Инновационные процессы в образовании
учебно-методический материал на тему

В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Существует очень много инновационных направлений. Я предлагаю  рассмотреть  технологию адаптивной системы, которую широко использую на своих уроках и  которая направлена на  формирование творческой индивидуальности личности учителя и ученика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_seminar.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема методического семинара:

«Инновационные  процессы в образовании».

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке.  С искусства всё начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем всё началось сначала».

Владимир Беспалько

В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Существует очень много инновационных направлений. Но сегодня мы остановимся именно на педагогических технологиях, т. к. в условиях существующей классно-урочной системы они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования. Существует большой набор педагогических технологий.

Я предлагаю вам рассмотреть  технологию адаптивной системы, которую широко использую на своих уроках и  которая направлена на  формирование творческой индивидуальности личности учителя и ученика.

Центральное место в адаптивной системе обучения занимает ученик, его деятельность, качества его личности. Учение рассматривается не только как результат, а, прежде всего, как процесс, поэтому особое внимание уделяется формированию общеучебных умений и навыков. Учитель работает в двух режимах: обучает всех учащихся и работает индивидуально с отдельными учениками.

При адаптивной системе обучения контролируются результаты всех видов самостоятельной работы: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя.

В данной системе работает многоканальная обратная связь: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся.

Я предлагаю вам таблицу с перечнем  особенностей традиционного и адаптивного обучения. В ней перечислены сравнительные характеристики по заданным параметрам.

(раздаются листы, где указаны)

Цель обучения:                                     

Функция учителя:

Девиз обучения:

Способы усвоения:

Характер и стиль взаимодействия:

«Формула обучения»:                                                         

Преобладающие организационные формы обучения:

Преобладающие методы обучения:

Интегративная характеристика:

Позиция ученика:

Ведущий принцип обучения:

Сравнив традиционное и адаптивное обучение, можно сделать вывод, что современный подход к обучению требует полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передачи информации. Ученик должен стать главным действующим лицом на уроке.

В 2016 году исполнилось 90 лет заслуженному деятелю России и Калмыкии, доктору педагогических наук, профессору П.М. Эрдниеву и потому не могу не остановиться на технологии укрупнения дидактических единиц.

ЗАДАТЬ ВОПРОС: Как вы использует технологии УДЕ на своих уроках?

Используя технологии укрупнения дидактических единиц,  я успешно решаю проблемы интенсификации процесса обучения русскому языку. С целью экономии учебного времени новый материал стараюсь дать целостным блоком, использую метод противопоставления, удобных приемов подачи учебной информации, противопоставление контрастных суждений. При этом использую составленные мною блок-системы, матрицы, укрупненные задания.

             Немаловажное значение имеет использование информационных коммуникационных технологий. Это не дань моде, это – необходимость!

Моя практика показывает, что при использовании ИКТ дети  лучше усваивают учебный материал. А  это способствует  к повышению качества образования.

      Я создала  коллекцию компьютерных презентаций, подобрала диски и  обучающие программы с нетрадиционными заданиями, демонстририрую flash-ролики, которые очень нравятся учащимся. Кроме этого, используем электронные учебники.

       Вы познакомились с краткими характеристиками отдельных видов педагогических технологий. Раздать листочки. Укажите в таблице, какие из указанных технологий вы используете на своих уроках. Определите этапы урока, где вы чаще всего используете данные технологии.

       Поставьте в соответствующей графе: 2 – если используете часто, 1 – иногда, 0 – не используете.

Результаты обработки анкеты позволяют  судить об уровне владения педагогическими технологиями учителями школы и их использовании.

             Для выяснения эффективности работы предлагаю заполнить анкету «Я и Дело», оценив каждый из вопросов  по 5-балльной системе:

Свою работу в процессе педагогического совета (Я);

Работу всего коллектива (ДЕЛО).

Подведем итог заседания, вычислив средний балл по   параметру «Я» и по параметру «Дело».

Итак, средний балл личного участия –

Средний балл нашей совместной работы –

баллы

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ср. балл

2

2,3

2,6

3

3,3

3,6

4

4,3

4,6

5

              Применение этих и других педагогических технологий помогает любому учителю  развивать, воспитывать, формировать, корректировать личность учащегося. Разнообразие технологий не дает ученикам привыкнуть к однотипным видам занятий и мотивирует на получение новых знаний.

        В заключении я попрошу вас  вынести рекомендации:

1.  Предлагаю всем  педагогам разнообразить применение педагогических технологий на своих уроках.

2. Апробировать на своих уроках  технологию адаптивного обучения.

3. Активнее использовать информационные технологии.

                  Для более глубокого анализа применения каждым из вас педтехнологий в образовательном процессе я предлагаю вам заполнить  следующую анкету:

1. Каково Ваше мнение о необходимости применения педагогических технологий в образовательном процессе?

2. Расскажите о педагогических технологиях, которые Вы применяете в своей практике.

3. Какие трудности при  использовании каких технологий возникают у Вас в процессе работы?

4. Какую роль Вы отводите педагогическим технологиям на уроке и во внеклассных занятиях?

5. Как Вы продумываете и планируете оборудование урока?

6. Активизирует ли применение педагогических технологий познавательную деятельность учащихся?

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

 И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

 не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

 Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

Основной вид технологии, который я использую на своих уроках – это личностно-ориентированное обучение, которое способствует развитию индивидуальности ребенка, раскрытию и развитию индивидуальных познавательных процессов и интересов с учетом личностных особенностей ребенка. Для этого я стараюсь актуализировать и обогащать опыт ученика; использую разнообразные формы общения; создаю на уроке ситуацию успеха; проявляю толерантность и доверие в учебном взаимодействии.

          Где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении русскому языку и литературы?

ОТВЕТЫ ПЕДАГОГОВ 

Во-первых, при изложении нового материала  (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска).

Во-вторых, на этапе закрепления изученного материала (тренажеры).

В-третьих, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля).

 В-четвертых, при самостоятельной работе учащихся (электронные энциклопедии, развивающие программы).

Наконец, для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:  Но использование ИКТ на каждом уроке, конечно, нереально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами.

Не стоит забывать и о здоровье ребенка. Ведь о нем должны заботиться не только родители и медики, но и педагоги.  Поэтому в своей работе я использую здоровьесберегающие технологии для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья. Это положительный эмоциональный настрой, правильная посадка учащихся, умение правильно использовать ТСО, смена видов деятельности, физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз, похвала и поддержка учеников, эмоциональная разрядка на уроке.

В любом случае успех в современной организации урока достигается:

  • Сменой видов деятельности;
  • Сменой темпа деятельности;
  • Созданием ситуации успеха в достижении результативности деятельности;
  • Поддержкой и личным примером со стороны педагога;
  • Развитием в ребенке веры в собственные возможности;
  • Осуществлением индивидуального подхода.

Таким образом,   проводимая работа  призвана   содействовать  развитию обучающегося,  комфортно чувствующего себя в образовательной среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...

Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"

"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ, ГВЭ в 2

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по обра...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...