"Варианты обучения детей с РАС в условиях реализации ФГОС"
статья

Выступление на методобъединении центра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_28.10.2021.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

 

    Выступление на методическом объединении по теме:

 «Варианты обучения детей с РАС в условиях реализации ФГОС»

                                                      Учитель-дефектолог Сидорова Н.Н.

   Варианты обучения детей с РАС в условиях реализации ФГОС

ФГОС начального школьного образования детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) регулируют отношения в сфере образования обучающимися с РАС и организацией, осуществляющей образ. Деятельность.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конвенции ООН о правах инвалидов, основные принципы ФГОС:

  • создание благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребёнка с РАС в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями;
  • обеспечения взаимодействия обучающихся с РАС с их нормально развивающимися сверстниками;
  • приобщения обучающихся с РАС к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образования

  • в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе. Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания ребенка к ситуации обучения в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения;
  • выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные;

* большинство детей с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к

возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемах с посещением туалета, столовой,

  • необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
  • может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной поддержке тьютором организации всего пребывания ребенка в школе и его учебного поведения на уроке;
  • в начале обучения, при выявленной необходимости, наряду с посещением класса, ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения

необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно- пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;

  • необходима специальная работа по подведению ребенка к возможности фронтальной организации на уроке:
  • в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников;
  • ребенок с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации на перемене, в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми;
  • ребенок с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
  • педагог должен стараться транслировать эту остановку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением и вовлекать детей в доступное взаимодействие;

Варианты ФГОС начального образования детей с РАС

Гарантии получения начального школьного образования всеми детьми с РАС, вне зависимости от тяжести расстройств, степени нарушения развития обеспечиваются базовыми вариантами ФГОС для детей с ОВЗ, дифференцированными по итоговому результату начального образования, структуре и содержанию программ, и условиям, которые должны быть созданы для их освоения.

Рассмотрим варианты стандарта, отвечающие общим и особым образовательным потребностям детей с различной выраженностью РАС.

  1. Первый вариант (А)

ФГОС для обучающихся с РАС (инклюзивное образование)

Значительной части детей с РАС доступно и показано цензовое образование, соотносимое по уровню «академического» компонента с образованием здоровых сверстников, получаемое совместной с ними среде обучения в те же календарные сроки

  • возможна необходимость тьютора.
  • В начале обучения ребенок должен быть временно обеспечен дополнительными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения,
  • Ребенок с РАС нуждается в четкой и осмысленной упорядоченности временно-пространственной структуры уроков и всего его пребывания в школе.
  • Индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы ребенку, даже если его поведение на уроке всех устраивает.
  • Ребенок с РАС нуждается в начале обучения в специальной организации на перемене.
  • Ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых на уроках знаний и умений,
  • Необходима        специальная        коррекционная        работа        по        развитию вербальной коммуникации детей, возможности вести диалог.
  • Упорядоченность и предсказуемость происходящего, ровный голос учителя ко всем ученикам;
  • Необходима поддержка ребенка, выделение в нем положительных черт, адекватность представлений        о        собственных        возможностях        и

ограничениях, (знания о том, что можно, что нельзя; потребность в еде, помощи, использование фраз: пожалуйста, извините, спасибо)

  • владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни (выполнение дел по быту, самообслуживание, ответственность)
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (умение вести диалог, умение выразить отказ, недовольство, благодарность)
  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно- пространственной организации (ориентация вне дома, предназначение вещей, взаимосвязь с обществом, знания о природе)
  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. (правила поведения, использовать правильно социальные ритуалы, расширение социальных контактов)

  1. Второй вариант ФГОС для обучающихся с РАС (В)

Дети с задержкой развития. Второй вариант отличается от первого меньшим наполнением класса (6-8 учеников); усилением внимания к развитию средств коммуникации; социально-бытовой адаптации; способности к развернутому речевому высказыванию, диалогу.

  • Смотреть вариант А

Требуется специальная работа по планомерному введению ребёнка в более сложную социальную среду. Ее смыслом является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребёнка с РАС со сверстниками, не имеющими столь выраженных трудностей социального развития. Для решения этих задач требуется следующее.

  • Необходимо создание класса с РАС при обычном образовательном учреждении, также рекомендуется в класс с РАС включить детей с другими заболеваниями, но при условии одинакового психического развития.

· при значительном прогрессе в формировании учебного поведения, в освоении академических знаний и навыков при обучении по Адаптированной образовательной Программе в специальном классе, ребенок с РАС может сменить образовательный маршрут В на маршрут А, но только при условии постепенного включения в более сложную среду - класс здоровых сверстников или в класс, где обучаются дети с иными ограничениями здоровья, получающими цензовое образование.

В варианте В выделяется восемь содержательных областей образования.

При этом есть академические знания и жизненные, т.е. теория и практика.

  • Язык – знания о языке и речевая практика; (овладенье речью, фразами, развитие устной и письменной коммуникации), естествознание, обществознание,математика,человек,обществознание,искусство,физкультура ,технология.

Третий вариант ФГОС для обучающихся с РАС (С) (нецензовый уровень)

Выделяется 3 вариант – С, что итоговые достижения обучающихся к моменту завершения начального образования будут соответствовать достижениям здоровых сверстников. Этот вариант требует создания особых условий обучения, отвечающих общим и особым образовательным нуждам детей, использование Адаптированной образовательной Программы, при необходимости индивидуализирующейся. Доля «академического» компонента в ней редуцируется в пользу расширения области развития жизненной компетенции.

Среди особых образовательных потребностей следует выделить:

  • в связи с несформированностью учебного поведения, навыков коммуникации и социально-бытовой адаптации в организации обучения детей обязательно участие помощника учителя (тьютора);
  • может возникнуть необходимость индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе;
  • обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта ребенка с учетом индивидуальных особенностей, установление эмоционального контакта специалистов с ребенком;

специальная индивидуальная коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков ребенка;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В практике моей работы значительное место уделено деятельностным формам организации обучения, которые включают проблемное преподавание, исследовательскую деятельность, работу в парах, а также работа с...

Статья "Алгоритмизация процесса обучения математике детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Алгоритмы являются неотъемлемой составляющей деятельности людей в различных областях науки. Понимание языковых и алгоритмических аспектов общения -  необходимый элемент культуры современного чело...

Индивидуализация обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС на коррекционно-логопедических занятиях.

      Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей школьного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонени...

Особенности обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ООО и СОО

Одна из приоритетных целей социальной политики России - модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общ...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...

"Обучение и комплексное сопровождение детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ"

Введение государственных образовательных стандартов для обучающихся с особыми образовательными потребностями формируют запрос на организацию психолого-педагогического, социального сопровождения в обра...