Подготовка к устной части экзамена по русскому языку
методическая разработка

Дорофеева Ольга Владимировна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ustnaya_chast_ekzamena_po_russkomu_yazyku.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05, 8-495-851-50-03, 8-495-592-46-26                        e-mail:cenreab@mos.ru

Сообщение на МО по теме:

 «Подготовка к устной части экзамена по русскому языку».

Учитель: Дорофеева О.В.

Рассмотрено   и согласовано на заседании ШМО

                                                                   

Протокол №_______от «___» _________2020г.

Руководитель ШМО_________________________

За последние несколько лет система оценки качества образования выпускников школ претерпела значительные изменения. Итоговые контрольные работы и школьные экзамены в классическом формате практически отошли в прошлое и им на смену пришли новые методики оценки знаний выпускников 9-х и 11-х классов в форматах ГИА9 и ЕГЭ.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) - это первое серьезное испытание для учащихся 9-х классов. От ее результатов зависит зачисление в 10-ый класс по выбранному профилю дальнейшего обучения.

Цель работы: определить, каким образом проводить подготовку к устной части экзамена по русскому языку

Задачи:

  1. Определить, зачем нужна устная часть экзамена.
  2. Определить, из каких разделов состоит экзамен.
  3. Критерии оценки.
  4. Как подготовить учеников к экзамену.

  1. Зачем нужна устная часть?

Этот вопрос задают себе не только будущие выпускники. Любые изменения в структуре экзамена имеют серьезные обоснования. Так, проведенные исследования показали,  что ученики не готовы к устному экзамену. Не каждый к 9 классу научился бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту, с трудом выстраивают девятиклассники и диалоги. Особенно это касается ребят, для которых русский язык неродной.

         Причинами такого снижения считают:

 недостаточный уровень преподавания (не все учителя предметники требуют от детей давать развернутый ответ на поставленные вопросы, проводить анализ информации и давать собственные оценки тем или иным событиям);

переход к письменным формам контроля знаний (многие  сводят к минимуму устные опросы);

 снижение количества читающих детей (соответственно, отсутствие у выпускников определенной базы литературной речи).

Современные дети, родившиеся и выросшие в век информационных технологий, всё больше внимания уделяют социальным сетям, форумам, блогам, то есть тем видам деятельности, где говорение, устная речь отсутствует. Язык подобного общения краток, скуп на выражение словесных эмоций, которые заменяются всем известными «смайлами». Вспомним прописную истину: как человек мыслит, так он и выражается. Таким образом, скупость речи есть следствие скудости умственного запаса.

А вот общественная жизнь, напротив, ставит перед вступающим в неё молодым человеком такие задачи, которые невозможно выполнить, если не обладать именно развитыми коммуникативными умениями: выступать с докладом, публичной речью перед аудиторией, участвовать в дискуссии по определенной теме, доказывать свою точку зрения с привлечениями весомых аргументов, уметь вежливо отказать, попросить, посоветовать и т. д.

 Умение грамотно построить свою устную речь пригодится не только участникам экзамена по русскому языку или другим предметам, но и подготовит будущих юристов или экономистов – представителей всех профессий – к успешной работе в группе, коллективе, когда необходимо тесное сотрудничество с коллегами или общение с клиентами, подчиненными или начальниками. Поэтому вовсе не случайно ожидаются изменения в структуре и содержании ЕГЭ по русскому языку в 2018 году. Именно высокие коммуникативные навыки позволяют человеку испытать не только личный успех, но и сделать лучше общество в целом.

Очевидно, что развитием устной речи теперь необходимо усиленно заниматься на всех уроках русского языка, начиная с 1 класса

  1. Из каких разделов состоит экзамен.

Устная часть по русскому языку будет состоять из четырех заданий.

Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. На первый взгляд это задание кажется простым, но при детальном рассмотрении оно уже таким не покажется. При оценке выразительного чтения будут оценивать Интонационное членение и темп речи. Что это подразумевает? Девятиклассник должен продемонстрировать знание синтагматического членения фразы, восходящие и нисходящие интонационные конструкции и пр. Обучить этому достаточно сложно, девятикласснику потребуется потренировать навыки чтения. На подготовку к этому заданию дается всего 2 минуты. Задача не из простых. 

Задание 2 -  Выразительно прочитанный текст теперь необходимо будет пересказать с привлечением дополнительных материалов. На подготовку к данному заданию даётся всего 1 минута. За это время требуется прочитать текст, составить план пересказа и включить в свой пересказ дополнительный материал в виде афоризма известной личности. Для успешного выполнения этого задания потребуется знать основные правила устного цитирования и отсылки к мнению авторитетов. При оценке пересказа учитываются способности по сохранению микротем (параллель с изложением), а также умение цитировать (параллель с сочинением).  

 Задание 3

Тематическое монологическое высказывание – это задание с выбором. Необходимо будет выбрать определенную тему:

Монолог-описание по предложенной фотографии.

Монолог-рассказ на основе жизненного опыта.

 Монолог-ответ на поставленный вопрос.

На подготовку всего 1 минута, а сам монолог должен длиться не более 3 минут. Причем по каждой теме выпускнику будет дан перечень вопросов (мини-план), на которые необходимо ответить предельно ясно и точно, а также все ответы соединить воедино. Создание монологического высказывания потребует от сдающего предельной сосредоточенности, потому что проверять будут выполнение коммуникативной задачи (ответы на вопрос, логику связи ответов, отсутствие фактических ошибок), а также речевое оформление (следование нормам устной речи).  

Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Время на подготовку - без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.

Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.

Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.

Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».

 Устное собеседование решит несколько организационных задач. Оно позволит:

 проверить знания по русскому языку в разделе «Говорение»: Насколько развиты навыки выразительного чтения предложенного текста. Понимание и анализ проблем прочитанного текста. Умение самостоятельного создания устных текстов в зависимости от целей высказывания. Знание и соблюдение норм русского языка. Умение вести как монологическую, так и диалогическую, принять решение о допуске к ОГЭ по русскому языку, учесть результаты устного собеседования при приеме в профильные гуманитарные классы и не только.  Как видим, устная часть по плану должна стать своеобразным организационно-методическим фильтром выпускников 9-ых классов.  

  1. Критерии оценки.

Какие образовательные результаты проверяет собеседование?

1. Различать стили речи.

2. Свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы современного русского литературного языка: логичность, последовательность, связность в тексте.

3. Выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности.

4. Выбирать и использовать языковые средства, которые соответствуют теме, целям, сфере и ситуации общения.

5. Владеть различными видами монолога: повествование, описание, рассуждение.

6. Владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений.

7. Создавать тексты различных стилей и жанров для монолога.

8. Соблюдать произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Критерии оценивания выполнения заданий контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Интонация должна соответствовать пунктуационному оформлению текста.

Темп чтения должен соответствовать коммуникативной задаче.

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания:

-сохранение при пересказе микротем текста

-соблюдение фактологической точности при пересказе

-приведённое высказывание должно быть включено в текст во время пересказа уместно, логично

- умение цитировать текст

Критерии оценивания правильности речи.

  1. Соблюдение грамматических норм
  2. Соблюдение орфоэпических норм
  3. Соблюдение речевых норм

Критерии оценивания монологического высказывания

  1. Выполнение коммуникативной задачи
  2. Недопустимость фактических ошибок
  3. Учет условий речевой ситуации
  4. Речевое оформление монологического высказывания: смысловая цельность, связность и последовательность изложения.

Критерии оценивания диалога

  1. Дать ответы на все вопросы в диалоге
  2. Учёт условий речевой ситуации
  3. Речевое оформление. Речь в целом должна отличаться богатством и точностью словаря, должны использоваться разнообразные синтаксические конструкции.

  1. Как подготовить учеников к экзамену.

Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.

Необходимо включить на каждом уроке гуманитарного цикла 5-7 минутные задание, которые подготовят учеников к устной части экзамена по русскому языку.

  1. Просить ученика прочитать несколько предложений и проанализировать интонацию и темп чтения.
  2. Рефлексия в конце урока. Попросить ученика рассказать, о чем шла речь на уроке, кто и какое участие принимал в уроке, что заинтересовало в рассказе учителя или запомнилось больше всего.
  3. Диалог с учителем.
  4. Диалог в парах.
  5. Обсуждение в группах.
  6. Доклады учеников на уроках с последующим их обсуждением.

Подготовка к ОГЭ - это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, человека, владеющего письменной и устной речью, личности компетентной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки к устной части ЕГЭ по русскому языку

Методика подготовки к устной части ЕГЭ по русскому языку...

Материал для подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку

В 2018 году будет апробация устной части ОГЭ по русскому языку. В данном материале даны упражнения для третьей части: описание фотографии. ЛитератураФИПИ. Демонстрационный вариант устного собесед...

Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку.

В материале представлены ссылки для подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку, дан образец задания и критерии оценивания....

Статья «Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку».

Статья «Обобщение опыта по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку». Цель данной статьи - распространение опыта по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку. В статье ук...

Выступление по теме : «Работа по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время».

Выступление по теме :" Работа по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время"....

ОГЭ подготовка к устной части экзамена по английскому языку.

Занятия для внеурочной деятельности 7-8 классов.   Упражнения в игровой форме.  https://cloud.mail.ru/public/Ap5M/3K4CYtrJ2...