение на тему:

«Методы и приемы снятия напряжения,

волнения и страха перед выступлением на сцене»

( в рамках РМО)

                                                                            Подготовил: Важинская И.Н.,

педагог дополнительного образования

п. Ханымей

2020 г.

Методы и приемы снятия напряжения,

волнения и страха перед выступлением на сцене

Вы, наверное, удивитесь, узнав, что почти все люди (не менее 95%), перед выходом  на публику,  испытывают  довольно сильные эмоции. Каждый артист, выходя на сцену, волнуется. И это нормально! Главное, направить это волнение в правильное русло, и тогда оно будет только помогать  покорять сердца зрителей.

Волнение - это вполне адекватная, естественная и даже полезная реакция организма на предстоящее событие. Предвкушение ответственного, знаменательного момента всегда наполняет человека определенными чувствами, ощущениями. И если они позитивного характера – их скорее можно назвать волнительным энтузиазмом. Выступающий становится собраннее, энергичнее, и, в результате, показывает себя более успешно и ярко (пример выступления участников Международного конкурса «Планета талантов» в Сургуте). Те, у кого этого предсценического воодушевления нет, праздничное волнение и связанное с ним некоторое беспокойство напрочь отсутствует, часто выступают если не «провально», то безлико или очень посредственно.

Итак, по мнению психологов, страх и волнение не портят выступление. Но это мнение психологов, с которым порой мне, как педагогу, не всегда можно согласиться. Ведь на практике я часто сталкиваюсь не с волнительным энтузиазмом, а скорее всего со стрессовым состоянием ребенка перед выходом на сцену. И все, что отработано до мелочей, весь свой труд маленький артист порой просто «перечеркивает» своим страхом перед сценой и публикой.

Но страх – это вызов. Для того чтобы понять, как же перебороть свой страх и сделать так, чтобы он не помешал удачно выступить, нужно понять причину его возникновения.

Причины страха

Чрезмерное волнение перед выходом на сцену, страх публичных и конкурсных выступлений, обусловлены двумя основными причинами: внешними и внутренними.

Внешние причины

К внешним причинам можно отнести все, что оказывает на сознание и психику ребенка постоянное давление. В этом виновны обычно люди из близкого круга юного дарования, которые являются для него большими авторитетами – родители,  друзья, педагоги. Например: 

  • одергивание, придирки, насмешки (примеры насмешек одноклассников);
  • частые резко-критические замечания;
  • постоянное выражение недовольства;
  • чрезмерная строгость и требовательность (примеры собственных наблюдений отношения педагогов к детям на выездных конкурсах);
  • или наоборот, восхваление и превознесение не в меру его таланта. 

Все это приводит к тому, что внушаемый ребенок, выступая на сцене, будет вкладывать всего себя не в демонстрацию своих истинных способностей, умений и навыков, а на то, чтобы «угодить» своим «доброжелателям», не подвести их чаяния, доказать свое превосходство. Думая и настраиваясь только на эти цели, юный исполнитель, вряд ли справится со своим волнением и не будет блистать на сцене.

Внутренние причины 

Внутренние причины боязни и чрезмерного волнения перед публичными и конкурсными выступлениями сугубо индивидуальны и, в то же время, схожи между собой. У них фактически один корень. Это внутреннее несоответствие личности с окружающим обществом – оно воспринимается как нечто «чужое», враждебное, его нужно «завоевывать». К сожалению, у меня были и есть такие воспитанники, к которым нужен индивидуальный подход, терпение и помощь психолога.

 Как определить, что ваш страх перед выступлением слишком велик

Определить, что эмоции становятся неподконтрольными, а страх сцены зашкаливает, совсем не сложно по характерным симптомам. У юного артиста, особенно у начинающих конкурсантов, могут наблюдаться:

- головная боль;

- бледность лица;

- невнятность речи;

- изменение мимики;

- дрожание конечностей;

- колебание тембра голоса;

- повышенное потовыделение;

- зажатость или напряжение мышц;

- учащенное сердцебиение вплоть до обморока.

Наличие этих основных симптомов, их острота при чрезмерной нервной возбудимости зависят от индивидуальных особенностей выступающего.

Чем старше становится ребенок, тем больше опыта он приобретает, и тем больше страхов у него появляется. В подростковом возрасте один из главных страхов – упасть в глазах сверстников. Здесь можно посоветовать убедить своих друзей насколько круто то, чем Вы занимаетесь, завлечь и их этим. Ну, а если речь идет о волнении перед конкурсом, то нужно помнить о том, что главная цель участия в нём не победа, а тот опыт, который Вы приобретёте. Ведь сама атмосфера конкурса прекрасна: новые знакомства, свежий взгляд на собственное выступление, гала-концерт, торжество. Нужно получать удовольствие от всего этого, и тогда от страха не останется и следа. Ну, а роль родителей и меня как руководителя в этом случае слушать и слышать своего подопечного, помогать ему выразить свою индивидуальность и развить творческие способности, а проще – мы, взрослые, должны выражать свою заботу и любовь.

Советы и упражнения для снижения волнения на сцене

Единого и универсального рецепта для всех случаев сценического волнения нет. Однако стоит прислушаться к ряду действенных советов.

1.От страха выступать  на  публике можно избавиться только одним способом – выступать на публике. Но я рекомендую начинать  с маленькой семейной или дружеской компании, где вас всегда поймут и простят. Чтобы этот способ сработал, готовьтесь так, как будто вы собираетесь петь перед огромным стадионом. Тогда на фоне страха ваш вокал будет звучать если не супер уверенно, то красиво уж точно.

2. Необходима тщательная подготовка к выступлению (трудно обрести уверенность в себе «на пустом месте» – ничего для этого не предпринимая);

3. За 10-15 минут до выступления целесообразно сделать несколько физических упражнений для разных групп мышц (попрыгать, помахать руками, произвести растяжки).
4. Сконцентрируйте дыхание. Встаньте прямо, поднимите плечи вверх, через дуговое движение сбросьте их назад. Повторите упражнение два или три раза, так вы снимете мышечные зажимы с шейного и плечевого отдела. Чтобы сконцентрироваться на дыхании, выполните несколько упражнений по методу А. Н. Стрельниковой. Упражнение «Насос»: Встаньте прямо, ноги шире плеч. С шумом вдохните воздух носом и медленно наклонитесь, руки вытяните вперед, к полу, но не касайтесь его. Плавно поднимитесь вверх. Двигайтесь ритмично, словно вы работаете насосом.

5. Активизировать работу мозга, например, математическими вычислениями.

6. Напевать мысленно или вслух приятную, любимую мелодию – это «прочистит» голос, а жевательная резинка (немного и недолго!) может снять напряжение в челюсти.

7. Заменить слово «надо» на установку «хочу!» («мне хочется выступить для зрителей в зале»).

8. Вспомнить о чем-то веселом – смех расслабляет и снимает беспокойство.

9. Если артист визуал: перед выступлением уберите от себя все внешние раздражители, не смотрите выступления других артистов, не сравнивайте себя с другими исполнителями, с тем, как они выглядят или двигаются. (пример неудачного выступления на Международном конкурсе «Два кота» в Москве). Перед выходом на сцену обязательно подойдите к зеркалу и внимательно посмотрите на себя с разных ракурсов. Сосредоточьтесь на положительных чертах своей внешности. Постарайтесь полюбить свой образ, чтобы ощутить себя в сценическом костюме увереннее.

Справиться с волнением поможет красивая картинка. Всегда держите при себе изображение любимой собаки, цветка, близкого человека — подойдет любой образ, который внушает ощущение счастья и успокаивает. Смотрите на фотографию, когда нервничаете.

10. Обязательно поешьте за два часа до выступления. Позже есть нельзя, иначе вы станете вялым и сонливым, и ваша энергетика не тронет зрителя.

11. Выполните артикуляционную гимнастику, чтобы ощутить собственное лицо и разогреть мышцы.

12. Выходите на сцену с высоко поднятой головой и улыбкой на лице. Она обладает фантастической силой – на нее непременно ответят встречными улыбками, и это придаст вам уверенности.

13.  А может быть Вы просто общительный человек и Вам будет достаточно с кем-то поговорить, чтобы снять стресс.

14. Не переусердствовать с «силовыми» способами устранения проблем сценического волнения. Командные советы: «соберись», «возьми себя в руки» и т.п. «жесткие» установки чаще производят обратный эффект. Они не отвлекают тревожность, а нагнетают ее.

15. Хорошо работает сосредоточение не на ожидаемом результате выступления, а на его творческом процессе. Наслаждение своим выступлением, при котором артист полностью погружается в мир музыки или танца, увлекает зрителя, никого не оставляя равнодушным.

Способов масса! Главное - не допускать у себя мысли о том, что что-то пойдет нет так: забудете слова, ноты, движения, не будут слушать. Помните, что до Вашего выступления была проделана огромная работа, отточено всё до мелочей, осталось только показать это зрителю и сделать так, чтобы и он получил удовольствие от вашего любимого дела!

В заключение хочется лишь пожелать всем артистам, исполнителям, танцорам удачи. Ничего не бойтесь, получайте удовольствие от улыбок зрителей, восхищенного взгляда Вашей мамы, от красивого платья или костюма, в котором Вы на сцене, ну и, конечно, от самого себя и своего таланта!

Используемая литература и Интернет-источники:

  1. Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!».
  2. Выготский Л. С. «Психология искусства».
  3. Глазков В.В. «Музыкальная психология», учебно-метод. пособие.
  4. Готсдинер А.Л. «Музыкальная психология».
  5. Петрушин В.А. «Музыкальная психология», «Музыкальная психотерапия», «Неврозы большого города».
  6. Теплов Б. М.  «Психология музыкальных способностей».
  7. http://www.soundslife.ru/psihologiya-stseny-kak-preodolet-volnenie-pered-vystupleniem-na-stsene/
  8. https://zen.yandex.ru/media/id/5beaa36cb69c3e00a98855ec/vpervye-na-scene-kak-poborot-strah-pered-vystupleniem-5bed7d966a483b00a9f49b36
  9. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fmedia.foxford.ru%2Fstage-fright%2F
  10.  https://pronetworking.ru/2016/07/11-sposobov-uspokoitsya-pered-publichnym-vystupleniem/

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования  «Дом детского творчества»

п. Ханымей Пуровского района

Сообщение на тему:

«Формы дистанционного обучения

 в студии «Музыкальная гостиная»»

 

                                                                            Подготовил: Важинская И.Н.,

педагог дополнительного образования

п. Ханымей

2020 г.

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

 «Формы дистанционного обучения в студии «Музыкальная гостиная»

Пандемия коронавируса разделила нашу жизнь на «до» и «после». Перемены коснулись всех отраслей жизни, в том числе и дополнительного образования. В условиях самоизоляции вынужденной заменой очным занятиям стало дистанционное обучение. «Занятия на расстоянии» стали испытанием для всех – для учителей, детей и их родителей, а также педагогов дополнительного образования.  

Перед педагогами встала задача – организовать и наладить дистанционное обучение, используя средства удаленной цифровой связи.  Задача казалась достаточно сложной. Каждый педагог решал для себя сам, какие платформы, формы и методы он будет использовать.     Несколько недель обучения в таком режиме выявили ряд проблем.

Проблемы дистанционного обучения

1.Проблема коммуникации с родителями

        Эпидемия и самоизоляция на большинстве домохозяйств отразились негативно. Это касается взаимоотношений в семье, уровня тревожности и финансовых вопросов. Разумеется, это не самым лучшим образом сказалось на том времени, которое родители обычно тратили на развитие детей.  В таких условиях часть родителей перестали выходить на связь, не отвечали на сообщения педагогов о новой схеме обучения и планах по её организации.

Решение. Как показала практика, лучше обращаться к родителям по телефону – кратко объяснить ситуацию и предложить выбрать удобный для них вид связи для обучения детей. Обязательно нужно упомянуть о том, что в сложившейся ситуации дополнительное образование призвано не нагрузить родителей еще больше, а наоборот, помочь им организовать досуг детей. Это позволяет наладить контакт и вернуть учащегося к привычному ритму ежедневных занятий.

2. Чрезмерная нагрузка на детей и родителей из-за удаленных школьных заданий

        Если при очном обучении задача по объяснению материала лежала на школьных учителях, то в условиях самоизоляции она полностью легла на родителей. Это оказалось достаточно сложной и затратной по времени задачей. По словам родителей, на выполнение всех школьных заданий, у них теперь уходит практически весь день.

Решение. Рекомендуется добавить в занятия игровые моменты, использовать больше презентаций, простых и доступных видео, мастер-классов и викторин. Важно поощрять учащихся, оценивать каждую работу индивидуально, давать родителям обратную связь.

        В создавшихся условиях у дополнительного образования появились и свои плюсы. Для детей и их родителей занятия в студии позволяют отвлечься от тревоги и страхов, возвращают их в ритм привычного уклада жизни, показывают, что жизнь продолжается.

3. Вред здоровью

 В борьбе против коронавируса  все забыли, что категорически запрещается сидеть за компьютером по 12 часов в сутки (это ещё минимум!)  В период «дистанционки» все педагоги и учащиеся ещё больше времени стали проводить за экраном монитора.  Педагоги заняты подготовкой к занятиям: просмотр видео, выбор презентаций, разработка тестов и т.д. Это колоссальный вред здоровью!

Решение. Время одного занятия сокращено до 30 минут. Необходимо следовать определенным требованиям к занятию:

  • внешний порядок – точное начало и точное окончание занятия;
  • внутренний порядок (структура занятия) – целесообразное распределение занятия на этапы (временные отрезки), обязательным одним из этапов должна быть физминутка;
  • соответствие занятия дидактическим принципам – наглядность и точность при выработке представлений и понятий, опора на изученный материал, соответствие упражнений и контрольных заданий данному занятию.

Я, как педагог, проводила большую подготовительную работу по созданию учебного ресурса, который является основой всего занятия. Структура занятия должна быть выстроена так, чтобы в каждом этапе занятия присутствовала мотивация, как необходимая составляющая дистанционного обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки учащихся.

4. Технические проблемы

У некоторых учащихся выявлялись проблемы с выходом в Skayp, поэтому мы предпочитали общение через телефон средствами whatsApp, viber, где обучение проводилось в реальном времени в режиме офлайн. Данная система также позволяет вести диалог, беседу с учащимися, проводить опрос, настроить видео изображение обучающегося/педагога, демонстрировать наглядный материал в цифровом формате, вести переписку.

Методическая подготовка занятий

 После решения некоторых возникших проблем я произвела отбор тем и разделов дополнительной общеобразовательной программы для ее реализации, внесла корректировки в текущее календарно-тематическое планирование, заменила некоторые практические занятия на теоретические, подготовила папки с  необходимыми материалами по разделам и темам.

Для контроля и оценки результатов обучения  произвела отбор/изменение форм контроля освоения программы обучающимися и разработала для каждого учебного занятия контрольные опросы, тестовые материалы с учетом учебно-методического комплекса программы.

Следует обратить внимание на решение воспитательных задач программы. С учетом плана воспитательной работы  включала задания по участию учащихся в социально значимых мероприятиях различного уровня, организованных в дистанционном режиме.

Реализация  образовательного процесса

Занятия в студии «Музыкальная гостиная» с применением дистанционных образовательных технологий  включают:

- разработанные  презентации с текстовым комментарием;  

- фрагменты и материалы доступных образовательных Интернет-ресурсов;

- инструкции по выполнению практических заданий;

- дидактические материалы;

- тестовые и контрольные  задания;

- игровые задания

Например, в группе 3 года обучения  (программа «Волшебной музыки страна») по плану тема «Наполним музыкой сердца». Как наполнить детские сердца музыкой, сидя дома за компьютером? Разрабатываю игровую конкурсную программу, в которую включены интерактивные викторины, электронные путешествия в концертный зал, видеопрезентации,  тесты и т.д. Главное, чтобы вся программа была яркой, красочной и насыщена музыкой, и тогда детям будет интересно и полезно. (игра «Угадай мелодию», интерактивная игра к 75-летию Победы)

Вывод

 Итак, в процессе дистанционного обучения важно не терять контакт с детьми и поддерживать мотивацию, организовывать занятия в формате видеоконференций, предоставлять учащимся возможность индивидуальной консультации.

Важными компонентами эффективного занятия являются создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта, ситуации успеха, обеспечение личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к учащимся.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы дистанционного обучения в студии «Музыкальная гостиная »

Слайд 2

Проблема коммуникации с родителями Чрезмерная нагрузка на детей и родителей из-за удаленных школьных заданий Вред здоровью Технические проблемы Проблемы дистанционного обучения

Слайд 3

внешний порядок – точное начало и точное окончание занятия; внутренний порядок (структура занятия) – целесообразное распределение занятия на этапы (временные отрезки), обязательным одним из этапов должна быть физминутка ; соответствие занятия дидактическим принципам – наглядность и точность при выработке представлений и понятий, опора на изученный материал, соответствие упражнений и контрольных заданий данному занятию. Требования к занятию

Слайд 4

Структура занятия должна быть выстроена так, чтобы в каждом этапе занятия присутствовала мотивация, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учениками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки учащихся. Мотивация, как необходимая составляющая дистанционного обучения

Слайд 5

корректировка в текущее календарно-тематическое планирование; замена практических занятий на теоретические; подготовка папок с необходимыми материалами по разделам и темам; отбор/изменение форм контроля освоения программы обучающимися; разработка для каждого учебного занятия контрольных опросов, тестовых материалов; включение заданий по участию учащихся в социально значимых мероприятиях различного уровня Методическая подготовка занятий

Слайд 6

Занятия в студии «Музыкальная гостиная» с применением дистанционных образовательных технологий включают: разработанные презентации с текстовым комментарием; фрагменты и материалы доступных образовательных Интернет-ресурсов; инструкции по выполнению практических заданий; дидактические материалы; игровые задания; тестовые и контрольные задания Реализация образовательного процесса

Слайд 7

Итак , в процессе дистанционного обучения важно не терять контакт с детьми и поддерживать мотивацию, организовывать занятия в формате видеоконференций, предоставлять учащимся возможность индивидуальной консультации. Важными компонентами эффективного занятия являются создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта, ситуации успеха, обеспечение личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к учащимся. Заключение

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования  «Дом детского творчества»

п. Ханымей Пуровского района

Сообщение на тему:

 «Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения – принцип педагогической деятельности»

(в рамках педагогического совета)

 

                                                                            Подготовил: Важинская И.Н.,

педагог дополнительного образования

п. Ханымей

2020 г.

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,

а прежде всего человека»

В.А. Сухомлинский

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности. Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.

Педагогу необходимо найти подход к каждому ученику, создать атмосферу совместного поиска, сотворчества, помогающую познать радость открытия, потому  каждый ученик – это личность. Каждый ребёнок обладает индивидуальными, присущими только ему одному особенностями, которые должны учитываться в процессе воспитания.

Целью программы «Волшебной музыки страна» является создание условий для творческого развития и обогащения духовного мира обучающихся средствами музыкального искусства.

В силу специфики музыкального образования мы в каждом виде деятельности, этапе занятия одновременно обучаем, воспитываем и развиваем. Примером может служить изучение произведения, в котором дети узнают новое, возбуждающее их интерес (развитие), одновременно затрагивается музыкальный образ с его духовной, воспитательной составляющей (воспитание) и проходит процесс обучения каким-либо действиям, например, в пении или отработка новых знаний и умений (обучение). Поэтому, выдвигая для реализации общей цели программы ряд задач, мы даём им определение, принятое в музыкальной педагогике: педагогические, психологические и музыкальные. 

Педагогические задачи:

  • воспитание нравственно-эстетических качеств средствами музыки;
  • воспитание чувства патриотизма и гуманизма у детей;

Психологические задачи:

  • создание атмосферы доверия и комфортности;

Музыкальные задачи:

  • развитие у детей общих музыкальных способностей;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • привитие музыкально-сценической культуры исполнителя.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Занятия в студии «Музыкальная гостиная» с применением дистанционных образовательных технологий  включают:

- разработанные  презентации с текстовым комментарием;  

- фрагменты и материалы доступных образовательных Интернет-ресурсов;

- инструкции по выполнению практических заданий;

- дидактические материалы;

- тестовые и контрольные  задания;

- игровые задания

Например, в группе 3 года обучения  (программа «Волшебной музыки страна») по плану тема «Наполним музыкой сердца». Как наполнить детские сердца музыкой, сидя дома за компьютером? Разрабатываю игровую конкурсную программу, в которую включены интерактивные викторины, электронные путешествия в концертный зал, видеопрезентации,  тесты и т.д. Главное, чтобы вся программа была яркой, красочной и насыщена музыкой, и тогда детям будет интересно и полезно. (игра «Угадай мелодию», интерактивная игра к 75-летию Победы)

Одной из задач программы «Путешествие в Музляндию» является воспитание любви и интереса к музыке, обогащение музыкальных впечатлений детей через сказки. Примеры воспитательных моментов:

«Барабан для зайчонка» - вопросы: какую ошибку совершил зайчонок? Родители догадались, что забор сломал зайчонок? Как? Почему они купили сыну барабан?

«Гармошка для крокодила» - вопросы: Почему крокодил хотел стать добрым?  Почему птичка посоветовала крокодилу научиться играть на музыкальном инструменте? А какой инструмент или песенку вы бы подарили ему?

«Как ежик Колючка научился петь» - чтение фрагмента из сказки, вопросы: Почему ежик мечтал научиться петь? Какая песенка живет у вас внутри?

Вопрос для подведения итогов темы «Музыка в природе»:

 - Представьте, что в лесу открылась муз. школа. Кто в этой школе учителя, а кто – ученики и почему? (рассуждения)

Вывод: «Чтобы поддерживать ребенка, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относится к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо; и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие» В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обощение и распространение собственного педагогического опыта.

Данная презентация содержит материал о ситемно-деятельностном подходе в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения. Представлена на РМО учителей биологии....

Распространение собственного педагогического опыта

1)Во вложенном  файле представлен перечень методических публикаций преподавателя   Мищенко М.В.1) Сб...

Работа по распространению собственного педагогического опыта

Работа по распространению собственного педагогического опыта...

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на разных уровнях

С целью организации работы с одаренными детьми в школе разработана и действует программа «Дети 21 века».Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резко возросшую потребность обще...

Публикации по обобщению и распространению собственного педагогического опыта как учителя предметника

ГодНазвание публикацииГде опубликованаМуниципальный уровень2011Сценарий литературно-музыкальной композиции «По волнам памяти»«Воспитательные технологии в образовательной учреждении» - г.Когалым,...

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю,  тем легче ученику. Чем больше будет учител...