Доклад на городском объединении воспитателей "Формирование читательской грамотности учащихся средствами внеурочной деятельности в ГПД"
учебно-методический материал

Лукичёва Марина Анатольевна

Доклад о работе в ГПД с учащимися начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

городского округа Подольск Московской области»

Доклад

на городском методическом объединении

воспитателей ГПД  по  теме

«Формирование читательской грамотности

 учащихся начальной школы

средствами внеурочной деятельности в ГПД»

                                                                             

                                                        Педагог: Лукичёва Марина Анатольевна

                                             

                                                                                                                                       

2020 г

«Формирование читательской грамотности»

Сегодня учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Заставить полюбить чтение нельзя, можно только увлечь, заинтересовать. Особую актуальность эта проблема приобретает в начальной школе, где закладывается основа  воспитания компетентного читателя.  

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования к образованию.

Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований ФГОС.

По результатам работ учащихся начальных классов недостаточные результаты освоения читательской грамотностью задают особый вектор начального и основного образования, стратегической целью которого является осмысление сильных и слабых сторон, а также поиск путей дальнейшего развития осознанного чтения, навыков работы школьников с информацией.

 «Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г., как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное инструментально, для достижения личных и общественных целей, в первую очередь для дальнейшего обучения.

В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Читательские действия включают в себя умения:

  • вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте; 
  • сделать прямые умозаключения из этой информации; 
  • интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста; 
  • оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов. 

Практика показывает, что первые два действия (непосредственная работа с текстом, умение извлекать информацию в явном виде) выполняются большинством учащихся.

Вторые два действия требуют от читателя значительно большей самостоятельности мышления и воображения. Около 80 % учащихся не могут  устанавливать связи,  интерпретировать их, размышлять. — все эти читательские умения предполагают значительную свободу в обращении с текстом, в частности соотнесение позиции автора со своей собственной точкой зрения.

Проблемы и дефициты: 

  • при поиске ответа на вопрос ученик, как правило, обращается к нужному фрагменту текста, но часто выделяет искомую информацию неточно, включая в ответ избыточные или смежные сведения; 
  • испытывает затруднения при выстраивании причинно-следственных связей; 
  • неточно интерпретирует художественные тексты; 
  • ученику трудно выделить авторскую позицию, проанализировать форму текста, связывая намерения автора с выбранными им языковыми средствами. 


Вывод: большинство учащихся могут самостоятельно осваивать материал в школе на основе текстов учебника только в том случае, если структура и язык учебных текстов достаточно прозрачны.

Какие же способы, методы и технологии помогут педагогу построить работу по формированию читательской грамотности? Их существует очень много, но сегодня мы рассмотрим некоторые из них, поделимся опытом и наметим пути дальнейшей работы по формированию читательской компетентности школьников начальной и основной школы.

Формирование и развитие читательской  грамотности через игровую деятельность (примеры).

Общие выводы:

Наряду с требованиями к планируемым результатам освоения учащимися образовательной программы в качестве результата Федеральным Стандартом рассматривается формирование у обучающихся УУД. Особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.

Читательскую компетентность необходимо формировать на каждом уроке на каждой ступени обучения, используя разнообразные формы, методы работы и технологии. 

Вполне реально влюбить ребенка в книгу и научить понимать ее.

    Педагогам и воспитателям в группе продлённого дня зачастую трудно заставить ребёнка с ОВЗ читать книги, узнавать что – то новое. Как выйти из этого положения? Как всё - таки привить навыки самостоятельного чтения нашим детям? В своей статье хотелось бы поделиться опытом работы в решении этой проблемы.

     Организация ГПД в нашей школе – интернате позволяет проводить навыки занятия по внеклассному чтению.

     Цель занятий по внеклассному чтению – познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. С одной стороны, это относительно свободные занятия, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество.

     С другой стороны, на этих занятиях выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.

     В связи с тем, что в настоящее время нет предусмотренной системы организации занятий, то очень важным представляется вопрос об их системе, об их планировании на длительный срок. Обычно занятия внеклассного чтения рекомендуют планировать на полугодие или на весь год. Планирование занятий на длительный срок позволяет предусмотреть их разнообразие, последовательность, связь между ними, а также распределение тем в соответствии с задачами воспитания и развития детей, сезонными интересами учащихся и другими факторами.

     Приведу пример одного из вариантов планирования занятий. Занятия проходят в школьной библиотеке.

Сказки для школьной адаптации. Развивать воображение и мышление у учащихся. Помочь осознанию детьми своего нового статуса школьника.

Сказки Андерсена. Вызвать у детей интерес к чтению сказок Г.Х.Андерсена. Учить сотрудничеству в микрогруппе.

В. Драгунский «Денискины рассказы». Заинтересовать чтением рассказов В.Драгунского. Научить детей анализировать поступки героев.

Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот». Увлечь детей чтением рассказа. Научить различать плохие и хорошие поступки. Прививать  навыки дружеского общения.

Рассказы о природе (В. Бианки, М. Пришвин). Вызвать интерес у детей к произведениям авторов. Учить видеть красоту природы.

Русские народные сказки. Привить любовь к русским народным сказкам. Научить различать правду и вымысел. Развивать навык чтения.

Защитники Отечества. Вызвать интерес детей к стихам посвященным папам и дедам. Разучить 1-2 стихотворения.

Рассказы и стихи о Великой Отечественной войне. Познакомить детей с произведениями о ВОВ. Вызвать чувство гордости, уважения к старикам.

     Система занятий внеклассного чтения в общих чертах определяется программой тех знаний, умений и навыков, которыми школа должна вооружить детей.

     Очень важно для разработки системы занятий внеклассного чтения, как и других форм этой работы, выделение этапов формирования читательской самостоятельности младших школьников.

     Запланированные  занятия я провожу в соответствии со следующей структурой:

1. Создание психологического настроя

2. Подготовка учащихся к восприятию произведения (2 мин). Рассматривание книги.

2.Выразительное чтение педагогом и восприятие его учащимися на слух (5-7 мин)

3. Коллективное обсуждение прочитанного (7-10 мин). Применяются беседы, вопросы, иллюстрации, игра, этюд и т.д.

4. Рассматривание книг: обложка, заглавие, фамилия автора, иллюстрации внутри книги.

     Таким образом, организация занятий внеклассного чтения в ГПД — это сложная, многообразная система. Она складывается из работы: повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии), циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.).

     Она может быть индивидуальной, групповой и массовой.

     Организация внеклассного чтения является своего рода продолжением уроков литературного чтения, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся. Занятия дают возможность все время опираться на багаж самостоятельного чтения учеников; учитывать знания, приобретённые раньше. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской конференции "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету"

Выступление на августовской конференции, секция учителей математики. "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету". В ходе данного выступления рассмо...

"Читательская грамотность" - рабочая программа внеурочной деятельности 5-7 классов

Рабочие программы по факультативному занятию "Читательская грамотность"...

Доклад на тему «Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ и ГИА»

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания ...

«Проектная деятельность как средство формирования читательской грамотности учащихся на уроках истории и во внеурочное время»

При работе над проектом у ребят идет развитие всех универсальных учебных действий: регулятивные - при постановке целей и задач проекта; познавательные действия - в процессе поиска информации  её ...

Развитие читательской грамотности учащихся средствами СДО.

В практике приводится задания по химии для развития читательской грамотности учащихся, составленные с применением инструментария технологии Способа диалектического обучения...