Проблемы развития музыкальности.
методическая разработка

Чудова Екатерина Валентиновна

Даже  если  ребёнок  в  будущем  не  будет  профессиональным  музыкантом (ведь  это  и  необязательно), занятия  музыкой  помогут  развить  мышление  ребёнка, интеллект, другие  его  способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_razvitiya_muzykalnosti.docx19.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблемы  развития  музыкальности

        Музыкальные  способности  у  детей  проявляются  по-разному. У  одних – очень  рано  (уже  на  первом  году  жизни)  и  развиваются  очень  легко  и  быстро. У  других  детей – позднее (в  четырёх – пятилетнем  возрасте, в  меньшей  степени - позже)  и  развиваются  труднее  и  медленнее. Раннее  проявление  способностей  не  всегда  свидетельствует  об  одарённости, так  же  как  и отсутствие  проявления  таковых  в  раннем  возрасте  не  всегда  является  показателем  их  отсутствия. Известно, что  успеха  порой  добивается  не  тот, у  кого  способности  выше, а  тот, кто  имеет  силу  воли, веру  в  себя  и  огромное  трудолюбие. Часто  задают  вопрос: «Стоит  ли  развивать  музыкальные  способности  ребёнка, если  они  не  проявляются?» однозначно, стоит. Даже  если  ребёнок  в  будущем  не  будет  профессиональным  музыкантом (ведь  это  и  необязательно), занятия  музыкой  помогут  развить  мышление  ребёнка, интеллект, другие  его  способности.

        Одной  из  распространённых  проблем, в  том  числе  и  у  одарённых  детей, является  недоразвитость  музыкального  слуха. Иногда  встречается  сильный  звонкий  голос, но  ребёнок  с  трудом  осваивает  совсем  не  сложную по  мелодической  линии  песню. Примером  недоразвитости  слуха  может  служить  и  то, как  ребёнок  на  слух  опреде-ляет  высоту  звука. На  вопрос, какой  звук  выше – первый  или  второй, он  отвечает  правильно, или  может  отличить  неправильное  пение  другого  ребёнка, но  сам  не  мо-жет  воспроизвести  мелодию  даже  в  удобном  для  него  диапазоне. Эта  проблема  легко  поддаётся  коррекции  путём  тренировок  в  дошкольном возрасте. У  взрослого  или  даже  у  старшего  школьника  она  часто  неразрешима.

        Для  развития  звуковысотного  слуха  рекомендуются  следующие  упражнения:

«Гудок» - умение  сливаться  с  голосом  взрослого  на  длинной  ноте.

«Дразнилка» - повторение  звуков  с  голоса педагога  или  инструмента  на  разные  слоги  в  тонах  доступного  диапазона, постепенно  расширяя  диапазон звучания на тон или  полтона  вверх  и  вниз

«Точка» - закончить  последний  (тонический  звук)  пропетой  педагогом  мелодии. Почувствовать устойчивость  завершения

«Капельки» - пение  на  слог  «кап»  одной  ноты, повторяя  её  много  раз  (капли  дождя). Нота  должна  быть  удобной  ребёнку  по  высоте. Затем  необходимо  на  тон  или  полтона  опускаться  и  подниматься. Подпевать  взрослому, затем  петь  самостоятельно  попевки  в  интервале -  полтона, тон, полтона, два  тона. Например, «Я  шагаю, я  гуляю, никому  я  не мешаю, никого не замечаю. Ох!». На «Ох!» выдох  сильный, полный  сброс  дыхания.

        После  совершенствования  звуковысотной  проблемы  следует  работать  над  проблемой  развития  мелодического  слуха. Для  коррекции  подходят  следующие  упражнения:

  • Учить  определять  движение  мелодии  вверх  и  вниз
  • Использовать  простейшие  попевки  для  запоминания  мелодии
  • Работать  вначале  над  освоением  попевки  или  песни  без  текста, на  слоги  с  гласными  («у», «ю», «я», «е», «и»), что  укрепляет  все  виды  памяти  (слуховую, логическую, двигательную) и  автоматизирует  вокальную  моторику
  • Отказаться  от  механических  бесцельных  повторов  запоминания  мелодии

        К  одной  из  распространенных  проблем  музыкального  воспитания  дошкольников  относится  выработка  певческого  дыхания, которое  является  основой  певческого  звукообразования. Часто  несформированный  навык  певческого  дыхания  является препятствием, тормозом  в  развитии  певческого  звучания  голоса. И  наоборот, освоив  правильное  дыхание  при  пение, ребёнок  легче  и  с  интересом  занимается, результат  занятий  становится  намного  выше.

        При  постановке  правильного  певческого  дыхания  важно  помнить, что  процесс  дыхания  состоит  из  вдоха  и  выдоха, и  при  пении  особенно  важен  выдох, во  время  которого  мы  поём. Детей  нужно  учить  с  самого  начала  понять, как  правильно  дышать  при  пении.

        Учимся  вдыхать  через  нос – представим, что  наш  живот – это  шарик, который  нам  необходимо  надуть. На  мгновение  задерживаем  дыхание, не выпускаем  воздух, который  вдохнули, фиксируем  его  мышцами  живота  и  диафрагмы – создаём  опору  дыханию. Затем  медленно  через рот  (на  звук  «пф») выпускаем  воздух, который  вдох-нули («шарик  нужно  сдуть»), постепенно  втягиваем  живот  («шарик  уменьшается»).

        У  некоторых  дошкольников, в  том  числе  и  с  хорошими  голосовыми  данными, встречается  так  называемая  «зажатая  нижняя  челюсть». При  пении  она  как  бы  неподвижна. Поэтому  важно  именно  в  дошкольном  возрасте  откорректировать  этот  недостаток  упражнениями, которые  предполагают  пение  «на зевке» (с  хорошо  открытым  ртом)  на  гласные  («а», «о», «ы»), затем  на эти  же  гласные  в  сочетании  с  согласными  («м», «д», «г», «з»). После  нескольких  таких  упражнений  ребёнок  успешно, как  правило, справляется  с  заданием  и легко  решается  проблема, которая  с  большим  трудом  поддаётся  коррекции  (а  иногда  и  не  поддаётся) у  старших  школьников.

        Если  в  системе  дошкольного  учреждения  будет  постоянно  проводиться  работа  как  с  музыкально  одарёнными  детьми, так  и  с  остальными, то  результат  обязательно  будет  положительным.