Взаимосвязь ФГОС и профессиональных образовательных стандартов
статья

Закирьянова Роза Махмутовна

 На конкретных примерах рассматривается,как профстандарт  педагога отражается во ФГОС( трудовые действия №№11,19.22,23)..

Вывод-урок по ФГОС немыслим без современных образовательных технологий.

Профстандарт педагога - это необходимое требование для реализации ФГОС.

Профстандарт педагога - это своевременный отклик на введение ФГОС, дающий нам трудовые действия, реализация которых решается с помощью  современных образовательных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Взаимосвязь трудовых действий профстандарта педагога  и ФГОС.

Рассмотрим на конкретных примерах, как профстандарт  педагога отражается во ФГОС.

               «Сотрудничество с другими учителями математики,информатики,физики,экономики и языков и др.»(трудовое действие  №11).

Это трудовое действие прослеживается,скорей всего в каждом коллективе.Мы сотрудничаем не только с учителями математики,но и с учителями других дисциплин.Как это проявляется: проводим семинары,интегрированные уроки,совместно решаем задачи, в которых, у одного из нас возникла проблема,обычно это бывает с математикой и физикой. Иногда в тренировочных заданиях встречаются путаные или сомнительные  задачи, связанные с биологией,физикой,экономикой,химией.В таких случаях интересуемся,возможно ли такое.Часто учителя предлагают свои способы решения,довольно таки простые,например, по химии(задачи на растворы) или по физике. И к нам тоже часто обращаются учителя других дисциплин( как найти sin, cos, tg,как перевести дробь в стандартный вид, спрашивают формулы,например,для арифметической  или геометрической прогрессии,и не только. Все это продолжается в течение всего учебного года.

Это действие направлено на создание организационных условий для обучающихся  по овладению математическим знанием.

Как взаимосвязаны это трудовое действие и ФГОС?

Такого рода действие является технологией сотрудничества.

 «Содействие формированию  у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе  от нахождения ошибки в своих построениях, как источника улучшения и нового понимания» (трудовое действие  №19).

Это действие направлено  на позитивное отношение к математическим знаниям и умениям.

Эмоции имеют мотивирующее значение в процессе обучения. Какие же условия необходимы для этого? В-первую очередь, я думаю, это культура поведения учителя, и те первые слова, с которыми он начнет урок.Урок должен начинаться с позитива, например, улыбки, но от всей души, или же с хорошего девиза.Эти два условия могут  сразу создать в классе атмосферу дружелюбности и взаимопонимания. А само приветствие можно отнести к здоровьесберегающим технологиям. (Учитель настроил детей на положительное,а психологический фактор оказывает огромное действие на здоровье ребенка)

Для создания комфортной среды нужно хорошо знать своих учеников.У детей разные интересы, разная степень подготовленности к уроку, у него могут быть проблемы в  семье, от этого зависит поведение ребенка на уроке и его успеваемость. Поэтому, например, при проверке на уроке домашнего задания, я поступаю таким образом.

Список очередности выполнения д/з ученики составляют сами, т.е «двойка» практически исключена. Если ребенок по какой-то причине, не готов к уроку, он подходит ко мне, объясняет ситуацию, и его заменяют другим. К доске дети ходят только по желанию.

Условием позитивного отношения к учебе является групповая работа( я часто использую работу в парах):дети учат друг друга,делают замечания,но это уже будет звучать не так болезненно, как от взрослого человека.И даже ошибки, работая в паре, ученики воспринимают весело, могут пошутить по этому поводу. Они чувствуют себя более уверенными в собственных силах,что способствует удачному итогу урока.

Как  это действие отражается во ФГОС? Это-групповые технологии.

 «Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности» (трудовое действие  №22).

Этим нужно заниматься практически на каждом уроке математики.Ребенок должен быть уверенным в том, что математика-действительно, «царица всех наук».Как это достигается на моих уроках?Очень часто я включаю в свой урок пункт «А ты знал это?»,в котором я рассказываю о каком нибудь открытии, или историческом событии, связанным с математикой, или о рождении кого-нибудь из великих.

Например, 2 ноября 1893 родился великий изобретатель, Лебедев Сергей Алексеевич-основоположник электронной вычислительной техники в СССР,без которой невозможно представить жизнь сегодня. Без знаний математики он не смог бы достичь таких успехов в данной области.  2 ноября 1902 года родился  Берг Аксель Иванович- один из создателей  советских радиоэлектронных средств разведки,пионер кибернетики. который тоже без знаний математики не смог бы реализовать себя. Или же на уроке,в ходе решения задач, допустим о таблетках(задача из тренировочных заданий ЕГЭ),можно вспомнить о враче, которому нужна математика, чтобы рассчитать активное вещество на ребенка весом 10 кг. Или же взять реальный случай из жизни,когда выясняется, что математика нужна везде, даже в домашнем хозяйстве, строительстве дома, ремонте, изготовлении предметов, деталей и т.д, и т.д. 

Данное  действие тоже направлено на позитивное отношение к математическим знаниям и умениям

А сам  прием можно отнести к приему «инсерт»(технология критического мышления).

« Ведение диалога с обучающимися или группой обучающихся в процессе решения задачи,выявление сомнительных мест,подтверждения правильного решения»(трудовое действие №23).

Как это действие реализуется на моем уроке? Например, при изучении нового материала.

Мы к новой теме подходим, используя домашнее задание, которое я всегда даю не в конце урока, а в самом начале..Зачем? Очень часто учитель просто напросто не успевает пояснить домашнее задание, и ребенок, либо приходит в школу, не выполнив его, или выполнив неверно, или, используя родителей и решебник. Чтобы этого не было, д/з в начале урока записывается в дневник, затем зачитывается условие, и выясняется,что дети не знают,как это решается, т.е.проблема возникает в самом начале урока. Потом уже, после выполнения определенных пунктов урока, мы возвращаемя к д/з, и я путем наводящих вопросов, подталкиваю детей к общению, изложению своего мнения. Потом мы все вместе приходим какому-либо выходу из ситуации, т.е к правильному решению.

Я в  свой урок регулярно  включаю так называемую МКР-миниконтрольную работу, состоящую из 3-5 базовых заданий. Проверка проходит сразу же: либо это самопроверка, либо взаимопроверка, либо я сама проверяю. Сразу же выясняется, в каких заданиях больше всего ошибок было допущено, и опять таки путем обсуждения выясняется, почему это произошло. Вместе делаем анализ  МКР и приходим к правильному решению заданий.

Диалог и обсуждение должны проходить в дружелюбной атмосфере, они предполагают слушание собеседника, высказывание своего мнения.

Эти приемы можно отнести к технологии развивающего обучения  и  к «ЗХУ».Само действие направлено на формирование способностей обучения к овладению метапредметными и  межпредметными умениями.

 Итак, урок по ФГОС немыслим без современных образовательных технологий.

Профстандарт педагога - это необходимое требование для реализации ФГОС.

Профстандарт педагога - это своевременный отклик на введение ФГОС, дающий нам трудовые действия, реализация которых решается с помощью  современных образовательных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения».

ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Это общественный договор муниципалитета, школы, обучающихся и их родителей. В договоре чётко прописаны права и обязанности всех участников ...

Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.  «…дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая с...

Взаимосвязь ФГОС и Профессионального стандарта педагога на уроках математики

Материал содержит примеры из практики учителя, чтобы можно было проследить связь Федералного Государственного Образовательного стандарта и Профессионального стандарта педагога на уроках математики....

Статья "Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта"

Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандартаАннотация: В условиях внедрения ФГОС практическое...

ФГОС СОО ( 10 -11 классы) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования(ФГОС С(П)ОО)

Презентация , лекция курсов повышения квалификации по программе " Современный урок: технологии реализации ФГОС". Главная цель введения ФГОС СОО второго поколения заключается в создании услов...