Дополнительная общеобразовательная программа: нормативная база
рабочая программа

Шкроб Светлана Николаевна

Раскрывается нормативная база создания дополнительных программ, их виды и направленность, предназначение программ, возрастная категория, количественный состав аудитории обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа:

нормативная база

Шкроб С.Н.

методист

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

           

Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ гл.1 ст.2 п.14). Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ФЗ гл.1 ст.2 п. 9). Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы имеют право реализовывать образовательные организации любых типов: дошкольные образовательные организации; общеобразовательные организации; профессиональные образовательные организации; образовательные организации высшего образования; организации дополнительного образования; организации дополнительного профессионального образования, а также организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, включая организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные юридические лица (ФЗ № 273, ст.31); нетиповые образовательные организации (ФЗ № 273, ст.77).

      Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. (ФЗ гл.10 ст.75 п.2). 8 Дополнительные общеобразовательные программы в зависимости от содержания, преобладающих видов деятельности могут быть следующих направленностей (Порядок, п.9): технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско - краеведческой, социально-гуманитарной. Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ФЗ, ст.3, п.25). К компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации (ФЗ ст.28, п.6).

     Педагогические работники имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ (ФЗ ст.47 п.3,5). Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (Порядок п.11). Обновление и утверждение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется до начала нового учебного года. Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ должны строиться на следующих основаниях (федеральная Концепция п. IV):  свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;  соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; 9  вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;  разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;  модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;  ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;  творческий и продуктивный характер образовательных программ;  открытый и сетевой характер реализации. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определенном порядке: 1. Внутренняя экспертиза - это анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей.

      По итогам обсуждения на образовательную программу составляется рецензия внутренней экспертизы. Внешняя экспертиза программы проводится специалистами в данной области деятельности через независимую оценку качества образования по реализации образовательных программ дополнительного образования детей. По результатам данной экспертизы может составляться рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности. Обсуждение образовательной программы на заседании педагогического совета (методического совета) образовательной организации - органа, полномочного по уставу рекомендовать к утверждению нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность. Решение о рекомендации образовательной программы к утверждению обязательно заносится в протокол педагогического совета (методического совета). Утверждение образовательной программы осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации, регламентирующим утверждение программ. После утверждения дополнительная общеобразовательная программа считается полноценным нормативно-правовым документом образовательной организации, на реализацию этой программы выделяется финансирование. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»: о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой; о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам; о материально-техническом обеспечении 10 образовательной деятельности (ФЗ №273 ст.29, п.1, п.2). На сайте организации размещается аннотация программы и ее копия. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Порядок п.6). Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается (ФЗ гл.2 ст.13 п.9). При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 (ФЗ гл.2 ст.13 п.2; Порядок п.10). При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий (ФЗ гл.2 ст.13 п.3). Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ФЗ гл.2 ст.13 п.1). Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ФЗ гл.2 ст.15). Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ гл.10 ст.25 п.1),но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования.

    Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Допускается сочетание различных форм (ФЗ ст.17, п.2,4). Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы 12 обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, лаборатории, студии, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально (Порядок, п.7). Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность и периодичность занятий зависят от направленности программы и индивидуальных особенностей обучающихся, что определяется локальным нормативным актом образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. (Порядок, п.9). Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно (ФЗ ст.60 п.15).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...