Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся
статья

Москаль Ирина Владимировна

Проектная и исследовательская формы работы с обучающимися должны быть приоритетными в условиях дополнительного образования. Выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков, которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей, а также особенности их психологической готовности к данному виду работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектно –исследовательской деятельности

обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

(Доклад на РМО педагогов дополнительного образования п. Пурпе,

заведующая РМО Москаль Ирина Владимировна)

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

         Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

 Социальный заказ государства, сформулированный в Законе РФ «Об образовании» (12, ст. 2), заключается в «общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». Следовательно, необходимо создать условия для включения каждого ребенка в естественные виды деятельности, создать благоприятную среду для его развития.         

Проектная и исследовательская формы работы с обучающимися должны быть приоритетными в условиях дополнительного образования. Выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков, которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей, а также особенности их психологической готовности к данному виду работы. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.

Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план.

В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта, или состояния).

Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:

1) происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;

2) качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

3) вводятся элементы исследовательской деятельности;

4) формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых  проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);

5) происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).

        Исследование - это одна из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования.  

Исследовательская работа обучающегося должна демонстрировать соответствующие знания и умения в области конкретных изучаемых предметов, умение работать с первоисточниками, использовать различные методы исследования, способность к систематизации и структурированию полученного материала, умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умозаключения, давать оценку событиям и явлениям.  

Общая схема исследования

      Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

       Обоснование актуальности выбранной темы.

       Постановка цели и конкретных задач исследования.

       Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез.

       Выбор метода (методики) проведения исследования.

       Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы.

       Сбор материала, обобщение полученных данных.

       Описание процесса исследования.

       Обсуждение результатов исследования.

       Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

       Подготовка проекта (презентации, Web-сайты, макеты и т.д.) и его защита.

Оценка успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для педагога, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • практическое использование ЗУН;
  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  • владение рефлексией;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.


Предварительный просмотр:

Протокол №1 заседания методического объединения педагогов дополнительного образования п. Пурпе от 14.09. 2018 года

Количество педагогов дополнительного образования – 18 человек:

МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе - 10 человек;

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1

имени Ярослава Василенко» п. Пурпе – 4 человека;

МБОУ «СОШ №2» п. Пурпе-1 – 1 человек;

МБОУ «СОШ №3» п. Пурпе – 3 человека

Место проведения: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Ярослава Василенко» п. Пурпе

Начало: 10.00.

Тема заседания: «Организация проектной и исследовательской деятельности в системе дополнительного образования как условие формирование метапредметных качеств личности учащихся».

10.30- 11.20        

Теоретическая часть.

В ходе рассмотрения теоретических вопросов по общей теме были выслушаны выступления:

  1.  «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся в системе дополнительного образования детей», заместитель директора по УВР МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, заведущий РМО педагогов дополнительного образования п. Пурпе Москаль Ирина Владимировна.
  2. «Социальное проектирование как фактор активного взаимодействия субъектов образовательного процесса в системе дополнительного образования», заместитель директора по УВР МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, заведущий РМО педагогов организаторов п. Пурпе Паршикова Елена Александровна.

11.20- 11.30

Практическая часть.

        В практической части педагоги обобщили свой опыт работы по развитию навыков проектной деятельности учащихся. Были заслушаны выступления педагогов ДО:

Выступления педагогов:

  • «Проектная деятельность учащихся как форма реализации воспитательного потенциала новых информационных технологий», Леонтьева Татьяна Сергеевна, педагог ДО МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
  • «Метод проектов на занятиях по изобразительному творчеству», Кириленко Лариса Владимировна, педагог ДО МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

Также в ходе заседания РМО был заслушан доклад «Психологические аспекты воспитательных технологий» педагога-психолога МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе Паршикова Елена Александровна, в котором были представлены особенности воспитательных технологий и в частности значимость развитых навыков проектной деятельности учащихся для развития личностных качеств учащихся таких как: социальная активность, лидерские и коммуникативные качества личности.

Решение:

  1. Принять в работу методические рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для детей в ходе подготовки учащегося в разработке и защите научно-исследовательского проекта.
  2. Совершенствовать уровень научно-исследовательских проектов и социальных учащихся путем участия учащихся в публичных защитах проектов различного уровня.
  3. Формировать мотивацию учащихся к проектной деятельности через участие детейв онлайн конкурсах, всероссийских онлайн проектах («Алые паруса», «Северное сияние», «Продленка» и др.)

Заведующая РМО педагогов ДО п. Пурпе                   И.В. Москаль

Секретарь                                                                          Т.С. Леонтьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»

Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся

В данном разделе представлены материалы, которые могут помочь педагогу и ученику организовать проектно-исследовательскую деятельность....

Организация проектно- исследовательской деятельности с учащимися по физике

Презентация содержит материал организации проектной деятельности....

«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы»

Организация проектной и  исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационн...

Организация проектно -исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования

Методические рекомендации составлены с целью оказания помощи педагогам в организации проектной и исследовательской деятельности учащимся. Даны определения и рассмотрены этапы поектной и исследовательс...

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...