ПРОГРАММА подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах
рабочая программа

Марина Александровна Шамрина

Алгоритм работы при реализации проекта «Подготовка к конкурсу профессионального мастерства педагогов Сургутского района «Сердце отдаю детям»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovki_k_konkursam.docx36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»

ПРОГРАММА

подготовки педагогов к участию

в профессиональных конкурсах

Андреева О.Н., заместитель директора

Шамрина М.А., методист

Пояснительная записка

В современном мире одним из важнейших факторов успеха в достижении поставленных целей в любой сфере деятельности является командный подход. Командой называют группу людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Она выступает в качестве особой формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей команды и владеющих отработанными процедурами взаимодействия. В качестве основных характеристик команды можно отметить ряд признаков:

1. Все члены команды объединены общей деятельностью и общей целью деятельности.

2. Члены команды находятся во взаимосвязи — результат совместной работы оказывается качественно иным по сравнению с итоговым результатом индивидуальной работы.

3. Все члены команды осознают себя как единое целое, обособленное от окружающей среды и обладающее внутренней структурой.

4. Деятельность команды соотносится с окружающим обществом, смысл деятельности команды выходит за рамки самой деятельности.

Педагогическая команда - это группа педагогов образовательного учреждения и других субъектов (родители, обучающиеся, субъекты социума, социальные партнеры и т.д.), созданная для решения стратегических и тактических задач развития учреждения. Команда занимает промежуточное место между рабочей группой и коллективом. Отличается от группы тем, что команды - это спонтанно или специально организующиеся группы людей, входящих и не входящих в состав педагогического коллектива, объединенных общими интересами и едиными целевыми установками. По времени деятельности более длительные, чем рабочие группы, более динамичны, мобильны, профессиональны, продуктивны. Они организуются административным и неадминистративным путем в отличие от рабочих групп.

Эффективность команды в значительной степени зависит от личных качеств ее членов и взаимоотношений между ними. Каждый член команды должен быть готов направить свои способности и знания на решение командной задачи. Поэтому предварительно - необходимо тщательно проанализировать требования к предстоящей работе. Исходя из этого определяется уровень компетентности, включающий в себя знания, понимание, навыки и личные качества, которыми должны обладать члены команды. Особое внимание следует обратить на способность к совместной работе.При подборе команды необходимо соблюдать некоторые правила:

- Регулирование численности команды. Какова оптимальная численность команды? Этот простой вопрос указывает на одну из первоочередных проблем, которая возникает при создании команды. Наиболее разумно было бы иметь команду как можно меньше по численности, однако настолько большую, чтобы компетентность ее членов соответствовала требованиям поставленной задачи.

- Четкая постановка целей и задач. Для эффективной работы команды все ее члены должны знать о связях между целями, методами работы и задачами. Цели должны быть четкими, сфокусированными и должны создавать представление о методах работы и задачах, которые приведут к успеху.

Формирование целей должно осуществляться самими участниками и неважно, на каком уровне это происходит — персональном, командном или на уровне организации. Эти цели должны составлять продуманную и реальную основу для задач и методов, а не быть простым перечнем предписаний, логически следующих из профиля организации. Круг проблем должен быть четким, гибким и меняющимся в зависимости от обстоятельств.

Методы организации командной работы - это способы осуществления управленческой деятельности для достижения целей управления и развития образовательного учреждения.

Классификация методов:

Административные методы:

  • организационные (структура, штаты, договора, локальные акты ит.д.)
  • распорядительные (прямое административное регулирование, приказы,    
  • распоряжения и т.д.);
  • координация и взаимосвязь действий;
  • делегирование полномочий.

Нормативно-правовые методы - методы правового регулирования;

Экономические методы (материальное стимулирование, доплаты и т.д.)

Социально-психологические методы:

  • социологические;
  • мотивационные;
  • системно – коммуникативные;
  • диагностические;
  • управление конфликтами и стрессами.

Методы прогнозирования и планирования, организации регулирования и контроля;

Методы организации системы повышения квалификации;

Методы личностного воздействия:

  • беседа;
  • убеждение;
  • личный пример.

Информационно-аналитические методы.

Названные методы организации командной работы представляют неразрывное и взаимодополняемое единство способов достижения поставленных задач.  По мнению специалистов, чтобы создать эффективную команду, необходимо придерживаться данного  алгоритма:

1. Отобрать подходящих сотрудников.

2. Отрегулировать численность команды.

3. Совместно определить цели и задачи.

     4. Договориться о групповых нормах.

     5. Помочь членам команды лучше узнать друг друга.

     6. Обучить членов команды.

7. Установить систему контроля и самоконтроля.

     8. Обеспечить поддержание командного духа.

Алгоритм работы

при реализации проекта «Подготовка к конкурсу профессионального мастерства педагогов Сургутского района «Сердце отдаю детям»»

Главной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. В решении этой задачи большую роль играют конкурсы педагогического мастерства. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступень, растут их знания, продвигается карьера, повышается престиж учреждения.

В МАУДО «ЦДТ» участию педагогов в профессиональных конкурсах уделяется особое внимание. За 5 лет подготовлено 228 участников, из них 111 победителей и призеров.

На основании плана работы Департамента образования администрации Сургутского района в 2019-2020 учебном году МАУДО «ЦДТ» принял участие в конкурсе профессионального мастерства педагогов  дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Встал вопрос о создании команды, которая будет заниматься подготовкой к конкурсу. Было принято решение, что команда будет состоять из администрации и педагогов. Выявить  уровень готовности  педагогов  работать  в команде помог опросник: «Оценка способностей к командной работе».

Критерии оценки способностей к командной работе:

Критерии

Диапазон значений

минимальное

среднее

максимальное

1

Тенденция к доминированию и стремление к достижениям

4,6

9,9

17,5

2

Эмоциональная устойчивость

2,8

5,8

7,3

3

Коммуникативная компетентность

3,3

6,5

8,0

4

Потребность в поддержке и одобрении

2,3

4,2

7,1

5

Готовность к командному взаимодействию

1,2

2,2

3,5

Показателями для критерия «Тенденция к доминированию и стремление к достижениям»  являются: стремление быть лучшим, выполнять свою работу на высоком уровне; комфортность в ситуациях соревнования, соперничества, конкуренции; умение «держать цель»; умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Показателями для критерия «Эмоциональная устойчивость» являются: способность управлять эмоциями, настроением; умение найти адекватное объяснение происходящему; быстрая адаптация к новым ситуациям; адекватное реагирование на внешние социальные воздействия, активное реагирование в стрессе.

Показателями критерия «Коммуникативная компетентность»  выступают: стремление к общению и взаимодействию; умение вступать в контакт, продолжать его и грамотно завершать общение; умение осознавать собственные коммуникативные барьеры и преодолевать их; умение оказывать влияние и осуществлять коммуникативное воздействие на другого человека.

Показателями по критерию «Потребность в поддержке и одобрении» выступают: реакция человека на критику и похвалу; стремление получить оценку своим действиям и высказываниям; умение приспосабливаться к существующим правилам и нормам; стремление к независимости от других членов коллектива.

Показателями по критерию «Готовность к командному взаимодействию»  выступают: ориентация на сотрудничество и взаимодействие с партнерами; направленность на совместную деятельность; эмоциональная вовлеченность в процесс взаимодействия; мотивация достижения совместного результата.

На основе данной диагностики была сформирована команда из педагогов, у которых отмечен гармоничный уровень развития способностей к командной работе. Этот уровень характеризуется адекватным ситуации проявлением тенденции члена команды к доминированию и достаточно высоким уровнем стремлений к достижению успеха; потребность в поддержке и одобрении не пересекает критических границ, то есть, не является ни недостаточной, ни чрезмерной.

На основании приказа была создана творческая группа (команда) по  подготовке к конкурсу в составе:

  • директор учреждения;
  • заместители директора по методической и учебно-воспитательной работе;
  • заведующий художественно - эстетическим отделом;
  • методисты (2);
  • педагоги дополнительного образования (3);
  • звукооператор.

Ведущая роль в определении целей и задач отводилась членам административной команды (директору и заместителю директора по методической работе), но обсуждение и доработка проходили совместно с членами команды.

Цель: Создать условиядля качественной подготовки участников к конкурсу профессионального мастерства педагогов дополнительного образования Сургутского района «Сердце отдаю детям».

Задачи:

  • изучив опыт работы, профессиональные качества, творческие способности педагогов, определить конкурсанта, достойного представить учреждение на конкурсе профессионального мастерства;
  • осуществление научно – методического сопровождения конкурсанта на всех этапах конкурса;
  • создание благоприятной мотивационной среды, психологической атмосферы для конкурсанта.

Каждый из членов творческой группы отвечал за определенную работу.

Распределение обязанностей в команде

Мероприятие

Ответственные лица

За общую подготовку к конкурсу

заместитель директора по методической работе

За подготовку документов к заочному этапу: анкета, описание опыта, характеристика, видеоролик

заместитель директора по методической работе

За создание сюжетов видеороликов

педагог дополнительного образования, методисты, педагог – организатор, звукооператор

За создание видеофильма и техническое оснащение

педагог дополнительного образования, заведующий художественно - эстетическим отделом, звукооператор

За разработку занятия

педагог дополнительного образования, заместитель директора, методист

За подготовку защиты программы

педагог дополнительного образования, методист

За разработку и подготовку самопрезентации

педагог дополнительного образования, заведующий художественно - эстетическим отделом, методист.

Алгоритм  подготовки к конкурсу

Этап конкурса

Вид работы

Формирование компетенций конкурсанта

подготовительный этап

  • разработка программы действий;
  • выявление  из педагогического опыта наиболее ценных компонентов  с точки зрения инновационности, целесообразности, технологичности;
  • выдвижение педагогических целей и задач;
  • учет интересов детей при определении задач и отборе содержания деятельности;
  • отбор способов достижения целей;
  • планирование системы приемов стимулирования обучающихся;
  • планирование интеграции с иным педагогическим опытом;
  • внедрение современных педагогических  технологий;
  • прогнозирование результата деятельности, возможные отклонения и нежелательные явления.
  • владение концептуальными и теоретическими основами педагогической деятельности, ориентацией в современных подходах к решению педагогических проблем;
  • наличие собственной педагогической философии;
  • владение методикой разработки авторских материалов (программы, технологии);  
  • умение находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности;
  • владение навыками работы с персональным компьютером;
  • знание основных компьютерных программ (Word,  PowerPoint и др.) и умение пользоваться ими.

этап реализации идеи и представление  идеи педагогическому сообществу (Конкурс)

  • отработка  навыков публичного выступления;
  • совершенствование способности конструировать прямую и обратную связь;
  • отработка приемов удержания внимания аудитории;
  • выработка умений выбирать стратегию, тактику и технику взаимодействия с учащимися;
  • совершенствование системы создания ситуаций успеха для учащихся;
  • отработка умений показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов;
  • отработка овладения приемами разрешения педагогических ситуаций;  
  • выработка умений создавать на мероприятии комфортный микроклимат;
  • умение эффективно распределить время на уроке;
  • овладение навыками саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием.

  • знать требования к выступлению, владеть логикой выступления;
  • уметь вести  вербальный и невербальный обмен информацией;
  • уметь прогнозировать вопросы и замечания аудитории, подготовив предполагаемые ответы;
  • уметь по необходимости перестраивать план и ход занятия;
  • уметь выражать мысль с помощью графиков, схем, диаграмм, рисунков;
  • своевременно диагностировать характер и уровень усвоения представляемого материала;
  • уметь организовывать совместную с детьми деятельность для достижения определенных значимых целей;
  • владеть различными методами оценивания и уметь перейти от педагогического оценивания к с/оценке;
  • уметь обоснованно применять современные достижения в области методики обучения в своей педагогической практике

этап общественной экспертизы идеи, анализ результатов(Итоги конкурса)

  • подведение результатов;
  • критическая оценка результатов деятельности;
  • перспективы дальнейшего развития педагога.
  • готовность к самоизменению на основе диагностики и самодиагностики;
  • готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.

В процессе подготовкибыли использованы различные форматы взаимодействия членов команды: индивидуальные и групповые консультации, психологические консультации, совещания, методические учебы, репетиции.

Учет профессионально-личностных интересов (мотивация) педагогов в подготовке конкурсанта осуществлялся через средства стимулирования (престиж учреждения, трансляция передового педагогического опыта в рамках округа и района, премия из фонда надбавок и доплат).

На процессе подготовки и участия в конкурсе - обеспечивалось  информационное сопровождение через газету учреждения «Сорока», сайт учреждения, сайты департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры и Института развития образования.

Список использованной литературы

1. Александрова  Е.А. Роль педагогических команд в образовательных учреждениях - СПб.: ГНУ ИОВРАО, 2004. - 0,2 п.л.

2.  Александрова  Е.А.  Командообразование  в педагогической среде как фактор, стимулирующий инновационную деятельность в образовательном учреждении // Специфика образования взрослых в условиях социокультурного развития регионов. - Тюмень: ТОГИРРО, 2006.- 0,3 п.л

3. Александрова  Е.А. Практика  командообразования  в педагогических коллективах образовательных учреждений // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе - СПб.: ИОВРАО, 2006. - 0,3 п.л.

4. Баркер А. Как лучше управлять людьми – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

5. БелбинМередит. Команда Менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Перевод с английского – М.: HIPPO, 2003. – 315с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ, ОБУЧЕНИЕ НА ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСАХ, УЧАСТИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ

Учитель останется учителем, пока учится сам. Происходящие в мире и стране события убедительно свидетельствуют о возрастающей роли сетевой педагогики и сетевого взаимодействия в жизни и деятельности уч...

4 .1 Результативность участия в профессиональном конкурсе "Педагог года"

Призер- Педагог года "КНГ им. Кичикова А.Ш."-2018 годПрограмма конкурсаМесто проведения: МБОУ “Калмыцкая национальная гимназия   ...

4.1 Результативность участия в профессиональном конкурсе «Педагог года»

4.1 Результативность участия в профессиональном конкурсе «Педагог года»...

4.1 Результативность участия в профессиональном конкурсе «Педагог года»

4.1 Результативность участия в профессиональном  конкурсе «Педагог года»...

Участие в профессиональных конкурсах как фактор повышения квалификации и профессионального развития педагогов

Статья на тему: "Участие в профессиональных конкурсах как фактор повышения квалификации и профессионального развития педагогов" ( из опыта работы)...

ПРОГРАММА подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах

Алгоритм работыпри реализации проекта «Подготовка к конкурсу профессионального мастерства педагогов Сургутского района «Сердце отдаю детям»...