"Инновационные процессы в образовании"
статья (5, 6 класс)

Тамалинцева Светлана Петровна

По моему мнению, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. На сегодняшний день необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок, применяя ИКТ, что позволяет сделать урок более ярким и увлекательным.

Готовясь к урокам русского языка и литературы, я определила для себя ведущую цель: создание образовательной среды, обеспечивающей способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию на основе использования современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Одним из компонентов этой среды является электронное обучение.

К сильным сторонам электронного обучения относятся гибкость, индивидуализацию, интерактивность, адаптивность как возможность организации учебного процесса для обучающихся с разными возможностями и запросами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_protsessy_v_obrazovanii.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные процессы в образовании.

ИКТ-обеспечение современных педагогических технологий

на уроках русского языка и литературы.

Тамалинцева Светлана Петровна,

 учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д.Потапова  

Мичуринск 2020

Современное российское образование  ставит  задачу выпустить из школы критически мыслящего, социально активного, готового работать в быстроменяющихся жизненных условиях ученика. Принятый ФГОС второго поколения ориентирует на  учебную деятельность, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника.  В Законе «Об образовании» нормативно прописана возможность организации такого образовательного процесса с учётом потребностей каждого обучающегося: «при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» (статья 15).

По моему мнению, использование информационных и коммуникационных  технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. На сегодняшний день необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок, применяя ИКТ, что позволяет сделать урок более ярким и увлекательным.

Готовясь к урокам русского языка и литературы, я определила для себя  ведущую цель: создание образовательной среды, обеспечивающей способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию на основе использования современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Одним из компонентов этой среды является электронное обучение.

К сильным сторонам электронного обучения относятся гибкость, индивидуализацию, интерактивность, адаптивность как возможность организации учебного процесса для обучающихся с разными возможностями и запросами.

В совокупности с традиционной формой обучения использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР)  позволяет решить ряд задач:

  • расширить образовательные возможности обучающихся за счёт увеличения доступности и гибкости образования, учёта их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;
  • стимулировать формирование субъектной позиции обучающегося: повышение его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в том числе в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом;
  • трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся, способствующему конструированию обучающимся собственных знаний;персонализировать образовательный процесс: учащийся самостоятельно определяет свои учебные цели, способы их достижения, учитывая свои образовательные потребности, интересы и способности, учитель же является помощником обучающегося.

ЭОР мною используются на уроках разных  типов, во внеклассной работе по предметам, при подготовке к ГИА.

ЭОР нового поколения – открытые образовательные модульные мультимедиа системы- ОМС . Это сетевые продукты, выпущенные разными производителями по  пятнадцати предметам.

Весь школьный курс по предмету разбит на тематические элементы. Для каждого тематического элемента имеется три типа учебных модулей: – –Модуль получения информации – –Модуль практических занятий – –Модуль контроля. Центральным хранилищем ЭОР является Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).  Центральным хранилищем ЭОР является Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).  Адрес ФЦИОР в интернете: http//fcior.edu.ru.  Доступ из школ и получение ЭОР из ФЦИОР по глобальной сети бесплатны.

Большую помощь при проведении уроков русского языка и литературы оказывает использование интерактивной доски. Ее  применение эффективно  на этапе объяснения нового материала. Это дает возможность учитывать возрастные и психологические ребенка, позволяя каждому ученику в соответствии с его ведущим каналом восприятия (аудиал, кинестетик, визуал) выбрать ту форму задания, с помощью которой он быстрее и легче овладеет учебным материалом.                                                

Теоретический материал параграфа  можно представить в виде схем и таблиц. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти.

В  работе со словарными словами  также помогает  интерактивная доска. На экран выводится словарное слово  для запоминания правописания, дается его этимология, лексическое значение. Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом.  Заранее готовлю текст и использую его для разностороннего анализа: лексического, орфографического, пунктуационного.

Удобно выполнять виды грамматического разбора.  Можно  нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание обучающихся,  развивает орфографическую зоркость.

На этапе закрепления изученного демонстрирую вопросы с правильными ответами, открываемыми поэтапно.

  Ребенок при работе с интерактивной доской на уроках развития речи не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Можно представить богатый дидактический материал при определении признаков стиля речи, основной мысли, при анализе изобразительно-выразительных средств, средств  связи предложений в тексте.

Таким образом,  можно выделить преимущество интерактивной доски:  доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции  материалов к урокам; позволяет существенно экономить время на различных этапах урока;  дает возможность  многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала; при проверке домашнего задания и тематическом повторении; помогает осуществлять контроль;  цифровые ресурсы интерактивной доски увлекают, поэтому учащиеся более внимательны на уроках; использование интерактивной доски стимулирует активность учеников на уроках, усиливается процесс запоминания и повторения.

Неоценима роль ЭОР при организации самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся. Стараюсь научить детей среди обилия информации в Интернете находить нужную, учиться обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Ребята принимают участие в on-line –конкурсах («Мета Школа»).

Рекомендую учащимся работать со следующими сайтами:

 ЭОР дает возможность осуществлять контроль.

 Тестовый контроль  с помощью ЭОР дает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации – можно сразу посмотреть результаты опроса.

Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.

Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую:

Что нового дает использование ЭОР учащемуся? Прежде всего – возможность  научиться самостоятельно добывать информацию.

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать  домашнее задание полноценным. С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Нельзя рассматривать ЭОР только как новые образовательные возможности. У учеников появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки.  Образовательный процесс с применением ЭОР изменяет школьника. Результаты процесса выражаются в достижениях (учебных и личностных) ученика. А мне, как учителю, использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышать творческий потенциал личности; позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.

Применение ЭОР в образовательном процессе доказывается следующими показателями: повышение качества знаний по предмету; повышение познавательного интереса к предмету; повышение уровня информационной культуры; увеличение доли самостоятельной деятельности учащегося на уроке.

Таким образом, активное использование ЭОР приводит к изменению в содержания образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать свои приемы и методы,  и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности. 

Достоинств у ЭОР масса. Главное,  разумно использовать их с пользой для каждого ученика и критично подходить к отбору ресурсов, которые в большом количестве предлагаются учителю  в сети  ИНТЕРНЕТ.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.:Просвещение, 2011. – 48с. URL:  http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob/pr_oob.pdf

2. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования: Каталог / Гл. ред. Тихонов А.Н. - Москва, 2006. - 72 с. URL:  http://catalog.iot.ru/

3. «Вестник образования», № 9, май, 2013г.

Интернет порталы

  1. http://www.fcior.edu.ru – Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
  2. http://www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  3. http://www.openclass.ru/ - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс
  4. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/ispolzovanie-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-v-processe-realizacii
  5. http://www.shpl.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты инновационных процессов в образовании

Социальные изменения, глобальный процесс становления информационного общества, взаимопроникновение культур и языков в условиях  взаимозависимости мира  предъявляют сегодня новые требования к...

Семинар учителей иностранного языка по теме Инновационные процессы в образовании

Презентация Семинар учителей иностранного языка по теме Инновационные процессы в образовании...

"Инновационные процессы в образовании"

Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях, направленными на достижение нового качества образования. Правительственная концепция и страте...

Дипломная работа Управление инновационными процессами в образовании

Дипломная работа Управление инновационными процессами в образовании...

Передовой педагогический опыт как одна из основных составляющих инновационных процессов в образовании.

изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непосредственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педагогич...

Инновационные процессы в образовании

В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Существует очень много инновационных направлений. Я предлагаю  рассмотреть  технологию ада...