Педагогическая этика во взаимодействии с родителями.
статья

Ольга Анатольевна Быкова

Доклад на ЦМК

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог    О.А Быкова

Доклад на ЦМК

           Педагогическая этика во взаимодействии с родителями

      Задачи педагогической этики – поднять уровень морально-педагогической подготовки преподавателя и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно.

      Позиции педагога и родителей в подходе к ребенку всегда будут иметь различия, объективные и неизбежные по своей сущности. Совместить эти позиции во благо ребенка, найти контакт с родителями - главная задача педагога. Отношения в системе «преподаватель-студент - родитель» должны строго соответствовать нормам педагогической этики. Многие родители нередко «видят» преподавателя глазами своего ребенка. И даже незначительные нарушения преподавателем этики во взаимоотношениях со студентом, малейшая несправедливость в оценке его учебного труда или нравственного поступка студента не проходят бесследно, затрудняют контакт преподавателя и семьи. Установление доверия между преподавателем  и родителями чрезвычайно важный и нелегкий шаг. Бывает  что большинство родителей студентов  «группы риска» сами плохо учились в школе и, как результат этого, относятся к преподавателю  со страхом, недоверием и чаще идут на конфликты. Именно с этой категорией родителей особенно необходимо соблюдение норм педагогической этики в силу их негативного настроя по отношению к учебной деятельности.

В общении педагога с родителями учащихся есть свои особенности.

      Педагог часто сталкивается с ситуацией, когда любовь родителя к ребенку делает его взгляды на поступки и требования педагога крайне субъективными (свойственно переплетение чувств: любовь, нежность к ребенку, с одной стороны, гнев, недовольство поведением, оценками - с другой). Любая негативная реакция со стороны учителя по отношению к ребенку может вызывать у такого родителя раздражение, неудовольствие. Слишком щедрая похвала в адрес ребенка - чувство смятения: «неужели так идеален, но я-то знаю, что это не так?» Следствие - недоверие педагогу, игнорирование его требований.

Вывод: поиск золотой середины - достоинства и недостатки должны быть подмечены и сказаны в тактичной форме, без преувеличения, искренне. Сформированная у большинства родителей стереотипная установка, раз педагог приглашает в школу, то только с целью сообщить о плохом поведении ребенка, о плохой успеваемости и т. д. Родитель,  заранее настроен на неприятный разговор.

Вывод: снять отрицательную установку, чаще общаться с родителями (продумать примерный график встреч) без какого-либо повода. Допустим, педагоги или классные руководители  напишут: «… Прошу вас найти время для беседы об успехах сына» или «Приглашаю вас вместе с дочерью обсудить результаты учебной работы».  Следует учитывать, что стандартный сценарий проведения родительского собрания (оценки, успеваемость в целом), где минимум информации и отсутствие подлинного педагогического общения, мало привлекает родителей.

Вывод: поиск новых нетрадиционных форм общения - тематические родительские собрания, родительские конференции и др.

Можно  выделить ряд причин, которые могут негативно отражаться на отношениях педагога с семьей студента:

- этическая неподготовленность педагога  или родителей к педагогическому взаимодействию,

- разные уровни общей и педагогической культуры,

- отсутствие единых нравственных позиций на воспитание ребенка.

      Разногласия, возникающие между родителями и педагогами, могут происходить из-за излишне делового характера взаимоотношений, который родители принимают за снисходительность и ненужное покровительство.     Большинство родителей (87%) на первый план выдвигают отношения равного партнерства, взаимоуважения между родителями и педагогами.    

Начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору.

В общении с родителями недопустимо:

  • предъявлять в категоричной форме требования, делать акцент только на отрицательные стороны личности ребенка, уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и учебу ребенка, требовать улучшение положения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить) ,  а  давать педагогические советы и рекомендации; причем эти советы надо дать так, чтобы родители их принимали;
  • надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес;
  • уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и адрес своих коллег. Правильно взвешивать их обоснованность;
  • избегать сравнения с другими детьми и другими семьями

Вывод:

Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями.

Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями.Чаще всего это монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрица...

Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями.

Нормой общения педагогов и воспитанников в школе являются гуманные отношения. Такие отношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании учащимися авторитета ...

Правила педагогической этики при взаимодействии с родителями

Доклад о правилах педагогического общения с родителями....

Выступление на методическом объединении классных руководителей по теме: "Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями".

Данный доклад основывается на высказывании  В.А. Сухомлинского о том,  что  учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственнос...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся....

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и ...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрад...