Психологическая компетентность педагога
методическая разработка

Лапина Татьяна Петровна

Современный педагог должен обладать психологической интуицией. Но что делать, если она не развита? Материалы методического объединения помогут разобраться в трудных педагогических ситуациях и правильно решить психологические кейсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lapina_mo_mart_2020.ppt2.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБУ ДО «Станция юных натуралистов» Выступление на методическом объединении «Психологическая компетентность педагога: решение проблемных педагогических ситуаций» Разработала: Лапина Т.П., методист высшей квалификационной категории г. Новокузнецк, 2020 г .

Слайд 2

Цель методического объединения: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам применения технологии педагогических кейсов.

Слайд 3

Компетентность - осведомлённость, авторитетность; Компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает познанием, опытом, кругом полномочий» В педагогической науке понятие «Психолого-педагогическая компетентность» определяется как максимально адекватная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся. 3

Слайд 4

«Профессионал» - это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма деятельности, имеющий развитую систему личностной и деятельной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения.

Слайд 5

Значимой составляющей педагога-профессионала является его компетентность. Деятельность педагога относится к типу профессий «человек - человек», и особая роль в её эффективном осуществлении принадлежит психологической компетентности, которая позволяет эффективно взаимодействовать и управлять в профессиональном пространстве.

Слайд 6

Психологическая компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков в области психологии; умение использовать психологические знания в работе; умение видеть за поведением ребёнка его состояние, способность оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.

Слайд 7

Термин «психологическая компетентность» выходит за рамки психологической грамотности. Психологическая компетентность педагога должна включать профессионально-действенный компонент, личностные установки на восприятие и использование психологической информации. В модели психологической компетентности можно выделить следующие структурные элементы (блоки): 1) блок психологических знаний, 2) блок "Я-концепции", 3) блок активности, 4) блок саморегуляции, 5) блок профессионального самосознания.

Слайд 8

Психологическая грамотность и педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся. Наблюдательность. Желание работать с детьми. Умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса. Организаторские способности как умение организовать коллективную и индивидуальную деятельность, умение увлечь, стимулировать детскую активность. Эмпатия. Это способность эмоционально откликнуться на проблемы ученика: умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиций. Способность к сотрудничеству с детьми.

Слайд 9

Сегодня мы расширяем свой горизонт познаний и обсуждаем один из методов проблемного обучения – метод кейсов. Кейс (англ.) – случай. Метод кейсов, или метод решения педагогических ситуаций, предполагает решение педагогами реальных ситуаций из педагогической практики других учителей и педагогических работников.

Слайд 10

Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входит педагог, учащийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Педагогические ситуации могут создаваться целенаправленно или возникать стихийно.

Слайд 11

Педагогические ситуации должны разрешаться продуманно. Это всегда согласование педагогического процесса с интересами его участников и оперативный учет индивидуальных особенностей конкретных людей и реальной обстановки.

Слайд 12

Педагогическая ситуация – это проблема. Педагогическая проблема – это объективно возникающий в педагогической теории или практике вопрос относительно обучения и воспитания. Педагогические ситуации могут носить общий характер, связанный с педагогическим процессом в целом, либо частный характер, когда педагогические проблемы возникают в ходе обучения. Педагогические проблемы требуют решения, однако они не всегда могут быть разрешены немедленно.

Слайд 13

1) Описание проблемной ситуации. 2) Исследование причин возникновения проблемной ситуации. 3) Построение прогноза дальнейшего развития ситуации. 4) Построение модели решения задачи, представление идеального конечного результата (ИКР). 5) Рефлексия.

Слайд 14

Педагогическая ситуация №1 После занятий к педагогу робко подходит первоклассник и, смущаясь, просит: «Ольга Алексеевна, дайте мне, пожалуйста, телефон Маши Ивановой. Педагог спрашивает: «Дима, зачем тебе телефон Маши?» Опустив глаза, мальчик говорит, что ему очень нравится Маша, а поговорить с ней он не решается. Он надеется, что сможет общаться с ней по телефону. Вопрос: как поступить педагогу?

Слайд 15

Ситуация неоднозначная. С одной стороны, очень хочется помочь застенчивому мальчику, с другой стороны, дать телефон девочки, значит, поступить некорректно по отношению к ней. Перед педагогом стоит сложная задача, которая требует тактичного решения, чтобы помочь мальчику и не навредить девочке.

Слайд 16

Дать номер телефона девочки – это неправильно, так как такой поступок педагога может не понравиться родителям ребенка и самой девочке. Не давать номер телефона – тоже неправильно, т. К. ребенок может потерять доверие к педагогу.

Слайд 17

Педагог должен сказать мальчику, что не может дать телефон девочки, потому что не имеет на это права по этическим причинам, но постарается ему помочь наладить с ней отношения. На следующем занятии педагог может дать ребятам общее задание, что позволит поближе познакомиться, возможно, даже подружиться.

Слайд 18

На уроке с конца ряда передается записка. Ученики молча читают ее, смотрят на потолок и хихикают, после чего передают записку дальше, не скрывая ее от учителя. Учитель видит записку, забирает ее, видит сообщение: «Посмотри на потолок». Учитель смотрит на потолок. Класс смеется. Учитель выходит из себя. Пытается узнать, кто был инициатором, грозится поставить плохие отметки и вызвать родителей в школу.

Слайд 19

В данной ситуации учащиеся стараются протестировать учителя и увидеть его эмоции и действия. Если педагог начинает паниковать, кричать, грозить директором, это вызовет негативное отношение учащихся. Учитель потеряет уважение учеников, так как он поддался на провокацию, и дети будут придумывать новые каверзные ситуации.

Слайд 20

Учителю рекомендуется спокойно реагировать на такие ситуации и отнестись к ней с юмором. Возможны фразы: «Мне нравится ваш сплоченный коллектив, наличие у вас чувства юмора, однако не всегда следует поддаваться «стадному чувству». Давайте перейдем к теме нашего занятия и выясним ваши индивидуальные способности».

Слайд 21

В группе занимается ребенок, физически слабый, отличающийся от других детей наличием какого-либо дефекта развития. Дети в группе смеются над ним, подтрунивают, даже издеваются.

Слайд 22

Физически слабый ребенок отличается от других детей, переживает свою «инаковость». Такой ребенок нуждается в поддержке педагога, которая будет осуществляться тактично и психологически грамотно. В случае полного отсутствия взаимопонимания со сверстниками и педагогом у ребенка может сформироваться «комплекс неудачника».

Слайд 23

Педагог должен выяснить круг интересов своего ученика, давать задания, с которыми он может справиться, создавать ситуации успешности, однако при этом, не выделяя его из группы и не создавая «особых условий».

Слайд 24

Учитель входит в класс и видит на доске карикатуру на себя. Рисунок смешной и выразительный. Класс молча ждет реакции учителя. Учитель рассматривает карикатуру и говорит: «Нарисовано очень хорошо, мне жаль это стирать. Художник – талантливый карикатурист, такой дар необходимо развивать».

Слайд 25

Учитель продемонстрировал свою зрелость. Он не воспринял карикатуру как личную обиду, не стал обижаться на детскую выходку. Учитель не искал виноватого и не пытался пристыдить его, таким образом он избежал лишнего морализаторства. Такая реакция учителя позволила детям увидеть сильную личность, и в следующий раз у детей не возникнет желание так поступать.

Слайд 26

Не рекомендуется устраивать скандал, искать того, кто нарисовал карикатуру. Деструктивное поведение приведет к ухудшению отношений между учениками и учителем. Нестандартное поведение учителя обезоруживает детей. На положительном примере они учатся конструктивно реагировать на жизненные вызовы, уважать других людей.

Слайд 27

Психологи говорят, что нет неразрешимых ситуаций, выход есть всегда. Педагогу в современном обществе необходимо самосовершенствоваться в педагогическом мастерстве. Они всегда первыми принимают вызовы со стороны постоянно меняющихся социальных тенденций и настроений. При этом педагог должен умело избегать конфронтации детей между собой и конфликтов учащихся с педагогом на своих занятиях, воспитывать вежливое и уважительное отношение детей к другим людям.

Слайд 28

1. Бейзеров В.А. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи ситуации. – М.6 Флинта, 2014. – 162 с. 2. Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога. - М.: Красная площадь, 1996. 3. Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. М.: Педагогика, 2004. 4. Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М.: Владос, 2002. 5. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростовн/Д: Феникс, 1996. 6. Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. [Текст]. - Ростов н/Д: Феникс, 2000 – 576 с.

Слайд 29

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов

Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...

Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)Традиционно под психологической компетентностью понимается совокупность психологических знаний, психологи...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

Психологическая компетентность педагога в условиях реализации ФГОС

Данный материал знакомит с основными компетенциями современного учителя...

Психологическая компетентность педагога в условиях ФГОС

Материал позволяет обратить внимание на особенности психологической компетентности педагога...

Проектная работа по теме: « Психологическая компетентность педагога.»

В статье раскрыты такие понятия как: компетентность современного педагога, психологическая грамотность, психологическая компетентность современного педагога,представлена модель профессиональной компет...