Формирование педагогической толерантности на основе индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя
статья

Агадуллина Флюза Мадхатовна

Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года толерантность понимается как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кирюшкинская средняя общеобразовательная школа»

“Формирование педагогической толерантности на основе индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя”

Доклад подготовила: учитель английского языка Агадуллина Ф.М.

2018г.

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

                                          Своим терпением

                                                              мы можем достичь большего,

                             чем силой.

Э.Берк.


       В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с участившимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. Именно поэтому важным фактором изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.

Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года толерантность понимается как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира".

Своеобразие нашей педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический  характер, характер тактичности, терпеливости, терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать. Все это дает право, по мнению Н.Ю. Кудзиевой, выделить понятие «педагогическая толерантность».

Рассматривая толерантность в качестве важнейшего условия для осуществления эффективной профессиональной деятельности, необходимо отметить, что без воспитания в себе этого качества невозможно научить ребенка основным принципам толерантности, а именно:«принимать другого, который может отличаться по разным признакам (расовым, национальным религиозным и др.), «отказаться от насилия», «подчиняться законам, а не воле большинства»,  и просто,  «формировать взаимоотношения согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

         Главной спецификой педагогической деятельности - взаимодействие педагога с обучаемыми. В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль педагогической деятельности.

Как известно, школа, колледж, любое учебное заведение является для подростка особым социальным пространством, где получает богатый опыт общения и социального взаимодействия. Это касается как нормативной регуляции поведения в рамках учебного процесса, так и содержания межличностного общения учеников и учителей. Особый интерес в этой связи представляет выявление тех ключевых содержательных моментов толерантного – интолерантного поведения, относительно которых строится социальное взаимодействие подростка с преподавателями и одноклассниками.

Ученые педагогики Н.В.Бордовская и А.А.Реан выделяют три основных индивидуальных стиля педагогической деятельности: авторитарный, демократический и либеральный. Согласно данной классификации стилей мной был проведен опрос учащихся на вопрос толерантности педагогов нашей школы по отношению к ним.

Общение ребят с одноклассниками и педагогами. Ученикам предлагался вопрос, в котором их просили охарактеризовать отношение педагогов к ученикам в нашей школе. Немногим больше 57% учеников ответили, что «отношение учителей носит демократичный характер»;  27% считают, что «отношение педагогов носит авторитарный характер», 16% ответили, что «либеральный стиль деятельности педагога». Что касается возрастных различий, то здесь тенденция такова: с увеличением возраста учеников среди них заметно увеличивается доля тех, кто отмечает «демократичный характер» отношений педагогов. Так, если в 6-7 классах 43% ученика, которые считают, что учителя относятся к ним демократично, то доля увеличивается – 55% в 8 классах, 62% и 75% на старшем этапе.

Особый интерес представляет мнение учеников о том, как относятся педагоги нашей школы к юношам и девушкам, а также к ребятам из богатых и бедных семей. Результаты опроса показал: 71% опрошенных учеников считают, что «никаких различий в отношении учителей к юношам и девушкам не существует». В то же время 17% отметили, что «большинство - лучше относятся к девушкам» и 12% указали, что лучше к юношам.

При ответе на вопрос о том, есть ли различия в отношении учителей к ученикам из более обеспеченных и менее обеспеченных семей, около 90% отпрошенных указали, что никаких различий в отношениях педагогов к ученикам из семей с разным уровнем дохода не существует.

Обобщая приведенный материал, отмечу, что в целом отношения между учителями и учащимися нашей школы являются более демократичными и свободными, а также с возрастом уменьшается число учеников, фиксирующих влияние гендерных и социально-материальных факторов на отношение педагогов к ученикам. Ребята отмечают, что при авторитарном стиле педагог значительно чаще прибегает к приказному тону, делает резкие замечания, нетактичные выпады в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный учитель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Либеральный стиль оказывается наименее предпочтительным среди обучающихся. Они не бывают удовлетворены работой в группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При либеральном стиле руководства педагог стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учеников, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что класс принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.

Содержание общения. Анализ особенностей содержания общения учеников, как между собой, так и с педагогами вскрывает один из наиболее важных аспектов, характеризующих особенности социального взаимодействия в школе. В ходе опроса обучающиеся должны были указать те темы (из предложенных), которые они часто обсуждают в своем кругу и педагогами.  

Полученные данные показывают, что наиболее распространенные темы обсуждения связаны, прежде всего, с проблемами поведения и успеваемости учеников и с вопросами внутри школьной жизни. Так, с одноклассниками чаще обсуждаются вопросы, связанные с межличностным взаимодействием участников образовательного процесса в школе. Общение же с учителями и классными руководителями касается непосредственной учебной деятельности («успеваемость в классе»).

Возникновение конфликтных ситуаций. При характеристике взаимоотношений учеников между собой и с педагогами встает вопрос о возникающих конфликтах, их причинах и формах их разрешения. Отметим, что 45% учеников отмечают не частое возникновение, но конфликты имеют место быть - 20% («часто»). И лишь треть учащихся, 32%, отметили, что у них нет конфликтов с педагогами.

Причины конфликтов, возникающих у учеников с педагогами, существенно различаются. Так, чаще всего конфликты связаны с учебной деятельностью, 50%, и дисциплиной, 30%. 10% учеников считают, что причиной конфликтной ситуации становится «различие характеров».

        Сравнение ответов показывает, что конфликты с педагогическим составом преимущественно связаны с нарушением социально-ролевых взаимодействий и в основном касаются учебной деятельностью и нарушения общественного порядка. Вместе с тем, следует добавить, что каждый десятый из опрошенных подростков указывает, что поводом для конфликта с педагогом является «оскорбление личности».  Учителям нашей школы необходимо помнить, что в процессе разрешения конфликтов важную роль играет толерантность. Толерантность – это наша готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, это фактор, стабилизирующий личность подростка изнутри.

Помимо вопроса о причинах возникновения конфликтов с педагогами интерес представляет также и вопрос о формах поведения, который наиболее характерны для старшеклассников. Представленные в таблице результаты показывают, что ученики, сталкиваясь с конфликтными ситуациями в отношениях с педагогами, чаще пытаются справиться самостоятельно. 7-9 классы занимают в конфликте более активную, открытую и самостоятельную позицию, чем ученики 5-6 и 10-11 классов. Очень низка доля тех, кто «обращается к родителям» или пытается разрешить ситуацию с помощью администрации школы. Это еще раз доказывает, что проявляется тенденция самостоятельного разрешения конфликта. Также с возрастом увеличивается доля тех, кто «не выражает свое недовольство в конфликте, потому что не хочет осложнять отношения с педагогами». Все это свидетельствует о более рациональном, прагматичном подходе к выстраиванию своих отношений с педагогами на старшем этапе.

Педагогическая толерантность имеет первостепенное значение в работе педагога, и именно здесь, к сожалению, ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости. В повседневной педагогической практике нередко можно встретить проявления педагогической интолерантности разной степени – от безразличия к «собственному мнению» подростка до откровенного и жесткого его обесценивания и унижения самого ученика за «неправильные взгляды». Поэтому от стиля зависит психологическая атмосфера на уроках, эмоциональное благополучие взаимодействующих сторон. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается надежно выстроенной системой взаимоотношений преподавателя с обучаемыми, наличием у обучающихся ощущения психологической общности с педагогом, отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;

       Сообщение подготовлено по материалам исследования анкет, проведенных мною, с классами, в которых я работаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни обучающихся как важный сегмент педагогической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ

Опыт работы по организации и проведению уроков ОБЖ по разделу формирования ЗОЖ, уроков здоровья;по реализации образовательных программ по профилактике социально-значимых заболеваний (СЗЗ);по проведени...

«Использование педагогической технологии «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся) в пространстве учебного успеха каждого ученика».

Методология преподавания непрофильных предметов в профильных классах претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели...

Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности

Данный реферат написан в рамках профпереподготовки. Рассматривается понятие индивидуального стиля деятельности преподавателя и его функциональные компоненты....

Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования

Рассматривается необходимость философии образования как мировоззренческой основы педагогической деятельности преподавателя...

Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования

Философия образования  рассматривается в качестве мировоззренческой основы для преподавателя...

Педагогическая технология ИСУД ( Индивидуальный Стиль Учебной Деятельности) на уроках географии в 6 классе

Одним из дидактических ресурсов личностно-ориентированного обучения является технология «ИСУД» (Технология учета и развития параметров Индивидуального Стиля Учебной Деятельности ученика), ...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

АННОТАЦИЯВ последнее время, в связи с изменением парадигмы образования (замена объектно-субъектной парадигмы на субъектно-субъектную) всё чаще стали употреблять понятие индивидуального стиля познавате...