Рабочая программа творческой студии «Калейдоскоп» - «Человек в движении» Для учащихся 5-11 классов
рабочая программа (5 класс)

Кузива Александра

Рабочая программа 

творческой студии «Калейдоскоп»

- «Человек в движении»

Для учащихся 5-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polnaya_programma_chelovek_v_dvizhenii.docx94.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №430

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАССМОТРЕНО                                                                             УТВЕРЖДЕНО

На заседании педагогического совета                              Директор ГБОУ школа №430

Протокол №___ от ____2017г.                                          _____________Горбунова Е.В.

                       ____________________ 2020 г.

Рабочая программа  

творческой студии «Калейдоскоп»

- «Человек в движении»

Для учащихся 5-11 классов

На 2017-2020 учебный год

Преподаватель:  

Кузива Александра Павловна

Санкт-Петербург

2017 год

Программа «Человек в движении»

Программа «Человек в движении», направленная на социализацию учащихся с низкой успеваемостью посредством участия в творческих проектах.

Программа предназначена для внеклассной работы с учащимися  среднего и старшего школьного возраста.

Цель программы:  развитие художественно-творческих способностей, музыкальности и пластичной выразительности.

Задачи программы:

- развивать внимание, воображение, координацию, пластику движений,

- учить учащихся  красиво и органично выражать себя на сцене, вырабатывать технику исполнения танцевальных движений;

- обучить детей приёмам креативности, телесному раскрепощению и актёрскому мастерству.  

В программу включены следующие разделы:

1. Актерское мастерство;

2. Интегративная танцевально-двигательная терапия;

3. Авторский творческий проект.

БЛОК - Актерское мастерство.

Цель - раскрывать и обеспечивать равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствовать формированию и физического и духовного здоровья. Воспитание творчески активной личности.  Развитие творческих умений и навыков детей средствами театрального искусства.  Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества.  Активизация познавательных интересов.

Задачи:

1. Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.

2. Овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

3. Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры.

4. Формирование у детей и подростков нравственного отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к его явлениям.

5. Формирование художественного вкуса, интереса к искусству.

6. Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе.

7. Воспитание самодисциплины, умения организовать себя и свое время.

С ребятами проводился комплекс разработанных нами игр, например, "Зеркало", "Дразнилка", "Придумай историю, используя 5 слов", "Оживи историю", "Изобрази" и так далее.

БЛОК - Интегративная танцевально-двигательная терапия (адаптированная программа по Гиршону Александру)  

Цель - психологическая поддержка и формирование адекватной самооценки подростков средствами интегративной танцевально-двигательной терапии.

Задачи:

1. формировать положительный образ собственного «Я»;

2. развивать творческое мышление, навыки креативного подхода к решению различных  задач;

3. развить умение справляться с напряжением и негативными эмоциями,  через творческое самовыражение;

4. раскрыть личностные особенности участников;

С ребятами проводился комплекс разработанных нами игр, например, "Закрытые глаза", "Танцующая часть тела", "Одноножка", "Мой помощник", "История в паре" и так далее.

БЛОК - Авторский творческий проект.

Цель -  формирование проектной деятельности обучающихся

Задачи программы:

1. Развивать  познавательные способности    и формировать исследовательский поиск  у   школьников;

2. Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы  и постановка задач,  целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);

3. Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.

С ребятами проводился комплекс разработанных нами игр, например, "Оглянись", "Завяжи шнурок", "История из жизни в немом кино" и другие.

Блок 1 – Актерское мастерство

Программа - Актерское мастерство

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

− по содержанию: художественно-эстетическая

− по функциональному назначению: учебно-познавательная

− по форме организации: групповая

−по времени реализации: трехгодичная

С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и воспитания общественного сознания. История приобщения детей к искусству театра в России начинается с 17 века, так же, как и вся история русского театрального искусства.

В настоящее время занятие театральным искусством детей не потеряли своей актуальности.

В современном мире большинство детей уже в раннем возрасте подвержены сильному влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей их кажущейся яркости, занимательности, следует осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем. Эти игры не затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения. А ведь именно воображение для младшего возраста становится локомотивом всей творческой деятельности, общего развития, реализуемых в игровой форме.

Компенсировать недостающие знания и потребности в творчестве можно в системе дополнительного образования, занимаясь в детском театральном коллективе.

Целесообразность программы заключается в том, что занятия в детском театральном коллективе развивают ребенка во всей его психофизической целостности. Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического и духовного здоровья.

Театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры.

Полихудожественная театральная среда способствует развитию подрастающего поколения: театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству. Воспитание театром формирует мировоззрение детей, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление.

Но это не единственная сильная сторона театрального образования. Гораздо важнее, что театр помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному росту. Помогает активизировать затрудненные процессы общения, сделать их радостными и плодотворными. Сценическая деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя.

Театр – коллективное искусство. Во-первых, театральная постановка – «продукт» совместной деятельности, требующей концентрации сил каждого учащегося. Во-вторых, разнообразие постановочных задач дает возможность каждому ребенку максимально реализовать свои возможности и способности. В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива.

Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. А игра и общение являются для младших школьников и подростков ведущей психологической деятельностью.

Привлечение детей и подростков к занятиям в детском театральном коллективе решает одну из острейших социальных проблем, исключая возможность пребывания детей «на улице».

Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют детям и подросткам приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

Окунувшись в мир творчества, ребенок может раскрыть и реализовать свое «Я», подготовить себя к взрослой жизни.

Детское творчество, выраженное в театральной постановке, это один из способов освоения окружающего мира, социальной и психологической адаптации ребенка в обществе.

Острота и глубина восприятия искусства, в особенности театра, нередко определяют духовный облик школьника на всю жизнь. Равнодушие к миру прекрасного влечет за собой в будущем серость и убогость жизненных представлений.

Данная программа разработана на основе работ деятелей театрального искусства в области театральной педагогики: А.П.Ершовой и В. М. Букатова, А. Б. Никитиной, Ю. В. Колчеева и Н. М. Колчеевой, А. И. Фоминцева, Е. Р. Ганелина.

Теоретической основой материала служит учение К.С.Станиславского, адаптированное для работы с детьми и подростками.

Новизна программы заключается в том, что она органично соединяет в себе познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в учебном, репетиционном процессе, театральном показе.

Программа обучения основам театрального искусства рассчитана на 3 года обучения. При наборе детей в группы принимаются все желающие. Возраст детей 10 - 15 лет. Формирование групп происходит с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся.

Из детей и подростков, прошедших 3-х годичный курс обучения, успешно освоивших программу и решивших продолжить занятия в театральном коллективе, формируется творческая группа для дальнейшей постановки спектаклей и работе над созданием образов. Занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа. Количество учебных часов в год 207. Вид обучения групповой.

Цель:

Воспитание творчески активной личности.

Развитие творческих умений и навыков детей средствами театрального искусства.

Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества.

Активизация познавательных интересов.

Задачи:

1. Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.

2. Овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

3. Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры.

4. Формирование у детей и подростков нравственного отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к его явлениям.

5. Формирование художественного вкуса, интереса к искусству.

6. Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе.

7. Воспитание самодисциплины, умения организовать себя и свое время.

Методика и технология обучения и воспитания

Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой.

Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве.

Любой ребенок, желающий получить представление о театральном искусстве во всех его проявлениях и практически проверить на себе эти знания, получает реальную возможность сделать это, обучаясь по данной программе в детском театральном коллективе.

Данная программа обучения основам театрального искусства направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом ребенке, на выражение его личного «Я».

Весь процесс обучения строится на использовании театральной педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, театральных игр, адаптированных для занятий с детьми. В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку увлекательных творческих задач.

При подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого-возрастные особенности детей.

В процессе обучения должны быть решены следующие проблемы:

Раскрепощение детей. Снятие зажимов, комплексов.

Раскрытие возможностей, способностей и талантов самого ребенка.

Обеспечение детей всевозможными средствами для раскрытия способностей.

Это значит, что все занятия должны быть направлены на развитие следующих качеств: наблюдательности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти, ассоциативного и образного мышления, чувства ритма, партнерских отношений в коллективе, умение формулировать свои мысли, умение донести свои идеи и ощущения до зрителя.

В программе используются развивающие методики. Все занятия строятся по принципу игрового существования, от элементарного фантазирования к созданию образа. Чтобы развивать способности детей, создается ситуация, где эти способности обнаруживаются, возникает необходимость в использовании этих способностей.

На протяжении всего учебного процесса при подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого–возрастные особенности детей. Каждый ребенок проходит путь от упражнения к спектаклю. Дети и педагог – участники совместного творческого процесса.

Обучение ведется согласно основным принципам педагогики искусства:

От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.

Вовлечение в творческий процесс всех учеников

Смена типа и ритма работы.

От простого к сложному.

Создание высокой и устойчивой мотивации к обучению.

Основной формой занятий 1 года обучения являются театральные игры, позволяющие учитывать возрастные особенности детей и формировать важнейшие умения и навыки актерского мастерства. Наряду с играми вводятся специальные упражнения актерского тренинга.

На 2 и 3 год обучения игровые и диалоговые формы уравновешиваются. На занятиях используются тренинги: речевой, пластический, актерский. Используются этюдные и репетиционные формы работы, созерцание, активное слушание, импровизация. Применяются групповые и индивидуальные формы обучения.

Полученные в процессе обучения навыки реализуются детьми в конкретной творческой работе.

Программа обучения театральному искусству по данной программе представляет целостную систему взаимосвязанных между собою предметов: «Основы театральной культуры», «Техника и культура речи», «Ритмопластика», «Актерское мастерство», «Работа над пьесой и спектаклем».

Все тематические блоки вводятся в программу одновременно и сопровождают учащихся на протяжении всего курса обучения. От занятия к занятию, от года к году меняется уровень постановки задач и отчасти преобладающая методика (от игры к выполнению осознанной творческой задачи).

Раздел «Основы театральной культуры» – направлен на ознакомление с историей возникновения театра, профессиональной терминологией, культурой восприятия искусства.

Сюда входят темы:

«Театр как вид искусства», «Виды театрального искусства», «Театральные жанры»;

«Зарождение искусства», «Театр Древней Греции», «Русский народный театр», «История русского театра.18 век», «Театр итальянского Возрождения», «Театр Шекспира», «История русского театра.19-20 век»;

«Театральное закулисье», «Театр и зритель».

Для знакомства с историей театрального движения в родном городе, области в программу включена тема «На театральных перекрестках Нижнего Новгорода», где обучающиеся знакомятся с историей родного города, созданием первого театра, развитием театрального движения, известными театральными деятелями.

Для успешного усвоения материала используются: беседа, наглядный материал, аудио и видео материалы, посещение спектаклей, экскурсии.

Форма оценки знаний проходит в виде тестов, викторин, конкурсов.

Раздел «Техника и культура речи» – включает в себя работу над техникой речи в виде речевого тренинга и работу над литературно-художественным текстом.

В работу над техникой речи входит освоение приемов снятия мышечных зажимов голосового аппарата, постановка правильного дыхания, работа над дикцией, выстраивание логико-интонационной структуры речи. Для этого используются специальные упражнения и тренинги. Занятия проводятся в групповой форме.

Речевой тренинг включает в себя:

Игры и упражнения на речевое дыхание «Поклонение солнцу», «Игра со свечой», «Мяч и насос» и др.

Артикуляционная гимнастика: для губ, языка, челюсти.

Речевая гимнастика (Тон, тембр, высота звучания, интонация, диапазон)

Скороговорки.

При работе над литературным текстом проводятся индивидуальные занятия. На занятиях используются произведения фольклора, стихотворения, произведения русских и зарубежных авторов. Форма контроля – конкурсы, творческие показы.

Раздел «Ритмопластика» – направлен на обучение навыкам освобождения мышц, снятия зажимов, развития пластичности.

Используются специальные упражнения («Я – мир», «Замороженный», «Звезда», «Мокрые котята», «Деревянные куклы», «Зеркало», «Кактус и Ива», «Релаксация» и др.), пластические импровизации (на заданную тему).

Упражнения тренинга направлены на максимальное развитие возможностей человеческого тела, учат саморегуляции, концентрации и расслаблению. Обучающиеся должны уметь передать пластическую форму живой природы и неживого мира, коллективно и индивидуально передавать заданный ритм.

Упражнения тренинга построены по индивидуально-групповому методу обучения. На занятиях используются музыкальные произведения, которые помогают погрузиться в собственный мир воображения, освободить свое тело от зажимов и перейти к рождению движения.

Занятие по ритмопластике состоит из следующих блоков:

  • Психофизическая разминка (тренинг)
  • Содержательная часть, включающая в себя созерцание, импровизацию, этюды.
  • Подведение итогов.

На 2 год обучения вводится тема «Элементы танцевальных движений. Народный танец. Современный эстрадный танец». Полученные навыки помогают детям в работе над характером персонажа, выразительностью образа. На 3 год к упражнениям по ритмопластике добавляются упражнения по Сценическому движению, приемам Сценического падения.

Полученные навыки в работе над освобождением мышц и пластической выразительностью тела применяются детьми в работе над созданием образа персонажа. А также в гармонизации взаимодействия своего тела, рационального и эмоционального аппарата. Форма контроля знаний – творческие показы.

Раздел «Актерское мастерство» - направлен на освоение навыков актерского мастерства.

Основные темы этого блока:

«Организация внимания, воображения, памяти»

«Сценическое действие»

«Творческая мастерская

« Самостоятельная творческая работа».

Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение первого года обучения помочь детям направить свое внимание в творческое русло, снять зажимы и комплексы, подготовить детей для работы в творческом коллективе. Открыть для детей и подростков поведение (действие) как основной материал актерского поведения. В течение второго года – выразительность и яркость поведения как основу выступления актера перед зрителями, а на третьем году познакомить с технологией создания характера на сцене.

В процессе всего обучения используются Общеразвивающие игры, Специальные театральные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, воображения, памяти, логики действия и поведения актера. Большинство упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Упражнения от занятия к занятию варьируются, вводятся новые.

Упражнения и игры, применяемые на занятиях: «Знакомство – дразнилка», «На слуховое восприятие», «Снежный ком», «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Большое зеркало», «Суета», «Зернышко», « Чудо – юдо из яйца», «Поводырь», «Диспетчер», «Тень», «Профессионалы», «Картина», «Скульптура», «Стеклянный шар», «Рецепты», «На действия с воображаемыми предметами», «Оправдай позу» и др.

От упражнений на развитие внимания, воображения обучающиеся переходят к освоению законов сценического действия на примере этюдов. Этюд считается азбукой искусства. Это небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением «Если бы».

Этюды делятся на: одиночные, дуэтные, массовые. Начинается обучение с этюдов «Я в предлагаемых обстоятельствах». Этюды бывают: на смену психофизического состояния, на вынужденное молчание, на вынужденное общение, на органическое молчание, этюд- импровизация.

Именно на этюдах и в специальных упражнениях отрабатываются логика словесных и бессловесных действий, логика общения и взаимодействия.

Задача педагога сделать эти упражнения приемлемыми для данного возраста детей и вложить в эти этюды мысль о необходимости самостоятельного детского анализа. Тогда этюд принимает еще и статус социальной игры. Эта игра имеет огромное значение в социальном созревании детей, так как она является главным источником социального опыта.

В эту игру вступают те или иные социальные отношения, действуют различные социальные чувства – и это расширяет и обогащает внутренний мир ребенка.

Все упражнения направлены на освоение главного языка сцены - языка действия. Теоретические знания усваиваются через практические задачи. Все обучающиеся проходят путь от упражнения, этюда – к участию в творческой постановке.

Занятие по актерскому мастерству состоит из следующих блоков:

Тренинг (упражнения на внимание, воображение).

Содержательная часть, включающая в себя специальные упражнения, этюды по освоению темы занятия.

Подведение итогов.

В программе отдельно выделена тема «Творческая мастерская», где обучающиеся имеют возможность для творческого поиска и работы над самостоятельной творческой темой. Дети и подростки получают теоретические знания и практические навыки в работе над театрализованными представлениями, конкурсно-игровыми программами, что позволяет расширить диапазон творческой деятельности детей и подростков.

Итог данной деятельности представлен в конкретном выходе на детскую аудиторию в школе (традиционные конкурсно-игровые программы на школьных каникулах, новогодние театрализованные представления и игровые программы у елки, проведение тематических конкурсных программ для школ города, Дней Театра).

Тема « Самостоятельная творческая работа» вводится в программу на 3 год обучения. В рамках этой темы дети имеют возможность для самовыражения при выборе драматургического материала, работе в группе или самостоятельно.

Именно в самостоятельной творческой работе применяются полученные на занятиях знания и навыки для создания сценического образа и поиска и выбора того или иного средства выразительности, для выражения своего творческого «Я».

Дети учатся анализировать свою работу и работу своих товарищей. Не боятся логичного и доказательного изложения своей точки зрения.

Изучение раздела «Актерское мастерство» взаимосвязано с изучением других разделов программы. Усваивая материал на практике, получая теоретические сведения по мере возникновения в них необходимости, участники театрального коллектива учатся действию и взаимодействию в сценических условиях.

Степень творческого развития детей определяется по их активности, умению выстроить логику поведения на сценической площадке, органичности поведения в условиях вымысла, развитости фантазии и воображения.

Для оценки результатов обучения используются: творческие показы, конкурсы, открытые занятия, участие в спектаклях.

Раздел «Работа над пьесой и спектаклем» - завершает учебный процесс и является своеобразным итогом в применении полученных умений и навыков в работе над спектаклем.

Основной источник для постановок – произведения художественной литературы отечественных и зарубежных авторов, пьесы для детей и подростков. Для выбора постановочного материала важно привить детям хороший художественный вкус.

Постановка спектакля является итогом творческой работы коллектива. От текста – к действию на сценической площадке, от действия к последующему, более глубокому анализу пьесы, к наблюдениям, анализу аналогичных жизненных явлений и возвращение к творческим пробам – путь работы над сценическим воплощением пьесы. Основная форма работы - репетиционная.

Главная цель этого раздела – ввести детей в атмосферу пьесы, пробуждая фантазию и воображение, научить определять событийный ряд и выстраивать логику поведения персонажа.

Работая над спектаклем, дети пробуют себя в самых различных видах деятельности: изготавливают декорации, костюмы, учатся работать с музыкальной аппаратурой.

Участие детей в показах спектакля, театральных фестивалях позволяет показать не только результат работы коллектива, но и познакомиться с работой и творчеством других творческих коллективов.


Планируемые результаты обучения

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

Историю возникновения театрального искусства.

Профессиональную терминологию: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».

Правила зрительского этикета.

Наизусть пять скороговорок.

Наизусть 3-5 произведений русского фольклора.

Учащиеся должны уметь:

Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг).

Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира.

Выполнять простейшие физические действия.

Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».

Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.

Видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявления определенной индивидуальности человека.

Определять замысел, сценическую задачу этюда.

Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.

Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей.

Коллективно выполнять задания.


К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

Виды театрального искусства.

Устройство театра.

Театральную терминологию «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «конфликт», «мизансцена», «образ», «темпоритм», «простые словесные действия», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика действий».

7-10 скороговорок.

3-5 стихотворений отечественных и зарубежных авторов.

Учащиеся должны уметь:

Поддерживать свое дыхание и голос в рабочей форме самостоятельно.

Выполнять словесное действие, заданное педагогом на знакомом литературном материале.

Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы из внешнего мира.

Выполнять упражнения по памяти физических действий по выбору учащихся.

Передать пластическую форму живой природы, предмета через пластику собственного тела.

Использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память.

Оправдывать установленные мизансцены.

Точно соблюдать авторский текст.

Анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

Историю развития театрального искусства.

Специфику театральных жанров.

Театральную терминологию: «амплуа», «образ спектакля», «сверхзадача», «идея спектакля», «сквозное действие», «характер», «характерность».

Законы логического построения речи.

Правила орфоэпии, применять их в работе с текстом.

Наизусть 10-15 скороговорок.

Наизусть 2-3 стихотворения, отрывок из драматического произведения, прозы.

Учащиеся должны уметь:

Самостоятельно работать над голосовым аппаратом.

Производить анализ и воплощение поэтического, прозаического и драматического текста.

Владеть пластическим тренингом.

Настраивать на работу весь психофизический аппарат.

Действовать в «предлагаемых обстоятельствах».

Различать компоненты актерской выразительности.

Раскладывать сквозное действие на простые физические действия.

Определять событийный ряд, выстраивать линию поведения персонажа и реально осуществлять ее на сцене.

Выстраивать мизансцены.

Применять полученные навыки в работе над образом.

Свободно общаться с партнером на сцене и зрителем в зале.

Ожидаемый конечный результат:

1. Умение использовать полученные знания в области театрального искусства.

2. Владение навыками актерского мастерства: взаимодействие с партнерами,

действие в предлагаемых обстоятельствах, импровизация и общение со зрителем.

3. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра,

литературой.

4. Учащиеся чувствуют себя раскованно.

5. Правильно ориентируются в этических вопросах.

6. Умеют ценить труд коллектива.

7. Ощущают потребность в творчестве и самовыражении.

Формы контроля обучения по программе

В детском театральном коллективе на каждом этапе обучения проводится мониторинг знаний, умений и навыков по освоению программы обучения основам театрального искусства.

Это вводный мониторинг – проводится в начале учебного года в виде собеседования, творческого задания, викторины.

1 год обучения – собеседование (уровень и объем знаний о театре), творческое задание (на фантазию и творческое мышление).

2 год обучения – викторина на знание основ театральной культуры, творческое задание (этюд на предложенную тему), чтение наизусть стихотворения.

3 год обучения – викторина на знание основ театральной культуры, творческое задание (этюд на предложенную тему), чтение наизусть стихотворения.

Промежуточный – по итогам первого полугодия (усвоение программы, выполнение контрольных упражнений, этюдов, участие в новогоднем театрализованном представлении, творческих показах на мероприятиях внутри школы).

Итоговый – в конце учебного года (активность и уровень освоения программы, участие в спектакле и творческих показах).

1 год обучения – викторина (уровень и объем знаний о театре), тест на знание специальной терминологии, чтение наизусть стихотворения, показ этюда «Я в предлагаемых обстоятельствах», участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль).

2 год обучения – викторина на знание основ театральной культуры, творческое задание (этюд на взаимодействие, общение), чтение наизусть стихотворения, тест на знание специальной терминологии, участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль, театрализованное представление).

3 год обучения – викторина на знание основ театральной культуры, творческое задание (самостоятельная творческая работа), чтение наизусть стихотворения и прозаического отрывка, тест на знание специальной терминологии, участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль, театрализованное представление).

Так же в течение учебного процесса проводится текущий контроль обучения по освоению конкретной темы, упражнения, задания.

Применяются следующие формы проверки усвоения знаний:

Участие в дискуссии

Выполнение контрольных упражнений, этюдов

Показ самостоятельных работ

Логичное и доказательное изложение своей точки зрения (анализ увиденного, показанного)

Участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях

Работа над созданием спектакля

Критерии отслеживания усвоения образовательной программы:

Овладение основами актерской профессии (творческое воображение, логика действий, органичность и выразительность, способность к импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность речи);

Умение самостоятельно проводить различные тренинги (речевой, пластический, актерский);

Умение свободно владеть своим телом и речевым аппаратом.

V. Содержание программы

Первый год обучения

1.Вводное занятие

Знакомство с коллективом. Выявление уровня и объема знаний о театре.

Обсуждение плана работы на год. Особенности занятий в театральной студии. Требования к знаниям и умениям.

Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.

2.Основы театральной культуры

2.1. Зарождение искусства.

Обряды и ритуалы в первобытном обществе. Зарождение искусства.

2.2. Театр как вид искусства.

Особенности театрального искусства. Отличие от других видов искусства. Виды и жанры театрального искусства.

2.3. Театр Древней Греции.

Представления в честь Дионисия. Мифологические основы представлений. Устройство древнегреческого театра. Маски древнегреческого театра.

2.4. Русский народный театр.

Народные обряды и игры. Скоморошество. Народная драма. Церковный, школьный театр. Создание профессионального театра.

Театральные перекрестки Нижнего Новгорода. Ярмарочные представления. Создание профессионального театра. Любительские театральные общества.

2.5.Театр и зритель.

Этикет. Культура восприятия театральной постановки. Анализ постановки. Театральная гостиная.

2.6. Театральное закулисье.

Театральные профессии. Устройство сцены и зрительного зала.

2.7. Итоговое занятие.

3. Техника и культура речи.

3.1. Техника речи.

Строение голосового аппарата. Постановка дыхания. Специальные речевые упражнения.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения для языка, челюсти, губ.

Речевой тренинг. Дикция. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона голоса. Полетность голоса. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса.

Скороговорки.

3.2. Работа над литературно-художественным текстом.

Орфоэпия.

Логико-интонационная структура речи.

Фольклор.

3.3. Итоговое занятие.

4. Ритмопластика.

Пластический тренинг.

Разминка, настройка, освобождение мышц, релаксация.

Коммуникабельность и избавление от комплексов.

Развитие индивидуальности.

Рождение пластического образа.

Музыка и движение. Пластический образ живой и неживой природы.

5. Актерское мастерство.

5.1. Организация внимания, воображения, памяти.

Внимание. Воображение. Память.

Снятие зажимов и комплексов. Общеразвивающие и театральные игры и упражнения. Упражнения на коллективность творчества.

5.2. Сценическое действие.

Действие - язык театрального искусства. Целенаправленность и логика действия.

Упражнения и этюды. Виды этюдов.

Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. «Я в предлагаемых обстоятельствах».

Элементы бессловесного действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка».

Практическое овладение логикой действия.

5.3. Творческая мастерская.

Выбор драматического отрывка. Этюдные пробы. Анализ. Показ и обсуждение.

Театрализованное представление. Работа над созданием образа сказочных персонажей.

Конкурсно–игровые программы. Работа со зрителем: проведение конкурсов и игр. Изготовление реквизита, костюмов.

5.4. Итоговое занятие

6. Работа над пьесой и спектаклем.

6.1. Выбор и анализ пьесы.

Работа за столом.

Чтение.

Обсуждение пьесы.

Анализ пьесы.

6.2. Тема, сверхзадача, событийный ряд.

Определение темы пьесы.

Анализ сюжетной линии.

Главные события, событийный ряд.

Основной конфликт.

6.3. Анализ пьесы по событиям.

Анализ пьесы по событиям.

Выделение в событии линии действий.

Определение мотивов поведения, целей героев.

Выстраивание логической цепочки.

6.4. Работа над отдельными эпизодами.

Творческие пробы. Показ и обсуждение.

Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.

6.5. Закрепление мизансцен.

Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.

Репетиции в сценической выгородке.

6.6. Выразительность речи, мимики, жестов.

Работа над характером персонажей.

Поиск выразительных средств и приемов.

6.7. Изготовление реквизита, декораций.

Оформление сцены.

Изготовление костюмов, реквизита, декораций.

Выбор музыкального оформления.

6.8. Прогонные и генеральные репетиции.

Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.

6.9. Показ и обсуждение спектакля.

Премьера. Творческие встречи.

Анализ показа спектакля.

Оформление альбома.


Второй год обучения.

1.Вводное занятие.

Итоги 1 года обучения. Обсуждение плана работы на год.

Требования к знаниям и умениям. График занятий и репетиций.

Организационные вопросы.

Инструктаж по технике безопасности.

2.Основы театральной культуры.

2.1Виды театрального искусства.

Опера. Балет. Мюзикл. Эстрада. Театр кукол.

Особенности и история развития.

Лучшие театральные постановки.

Самые знаменитые театры мира.

2.2.Театральное закулисье.

Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы.

2.3.Театр и зритель.

Театральный этикет.

Культура восприятия и анализ театральной постановки.

Встреча с театральными коллективами.

Театральная гостиная.

2.4. История русского театра.18 век - начало 19 века.

Театр 18 века – начала 19 века.

Крепостные театры. Профессиональные театры. Провинциальные театры.

Особенности репертуара. Драматургия. Известные русские актеры.

Театральные перекрестки Нижнего Новгорода.

2.5.Итоговое занятие.

3.Техника и культура речи.

3.1.Речевой тренинг.

Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика.

Дикция. Интонация. Полетность. Диапазон голоса. Выразительность речи.

Орфоэпия.

3.2.Работа над литературно-художественным текстом.

Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом.

Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста.

Басня. Стихотворение. Отрывок из художественного произведения.

3.3.Итоговое занятие.

4.Ритмопластика.

Пластический тренинг.

Разминка, настройка, релаксация, расслабление - напряжение.

Внимание. Воображение.

Ритмичность. Пластика.

Работа над пластическим образом персонажа.

Музыка и движение.

Элементы танцевальных движений.

Народный танец. Современный эстрадный танец.

Танец как средство выразительности при создании образа сценического персонажа.

5.Актерское мастерство.

5.1.Организация внимания, воображения, памяти.

Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры.

5.2.Сценическое действие.

Элементы сценического действия.

Бессловесные элементы действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка». (Повторение).

Словесные действия. 11 способов словесного действия.

Логика действий и предлагаемые обстоятельства.

Связь словесных элементов действия с бессловесными.

Упражнения и ролевые игры.

Составные образа роли.

Драматургический материал как канва для выбора логики поведения.

Работа над индивидуальностью.

5.3.Творческая мастерская.

Театрализованное представление.

Особенности написания сценария.

Работа над театрализованным представлением.

Музыкальное и сценическое оформление.

Общение со зрительным залом.

5.4.Итоговое занятие.

6. Работа над пьесой и спектаклем.

6.1.Выбор и анализ пьесы.

Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.

6.2.Тема, сверхзадача, событийный ряд.

Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии.

Главные события, событийный ряд. Основной конфликт.

6.3.Анализ пьесы по событиям.

Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий.

Определение мотивов поведения, целей героев.

Выстраивание логической цепочки.

6.4.Работа над отдельными эпизодами.

Творческие пробы. Показ и обсуждение.

Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.

6.5.Закрепление мизансцен.

Репетиции в сценической выгородке.

Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.

6.6.Выразительность речи, мимики, жестов.

Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов.

6.7.Изготовление реквизита, декораций.

Изготовление костюмов, реквизита, декораций.

Выбор музыкального оформления.

6.8.Прогонные и генеральные репетиции.

Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.

6.9.Показ и обсуждение спектакля.

Премьера. Творческие встречи. Анализ показа спектакля. Оформление альбома.


Третий год обучения.

1. Вводное занятие.

Итоги 2 года обучения. План работы на год.

Требования к знаниям и умениям.

Инструктаж по технике безопасности.

2. Основы театральной культуры.

2.1. Театр итальянского Возрождения.

История развития. Драматургия.

2.2. Театр Шекспира.

Английский театр. История развития. Устройство сцены. Драматургия.

2.3. История русского театра.19-20 век.

Рождение МХАТ. Станиславский. Немирович-Данченко.

Творческий путь Вахтангова. Мейерхольд.

Советское театральное искусство.

Театральные перекрестки Нижнего Новгорода.

Народные театральные коллективы Нижнего Новгорода.

2.4. Театральные жанры.

Трагедия. Комедия. Драма.

2.5. Театр и зритель.

Лучшие театральные постановки.

Культура зрительского восприятия.

Просмотр и обсуждение спектакля.

2.6. Итоговое занятие.

3.Техника и культура речи.

3.1. Речевой тренинг.

Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Дикционные упражнения. Развитие диапазона голоса.

3.2. Работа над литературным произведением.

Словесное действие. Логика строения текста.

Работа над драматургическим отрывком.

Самостоятельная творческая работа.

3.3. Итоговое занятие.

4. Ритмопластика.

4.1. Пластический тренинг.

Разминка.

Релаксация.

4.2. Рождение пластического образа.

Пластический этюд.

4.3. Сценическое движение.

Сценическое движение.

Сценическое падение.

4.4. Итоговое занятие.

5. Актерское мастерство.

5.1. Организация внимания, воображения, памяти.

Актерский тренинг.

Внимание и воображение.

Психологический жест.

Импровизация.

5.2. Сценическое действие.

Общение.

Логика межличностного общения.

Борьба в межличностном общении как условие сценической выразительности.

Параметры общения.

Характер персонажа.

Работа над ролью в спектакле.

Характер и характерность.

Рисунок роли.

Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен.

5.3. Самостоятельная творческая работа.

Выбор отрывка.

Этюдные пробы.

Показ и анализ работы.

Применение полученных знаний в создании характера сценического образа.

Поиск средств органичности и выразительности.

Музыкальное и световое оформление отрывка.

5.4. Итоговое занятие.

6. Работа над пьесой и спектаклем.

6.1. Выбор и анализ пьесы.

Работа “за столом”.

Чтение.

Обсуждение пьесы.

Анализ пьесы.

6.2. Углубленный анализ событий.

Определение темы пьесы.

Анализ сюжетной линии.

Главные события, событийный ряд.

Основной конфликт.

Анализ пьесы по событиям.

Выделение в событии линии действий.

Определение мотивов поведения.

Определение целей героев.

Выстраивание логической цепочки.

6.3. Работа над отдельными эпизодами.

Творческие пробы.

Показ и обсуждение.

Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.

6.4. Изготовление декораций, костюмов, музыкального оформления.

Изготовление костюмов, реквизита, декораций.

Выбор музыкального оформления.

6.5. Репетиции отдельных картин с элементами костюмов, декораций.

Репетиции в сценической выгородке.

Закрепление мизансцен.

6.6. Прогонные и генеральные репетиции.

Репетиции как творческий процесс.

Коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.

6.7. Показ и обсуждение спектакля.

Премьера.

Творческие встречи.

Анализ показа спектакля.

Оформление альбома.


VII. Условия реализации программы

Материальное обеспечение:

Помещение – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для использования в качестве выгородки.

Элементы театральной декорации, костюмы.

Аудио установка (магнитофон).

Дидактическое обеспечение:

Наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, фонограммы, карточки для заданий).

Музыкальная фонотека.

Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.)

Средства общения:

Участие в детских театральных фестивалях

Посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с членами других детских театральных коллективов.

Взаимное общение детей из различных творческих объединений.

Воспитательная работа

Для сплочения коллектива, создания комфортной творческой атмосферы, активизации познавательных интересов в детском театральном коллективе проводятся самые различные мероприятия.

Тематика и формы таких мероприятий должны отвечать интересам и запросам детей. Это не только всевозможные конкурсы, игровые программы, культпоходы, но и беседы на этические и нравственные темы. Так же это и творческие показы для родителей и других детских объединений.

Смелый, уверенный вход в будущее, развитие эмоциональной сферы, умение владеть своим вниманием, фантазией, четко выражать свои мысли, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми – вот к чему должны прийти дети, прошедшие курс обучения в театральной студии.

Литература

1. «Театр, где играют дети» (под ред. А. А. Никитина) М., «Владос», 2001 г.

2. Э.Г. Чурилова Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., «Владос» 2003 г.

3. Театр – студия «Дали». Программы. Уроки. Репертуар ч. 1 – 2 М., ВЦХТ, 2001 г.

4. Дом, который построили «Мы». Авторская модель образовательного учреждения М., 2000 г.

5. Репертуарно-методическая библиотечка, серия «Я вхожу в мир искусств».

6. К. С. Станиславский «Работа актера над собой» М., 1985 г.

7. Ю. И. Рубина, Т.Ф. Завадская «Театральная самодеятельность школьников» М., Просвещение 1983 г.

8. А. Н. Петрова «Сценическая речь» М., Искусство 1981г.

9. В. М. Букатов « Педагогические таинства дидактических игр» из серии Библиотека педагога-практика, Москва, «Флинта»,1997г.

10.Е. Р. Ганелин Методическое пособие «Школьный театр» Санкт – Петербург, СПГАТИ, кафедра основ актерского мастерства, 2002г.

11. А.И.Фоминцев Методическое пособие «Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы», К., 2003г.


Блок 2 – Интегративная танцевально-двигательная терапия

Программа – Интегративная танцевально-двигательная терапия

Развитие творческих способностей детей на основе использования методов интегративной танцевально-двигательной терапии.

Цель - психологическая поддержка и формирование адекватной самооценки подростков средствами интегративной танцевально-двигательной терапии.

Задачи:

1. формировать положительный образ собственного «Я»;

2. развивать творческое мышление, навыки креативного подхода к решению различных  задач;

3. развить умение справляться с напряжением и негативными эмоциями,  через творческое самовыражение;

4. раскрыть личностные особенности участников.

Каждое занятие проходит в три этапа:

- разминка

- развитие темы

- рефлексия и интеграция.

Во время разминки, которая длится десять минут, дети разогревают    мышцы тела, суставы, выполняют  легкую растяжку рук и ног,  прыгают, падают и бегают по залу. На следующем этапе занятия, который длится 25 минут,  дети выполняют задания по теме в виде игровых упражнений. В конце занятия все устраиваются поудобнее в круг и  каждый рассказывает о своих ощущениях после занятия: какие движения выполняло тело и что при этом чувствовал сам ребенок. Обсуждение обычно занимает десять минут.

Занятия:

1 тема - "Ощущение тела". На этом занятии ребенок должен почувствовать каждую клеточку своего тела и понять, что все в теле подвижно и может танцевать. Для этого были предложены следующие игровые задания:

"Закрытые глаза" - дети находятся в свободном положении (сидя, лежа или стоя), но с закрытыми глазами. Включается музыка, дети слушают и начинают двигаться, при этом осознавая, какая часть тела выполняет движение. Некоторые дети все-таки подглядывали за другими.

"Открытые глаза" - дети выполняют упражнение так же, как и в "Закрытых глазах", только с открытыми глазами. При этом нужно смотреть на танцующую часть тела и про себя проговаривать, что данная часть тела делает под музыку. И в данном упражнении некоторые дети подглядывали за другими.

"Погода" - дети представляют сначала солнечную теплую погоду, танцуют и ощущают эту теплоту и свет. Затем представляют дождливую холодную погоду, танцуют и ощущают холод и то, что они промокли под дождем.

"Животное" - дети под музыку изображают сначала зверей (быстрых или медленных, скачущих или ползающих, больших или маленьких). Для этого каждый заранее решает - каким зверем он будет и сообщает всем. Затем по такому же сценарию изображают рыб, потом птиц и  далее - насекомых. Это упражнение понравилось детям больше всего. И повеселило.

2 тема - "Освобождение от зажатости". Данное занятие расслабляет детей, позволяет снять напряжение и зажатость, которые скрываются в подсознании. Главная задача - раскрепоститься.

Для этого были предложены следующие игровые задания:

"Звезда" - упражнение выполняется лежа на полу. Дети лежат на спине, руки и ноги прижаты вдоль тела. Постепенно раздвигать руки и ноги в стороны, чтобы получилась звезда. Дыхание глубокое, спокойное. Можно выполнять задание с закрытыми глазами и о чем-нибудь думать. Это отличное расслабление после напряженной учебной недели.

"Робот" - задание выполняется под счет на "раз-два". На "раз" дети должны принять любую позу робота и сильно напрячь все мышцы до дрожи. На "два" расслабляются, свободно двигаются и встряхивают руки, ноги, шею. И так 10 раз. Все дети справились с заданием.

"Танцующая часть тела" - под музыку дети танцуют определенной частью тела, которую называет взрослый. Например, танцует правая рука. Через 10 секунд взрослый сообщает, что теперь танцует левая нога. А еще через 10 секунд - танцует нос. И так далее. это было сложное упражнение, поскольку сосредотачиваться на одной части тела детям сложно.

"Мячик" - упражнение выполняется лежа на полу. Дети лежат на спине. Нужно поднять ноги и верхнюю часть тела и обнять согнутые в коленях ноги, положив на них голову, чтобы получился мячик. Попробовать в таком положении подпрыгнуть, как мячик. Затем расслабиться и лечь на пол. Затем также выполнить упражнение, лежа на правом боку, потом на левом. Это упражнение повеселило детей, особенно, когда они пытались подпрыгнуть, как мяч.

3 тема и 4 тема - "Мой танец, моя музыка". Заранее детям по желанию предлагается принести на флеш-носителе или диске запись со своей любимой музыкой, под которую они хотят потанцевать.

Для начала предложить выступить тем детям, которым хочется показать танцевальные движения в сольном исполнении под свою музыку. Остальные в это время тоже могут потанцевать, если возникнет такое желание. Далее предложить всем детям потанцевать под другую музыку, которую кто-нибудь принес, но солировать не захотел. Это упражнение можно назвать "Один за всех и все за одного". И в конце взрослый включает свою любимую музыку, танцует, дети смотрят и также могут присоединиться.

Поскольку такое занятие напоминает дискотеку, и звучит любимая музыка детей, мною было решено дублировать это занятие.

5 тема - "Единый ритм". Данное занятие направлено на объединение каждого ребенка в целый коллектив через ритм. Все танцы данного занятия едины четким ритмом, а отличны только движениями верхней части тела. Для этого были предложены следующие игровые задания:

"Марш" - актуально начать данное занятие с марширования, чтобы дети почувствовали единый четкий ритм музыки, под который они одинаково шагают. Можно предложить изменить движения рук так, как им захочется. Мною была сделана видеозапись этого упражнения, которую потом посмотрели дети. Каково же было их удивление, как это действо красиво смотрится со стороны, когда ноги двигаются одинаково, а руки по-разному.

"Одноножка" - детям предлагается выполнять любые движения руками, но при этом они должны под ритм музыки скакать на одной ноге, чередуя правую и левую. Это было сложное упражнение, дети часто не удерживались на одной ноге и периодически вставали на обе ноги. Но на протяжении всего упражнения дети изрядно посмеялись друг над другом и над собой. Настроение было приподнятое.

"Хлоп-хлоп" - это упражнение более сложное, чем предыдущие. Дети должны были хлопать в ладоши в ритм музыки, а тело, ноги, голову двигали так, как им хотелось. Большинство детей не справлялось с ритмичными хлопками, так как движения тела отвлекали от рук. И опять это сопровождалось заливистым смехом. Детям было весело.

6 тема - "Мой помощник". Это занятие направлено на взаимодействие с предметом в танце. Для этого были предложены следующие игровые задания:

"Веревочка" - выполняется свободный танец с веревочкой в руках. При этом веревочка должна тоже танцевать в руках, а не просто висеть. В начале упражнения дети замешкались, помахивая веревкой из стороны в сторону. Но потом кто-то начал наматывать веревочку на руку, потом отпускать. Другие дети водили веревочкой по телу, а кто-то подбрасывал и ловил, а кто-то рисовал веревочкой по полу. При этом дети танцевали и не стояли на месте.

"Моя игрушка" - детям заранее было предложено принести на занятие свою любимую игрушку и станцевать с ней в паре, как будто игрушка - это их партнер по танцу. В танце нужно было показать, насколько сильно ребенок любит свою игрушку. Это упражнение очень понравилось детям, так как с ними были их любимые игрушки.

"Обруч" - танец с обручем. Во время выполнения этого упражнения дети по-разному взаимодействовали с обручем - крутили на руке, ноге, талии, катали по полу, подбрасывали, а кто-то положил обруч на пол и танцевал вокруг и внутри обруча, а затем сел внутрь и поднял обруч вверх.

7 тема - "Свободный танец". На этом занятии дети свободно танцуют под разнохарактерную музыку. После занятия все садились в круг и обсуждали, что получилось, что чувствовали под каждую музыку отдельно, что представляли, когда танцевали. Некоторые дети говорили, что испытывали радость, гнев, грусть. Другие представляли себя различными персонажами сказок - принцессой, драконом, колдуньей, богатырем. А кто-то вспоминал какое-то событие из своей жизни: под веселую музыку - свой день рождения, под грустную музыку - болезнь.

Далее вторая часть - работа с партнерами:

8 тема - "Отражение". На этом занятии начинается взаимодействие с партнером в паре. Для этого были предложены следующие игровые задания:

"Зеркало" - детям нужно по очереди повторять движения друг друга, по сигналу педагога дети меняются ролями. Смена ролей происходила каждые 15 секунд. При этом желательно, чтобы дети смотрели друг другу в глаза, а не на движущиеся части тела, и двигались по залу, не стоя на месте. Все дети хорошо справлялись с заданием.

"Прятки" - задание такое же, как и в "Зеркале", только отражающий повторяет движения за спиной партнера. Пары должны также двигаться по залу, и по сигналу педагога меняться ролями. Смена ролей происходила каждые 15 секунд.  С этим упражнением тоже не возникло трудностей, дети справились.

"Круговое отражение" - дети вместе с педагогом встают в круг, и каждый по очереди берет на себя роль ведущего и 15 секунд танцует, а остальные отражают его движения. По сигналу педагога роли сменяются. Это упражнение повеселило детей больше предыдущих, поскольку они могли наблюдать уже не за одним партнером, а за всеми участниками танца.

9 тема "Диалог". Данное занятие направлено на общение друг с другом через танец. Для этого были предложены следующие игровые задания:

"История в паре" - в этом упражнении один ребенок в паре рассказывает через танец партнеру какую-нибудь историю (грустную, веселую, ужасную, о любви и тому подобное), а другой ребенок должен проявить эмоции и чувства, увидев эту историю. Получается немой танцевальный диалог. Через одну минуту по сигналу педагога дети меняются ролями. Потом все садятся в круг и обсуждают, делятся впечатлениями и уже рассказывают свои истории. Некоторые дети смогли угадать историю, которую им показывал партнер. Сложнее всего было проявить в танце ответную реакцию на увиденную историю.

"История в кругу" - упражнение выполняется также, как и "История в паре", только все дети вместе с педагогом стоят в кругу, и каждый по очереди показывает свою историю, но не такую, какую уже показывал в паре. Остальные реагируют на увиденную историю и проявляют эмоции и чувства. Затем опять идет обсуждение. Это упражнение далось детям легче, так как они уже попробовали это в паре.

10 тема "Наш круг". Упражнения данного занятия направлены на взаимодействие всех участников в кругу. Для этого были предложены следующие игровые задания:

"Танцующий круг" - все встают в круг и берутся за руки. Выполняется свободный танец, но при этом руки отпускать нельзя. Каждый ребенок двигался по-разному: кто-то пытался завернуться, кто-то шел внутрь круга, вправо, влево, вверх, вниз, а кто-то приседал. Мною была сделана видеозапись этого упражнения. Когда дети посмотрели эту запись, они заметили, что танцевал общий круг, составленный из их рук.

"Зайди в круг" - все свободно танцуют, стоя по кругу, по сигналу педагога каждый по очереди выходит в центр круга и танцует, как ему нравится. Смена участников идет каждые 15 секунд. Некоторые дети, которые были застенчивы, во время этого упражнения с удовольствием выходили в центр круга и танцевали. Это упражнение расслабляет и раскрепощает детей, так как поддерживается дружественная обстановка, все улыбаются, радуются.

11 тема -  "Наш помощник". Данное занятие направлено на взаимодействие с предметом в танце в коллективе. Для этого были предложены следующие игровые задания:

"Полотно" - все дети вместе с педагогом встают в круг и держатся за край огромного полотна, выполняется свободный танец. Можно представить, что это море, небо, земля, облако. Упражнение выполняется одну минуту. После дети делятся на две команды. Одна команда держится за край полотна, а другая команда танцует, не держась за полотно. Некоторые дети танцевали под полотном в центре круга, кто-то танцевал по кругу, обходя тех, кто держался за полотно. Упражнение длится одну минуту. Затем по сигналу педагога команды меняются местами. Особенно было весело детям находиться под полотном.

"Стул" - все танцуют, находясь в кругу, а посередине стоит стул. По сигналу педагога каждый по очереди подходит к стулу в центр круга и танцует со стулом, как ему нравится: кто-то садился, кто-то оббегал стул, кто-то брал в руки и переставлял стул. По сигналу педагога участники меняются каждые 15 секунд.

12 тема - "Плохая веревка". Данное занятие помогает снять накопившееся напряжение. Веревка - это какое-нибудь плохое событие или обидчик. Для этого были предложены следующие игровые задания:

"Неприятность" - детям предлагается в паре взяться за концы веревки. Один участник в паре представляет, что веревка - это что-то неприятное и в танце показывает, как неприятна ему эта веревка, а другой участник в паре - это освободитель, который пытается отобрать эту плохую веревку и выкинуть. Упражнение длится одну минуту, потом по сигналу педагога дети меняются ролями. После этого все садятся в круг и делятся впечатлениями, обсуждают, легко ли было выпустить из рук эту неприятность. Некоторые дети поделились, что им по-настоящему стало легче, когда они отпустили веревку. И еще понравилось то, что это был танец.

"Подножка" - в этом упражнении один участник в паре держит веревку над полом и кружится с ней, а другой участник в паре танцует и перепрыгивает веревку, чтобы она не задела ноги. Сложность этого упражнения в том, что надо не просто перепрыгивать веревку, а еще и выполнять танцевальные движения. Упражнение длится одну минуту, затем по сигналу педагога дети меняются ролями. Дети поделились впечатлениями, что было сложно, но очень забавно.

13 тема - "Свободный диалоговый танец". Данное занятие строится на свободном танцевальном диалоге в паре, затем по сигналу педагога участники пар меняются партнерами. На этом занятии используется разнохарактерная музыка, и оно напоминает дискотеку. Поэтому детям занятие очень понравилось; и было интересно, когда менялись партнерами, - никто не знал, кто попадется следующим в паре.

14 тема - "Танец без музыки". Это самое сложное занятие для детей, поскольку музыка не используется. Для этого были предложены следующие игровые задания:

"Танец голоса" - детям предлагается танцевать под свое голосовое сопровождение: пение песни, выкрики, мычание и тому подобное. Предлагается сначала сольный показ по желанию. Затем коллективный танец. Мною была сделана видеозапись этого упражнения и позже показана детям. Они нашли сходство этого танца с базаром, Невским проспектом, уличным праздничным гулянием.

"Шумовой танец" - детям предлагается сопровождать свой танец хлопками, топанием, щелканием пальцев, шумом одежды и тому подобное. Предлагается сначала сольный показ по желанию. Затем коллективный танец. Мною была сделана видеозапись этого упражнения и позже показана детям.  Этот танец дети сравнили с заводом, где кто-то что-то делает.

Блок 3 – Авторские творческие проекты

АВТОРСКИЕ        ТВОРЧЕСКИЕ  

 ПРОЕКТЫ

Пояснительная  записка

        Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.  Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе  творческих проектов  предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.  Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому  выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов.  Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников. Введение  занятия «Авторские творческие проекты», как вариативной части  учебного плана, обусловлено тем, что в последние годы  мощное движение различных  конкурсов для  школьников  дает интеллектуальное развитие учащимся как в индивидуальной, так и групповой форме, где ребенок может развивать свои способности в интересующей его области. В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые  определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться», соответствующие национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утверждённой Президентом РФ Д. Медведевым. Среди характеристик школы XXI  века обозначена как приоритетная следующая: «Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Данная идея также будет находить  своё воплощение в базисном учебном плане, соответствующем новым стандартам второго поколения.

Программа «Авторские творческие проекты» ориентирована на применение широкого комплекса методик  добычи знаний.

Цель программы – формирование проектной деятельности обучающихся

Задачи программы:

  • Развивать  познавательные способности    и формировать исследовательский поиск  у  школьников;
  • Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы  и постановка задач,  целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
  • Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.

Программа адресована  школьникам и рассчитана на 34 часа.

Планируемые результаты

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:  творческом проекте.

Обучающийся умеет:

Дать определение проекту, ставить цель проекта, составить краткий план проекта.

Определять  конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект

Определять  групповую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)

Определять  социально-значимую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

а) личностные универсальные учебные действия:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

б) регулятивные универсальные учебные действия:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);  учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его;  

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

в) познавательные универсальные учебные действия:

извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов; перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.

г) коммуникативные универсальные учебные действия:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;  учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать  диагностический инструментарий, заложенный в пособии: «Как проектировать универсальные учебные действия в  школе: от действия к мысли» (1): (таблица 1)

Таблица 1

Диагностический инструментарий

Оцениваемые универсальные учебные действия

  • Методика «Беседа о школе»;
  • проба на познавательную  инициативу «Незавершенная сказка»;  
  • Опросник  мотивации;

Внутренняя сформированность позиции школьника; мотивация учения; сформированность познавательных мотивов; сформированность способов решения и общего способа действий; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным  обществу.

  •  Типовые учебные задачи (Ж.Пиаже);
  • Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман);
  • Задание «Левая и правая сторона» (Ж. Пиаже);
  • Методика «кто прав» (Г.Цукерман и др);

Сформированность действий, направленных на учёт позиции собеседника, коммуникативные действия, осуществление сотрудничества

  • Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой);

Установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами, сформированность действия смыслообразования

  • Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха;

сформированность действия личностного самооценивания

  • Уровни сформированности целеполагания (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина)

Формирование целеустремлённости в достижении целей, готовность к преодолению трудностей

  • Уровни развития контроля (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина)

Формирование актуального рефлексивного контроля

  • Уровни развития оценки (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Формирование учебной и личностной самооценки, установка на улучшение результатов своей деятельности

  • Уровни сформированности учебных действий (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Сформированность выполнения действий по усвоенному алгоритму, самостоятельное построение учебной цели

Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником  универсальных учебных действий подводятся посредством  листов педагогических наблюдений, основного  содержания  портфолио учеников,  опросников.

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

Авторских творческих проектов

Тренинговые  задания  включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.

Проект. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Чем проект отличается от исследования Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом..»). Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о  своем проекте. План своего выступления.

 Представление результатов деятельности. Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос. Вопросы авторам.

Учебно-тематический план (1)

№п/п

Темы занятий

Количество часов

1-2

Мир вокруг нас. (Наблюдение за природой, событиями и т.п.).  Умозаключения, выводы увиденного.

2

3-4

Проект. Что это? Где использует человек проекты, с какой целью? Как увидеть проблему? Что такое суждение. Чем проект отличается от исследования.

2

5

Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы, видеть проблему

1

6

 Главное и второстепенное. Практические задания типа «что сначала, что потом…».

1

7-8

Рисунок, схема, график. Практические задания по созданию схем, графиков

2

9-11

Классификация. Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок.

3

12 -13

Как работать с книгой. Научные книги.

2

14-21

Творческие учебные проекты (выбор, составление плана, распределение по этапам, выбор источников информации, описание)

8

22-25

Мини-конференция. (Обработка полученных результатов. Оформление проекта. Представление проекта)

4

Итого:

34

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

творческих проектов

Тренинговые  задания  включены в каждое занятие, имеют разные акценты: проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности, виды презентаций проектов, распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.

Проект.  Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.

Наблюдение младших школьников за окружающим миром.   Знакомство  с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.)

Проектирование – познание в действии. Практическая работа.

Что мы знаем о проекте. Планирование и разработка проектов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)

Гипотезы и идеи. Разработка гипотез творческих проектов.

Практическая работа  на выдвижение гипотез, постановка цели проекта

Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем  проекте. Как выделить главное и второстепенное. Составление рассказа по плану.

Обработка полученных результатов. Итог работы. Направленность учащихся на выполнение творческих проектов.

Как выбрать тему творческого проекта. Индивидуальная работа с учащимися.

Индивидуальная консультативная работа с учащимися по выполнению творческого проекта. Подготовка отчёта. Правила оформления работы. Подготовка презентации. Подготовка презентации  работы. Подготовка выступления. Практическая работа.

Представление результатов деятельности . Семинар. Предварительная защита результатов своей работы. Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Учебно-тематический план (2)

№п/п

Темы занятий

Количество часов

1-2

Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов.

4

3-4

Распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.

3

5-11

Выбор темы творческого проекта

Индивидуальные  проекты

7

12

 Подбор методов исследования

4

13

Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.

4

14

Проектирование – познание в действии. Практическая работа.

4

15

Гипотезы и идеи.

2

16

Искусство делать сообщения.

5

17

Обработка полученных результатов. Итог работы.

3

18

Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.

3

19

Проектирование – познание в действии.. Практическая работа.

4

20

Гипотезы и идеи.

2

21

Искусство делать сообщения.

2

22 -23

Обработка полученных результатов. Итог работы.

3

24-25

Подготовка отчёта.

4

26-27

Подготовка презентации.

4

28-29

Подготовка выступления.

4

30

Семинар.

2

31-34

Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

4

Итого:

34

Содержание программы

Тренинговые  задания  включены в каждое занятие, имеют разные акценты: формулирование основных вопросов, обозначение границ проектов.

Проект. Выбор темы проектной работы. Коллективное обсуждение проблематики возможных проектов.  Коллективная беседа «наиболее интересные научные проекты».

Направление будущей проектной работы

Определение задач, целей работы, формулирование гипотезы.

Разработка гипотез  проектирования, в том числе и нереальных – провокационных идей. Совершенствование владения основными методами проекта. Сбор и обработка информации (зафиксировать получение знаний). Анализ самых интересных находок  в группе. Фиксация полученных знаний. Выбор форм продукта. Выбрать наиболее оптимальных форм продукта.  

Обобщение полученных результатов. Анализ и обобщение собранного материала.

Подготовка отчёта. Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам проектирования, использовать рисунки, таблицы.

Представление результатов деятельности. Подготовка презентации. Демонстрация продукта, выполненная на основе информационных технологий.

 Работа над определениями основных понятий. Умение отвечать на незапланированные вопросы.

 Защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Учить излагать добытую информацию. Представление продукта. Презентационные умения и навыки.

Учебно-тематический план (3)

№п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов.

1

2

Распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.

1

3

Выбор темы творческого проекта  

1

4-7

Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.

4

8 -17

Проектирование – познание в действии. Практическая работа. Подбор методов проектирования

10

18-23

Правильное мышление и логика. Практические задания «как делать обобщения» Гипотезы и идеи.

6

24-27

Искусство делать сообщения. Структурирование текста

4

28-29

Обработка полученных результатов. Итог работы.

2

30

Подготовка отчёта.

1

31

Подготовка презентации.

1

32

Подготовка выступления.

1

33-34

Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

2

Итого:

34

Содержание программы

Тренинговые  задания  включены в каждое занятие, имеют разные акценты:  актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление

будущего проекта), определение сферы проекта (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

Проект. Научная теория (коллективная беседа). Главные особенности описательных теорий, объяснительных теорий. Выбор тем по трём группам:

  • Фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений (воплощение в технических рисунках и макетах);
  • Эмпирические - связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление проектной деятельности. В качестве объектов могут быть и люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевлённые предметы;
  • Теоретические темы - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Ассоциации и аналогии. Практические задания на ассоциативное мышление, на создание аналогий.

Выработка гипотезы (разработать гипотезы, в том числе и  нереальные - провокационные идеи). Выявление и систематизация подходов к решению проблемы (выбрать методы проекта)

Сбор и обработка информации (зафиксировать получение знаний). Анализ и обобщение полученных результатов (структурировать материал, использовать известные логические правила и приёмы). Составление  определённого алгоритма  систематизации определённых данных.

Представление результатов деятельности. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам проекта, использовать рисунки, таблицы, подготовить презентацию выступления). Убеждение  других, доказывая свою точку зрения.

Учебно-тематический план (4)

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

1-2

Научная теория (коллективная беседа). Главные особенности описательных теорий, объяснительных теорий. Известные, но недоказанные гипотезы.

2

3-4

Ассоциации и аналогии. Практические задания на ассоциативное мышление, на создание аналогий.

2

5 - 6

Определение социально-значимых проблем. Выбор тем проектов Обозначение границ проекта.

2

7-8

Направление проекта. Актуализация проблемы

2

9-10

Разработка гипотезы и методов проекта

2

11 -16

Сбор информации, обработка информации

6

17 - 26

Наблюдения и  проектирование

10

27 - 31

Структурирование материала, обобщение полученных результатов

5

32-34

Подготовка презентации. Подготовка выступлений

3

Итого:

34

Литература

 

  1. Брицкая Е.О.  Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. – 2, 34 Mб
  2. Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006. - № 10. – С.2-3
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
  4. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе. /А.И.Комашинский  // Практика административной работы в школе.-2006. - № 6. - С.65-70
  5. Мальцева Л.Р. Опыт организации творческих дел младших школьников. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 30 августа
  6. Материалы дистанционного курса ЦДО «Эйдос»:  Как разработать и провести проект в начальной школе.
  7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара, издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с
  8. Савенков, А.И.  Я- исследователь : учебник – тетрадь для младших    школьников. – Самара: Изд-во «Учебная литература». – 2004. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческой студии «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапа...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и социализации учащихся 1-4 классов «Юный патриот»

Рабочая программа   внеурочной деятельностиПо патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов «Юный патриот»Актуальность программы.В последнее десятилетие в России произошли экономи...

Рабочая программа по предмету "Математика с элементами экономики" для учащихся 10-12 классов ОГКОУ СКОШ № 23 VIII вида

Программа «Математика с элементами экономики» предназначена для обучения  учащихся 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой к решению жизненно важных экономически...

Рабочая программа по предмету "Элементы физики и химии" для учащихся 10-11 классов ОГКОУ СКОШ №23 VIII вида

Программа "Элементы физики и химии"   предназначена для обучения  учащихся 10-11 классов с углублённой трудовой подготовкой к овладению обучающимися   физическими знаниями по ...

Рабочая программа курса профориентационной направленности "Человек и профессия" для учащихся 9-х классов

Рабочая программа составлена  на основе программы курса профориентационной направленности «Человек и профессия», разработанной Л.Н. Бобровской, Е.А Сапрыкиной, О.Ю. Просихиной (под редакцией Н.Н....

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Человек в современном мире" 5,6,7 классы

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности  «Человек в современном мире» составлена на основе учебника авторов С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук &laqu...