Рабочая программа элективного курса Основы финансовой грамотности
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Гудукас Ирина Михайловна

Рабочая программа элективного курса для 10 класса Основы финансовой грамогтности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_ofg_el_kurs_rp_21-22.docx275.43 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к образовательной программе среднего общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2020 г. № 213, с изменениями от 31.08.2021 г. приказ № 355

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования

Протокол № 1 от 30.08.2021 г.

Руководитель кафедры ________________ /Попова И.И./

Согласовано

Заместитель директора по УВР___________ /Цветкова Г.С./ 30.08.2021 г.            

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный курс)

 Основы финансовой грамотности

Базовый уровень, среднее общее образование, 10 класс, 35 часов

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», с изменениями и дополнениями от 08.01.2021 г.)

  2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (в редакции протокола от 28 июня 2016 г. №2/16-з федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
  3. Учебная программа. Финансовая грамотность: учебная программа. 10-11 классы общеобразоват. орг./ Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. – 4-у изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. – 16 с.
  4. Методические рекомендации. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10-11 классы общеобразоват. орг./ Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. – 4-у изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. – 80 с.
  5. Пособие. Материалы для учащихся. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг.  -  М.: ВАКО, 2018. - 344 с.

Составитель: Гудукас Ирина Михайловна          

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Пионерский, 2021 год

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  2. гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  3. готовность к служению Отечеству, его защите;
  4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  8. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты заключаются в готовности обучающихся участвовать в реальных финансовых ситуациях, возникающих в условиях цифрового мира, за счёт:

  1. понимания и грамотного применения финансовых терминов;
  2. сравнительного анализа и оценки вариантов взаимодействия личности с государством, кредитными и страховыми организациями, Пенсионным фондом РФ, налоговыми органами, потенциальными инвесторами;
  3. изучения технологий предоставления финансовых услуг в цифровом мире и способов их применения;
  4. разработки бизнес-плана по созданию собственного бизнеса в форме стартапа и его защиты.

Ученик научится:

  1. оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных компетенций;
  2. видеть различия разных типов денег, понимать сущность происходящих процессов изменения стоимости денег, определять безопасность операций;
  3. формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски; планировать личные доходы и расходы;
  4. понимать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов, платёжных карт, страховых программ и т. д.;
  5. представлять типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;
  6. понимать различия между финансовыми инструментами, представлять их возможности применения;
  7. различать банки и микрофинансовые организации (МФО);
  8. оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные последствия;
  9. понимать специализацию и роль финансовых посредников в области банковских, страховых и инвестиционных услуг;
  10. разбираться в структуре и принципах работы налоговой и пенсионной систем;
  11. отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы защиты от них;
  12. пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги;
  13. защищать персональную информацию различными способами;
  14. понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и представлять возможные риски.

Ученик получит возможность научиться:

  1. разрабатывать личный план развития;
  2. принимать осознанные решения при совершении операций с денежными средствами, использовать на практике дистанционные средства управления финансами;
  3. оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и человеческий капитал;
  4. организовывать процесс управления личными финансами с помощью цифровых технологий;
  5. расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и приоритетами;
  6. оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый;
  7. диагностировать действия организации как финансовой пирамиды;
  8. представлять образ идеального заёмщика для банка;
  9. взаимодействовать с государством путём создания личных кабинетов на сайтах, предоставляющих государственные услуги;
  10. формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в зависимости от конкретных условий).
  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Формы организации деятельности: круглый стол, беседы, диспуты, игра

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.

МОДУЛЬ 1. БАНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ПОЛЕЗНЫ В ЖИЗНИ

Личные финансы, сбережения, заёмщик, кредитор (заимодавец), кредитно-финансовые посредники, банковская система, коммерческий банк, Центральный банк, банковские операции, вклад, кредит, банковская карта, драгоценные металлы, расчётные операции. Механизм взаимодействия коммерческих банков и Центрального банка, ключевые банковские операции с населением.

Финансовые активы, ликвидность, надёжность, доходность, банковский вклад (депозит), банковский процент, риск, вкладчик, инфляция, Роспотребнадзор, валюта вклада, Агентство по страхованию вкладов. Виды депозитов по срокам размещения средств во вклады, механизм защиты интересов вкладчиков Агентством по страхованию вкладов.

Банковский процент, вкладчик, договор банковского вклада, срок вклада, вклад до востребования, срочный вклад, формула сложных процентов, формула простых процентов, капитализация, валюта вклада. Способы начисления процентов по вкладам.

Драгоценные металлы, золото, инвестиции, ювелирные изделия, налог на добавленную стоимость, слитки, коллекционные монеты, инвестиционные монеты, обезличенные металлические счета. Способы размещения сбережений в драгоценных металлах, механизмы проведения операций с обезличенными металлическими счетами и в сети Интернет, способы снижения расходов при проведении операций с драгоценными металлами.

Кредит, заём, ссуда, ежемесячный платёж, задолженность, годовой доход, потребительский кооператив, микро-финансовая организация, поручитель. Сущность кредита и способы оценки актуальности его привлечения для заёмщика, достоинств и недостатков различных способов привлечения ссуд, способы оценки рисков использования кредитов.

Потребительский кредит, ипотечный кредит, автокредит, кредитная карта, срок кредита, сумма кредита, процентная ставка по кредиту, кредитный договор, льготный период, дифференцированные платежи, равные платежи, график платежей, штрафные санкции, просрочка по кредиту, кредитная история. Виды кредитов и условий их предоставления, основные элементы кредитного договора, этапы предоставления кредита коммерческими банками, обязанности и ответственность, возникающих при получении кредита.

Банковская карта, эмитент, держатель карты, платёжная система, дебетовая карта, кредитная карта, предоплаченная карта, зарплатная карта, овердрафт, POS-терминал, ПИН-код. Виды банковских карт, механизмы выпуска и обращения банковских карт, способы защиты от мошенников в процессе использования банковских карт, возможности использования банковских карт в повседневной жизни.

МОДУЛЬ 2. ФОНДОВЫЙ РЫНОК: КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА ДОХОДОВ

Инвестирование, доходность, финансовый риск, срок инвестирования, инвестиционная стратегия, инвестиционные финансовые инструменты, инвестиционный портфель, диверсификация. Инвестиционные стратегий и финансовые риски, с которыми они сопряжены.

Рынок ценных бумаг, финансовый рынок, долевые и долговые ценные бумаги, акции, обыкновенные акции, привилегированные акции, дивиденд, уставный капитал компании, акционер, облигации, дисконт, купонные выплаты по облигациям, вексель, доходность ценной бумаги

знание видов ценных бумаг и их отличий друг от друга, рисков инвестирования в ценные бумаги, способов оценки доходности ценных бумаг, механизмов функционирования рынка ценных бумаг и финансового рынка.

Стратегии управления инвестициями, активные инвесторы, пассивные инвесторы, инвестиционный портфель, структура инвестиционного портфеля, диверсификация активов, срок инвестирования, риск, доходность, технический анализ, фундаментальный анализ, коллективные инвестиции. Стратегии инвестирования на рынке ценных бумаг, механизм формирования инвестиционного портфеля, принципы анализа рынка ценных бумаг, способы инвестирования на фондовом рынке.

Паевые инвестиционные фонды (ПИФы), пай, открытый ПИФ, интервальный ПИФ, закрытый ПИФ, управляющая компания, доверительное управление. Способы коллективных инвестиций в России и механизмы их функционирования, риски, преимуществ и недостатков инвестирования в ПИФы, виды ПИФов.

МОДУЛЬ 3. НАЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ

Налогообложение, налоговая система, налог, прямые и косвенные налоги, налоговый орган, налогоплательщик, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), налоговая декларация, налоговый агент, налоговое правонарушение, налоговые санкции, пеня по налогам. Налоговая система России и ее устройства, общие принципы работы налоговой службы, случаи, когда необходимо подавать налоговую декларацию, способы получения ИНН, возможные налоговые правонарушения и наказание за их совершение.

Налоговый агент, налоговое правонарушение, налоговые санкции, пеня по налогам. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Виды  налогов,  уплачиваемых  физическими  лицами  в России, основания для взимания налогов с граждан России, способы расчёта сумм налогов к уплате.

Налоговая льгота, налоговый вычет, стандартный налоговый вычет, социальный налоговый вычет, имущественный налоговый вычет, профессиональный налоговый вычет. Виды налоговых льгот и вычеты и их влияние на величину семейного бюджета, случаи и способы получения налогового вычета.

МОДУЛЬ 4. СТРАХОВАНИЕ: ЧТО И КАК НАДО СТРАХОВАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ В БЕДУ

Страхование, страховщик, страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель, договор страхования, страховой полис, правила

страхования, страховая премия, объект страхования, страховой риск, страховой случай, страховая выплата. Структура и особенности страхового рынка в России, основные участники страховых отношений, алгоритм действия при наступлении страховых случаев. Страхование, страховщик, страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель, договор страхования, страховой полис, правила страхования, страховая премия, объект страхования, страховой риск, страховой случай, страховая выплата. Структура и особенности страхового рынка в России, основные участники страховых отношений, алгоритм действия при наступлении страховых случаев.

страхование имущества, автострахование (автокаско), аварийный комиссар, агрегатная страховая сумма, неагрегатная страховая сумма, франшиза. Правила страхования имущества, роль имущественного страхования в сохранении семейного бюджета, условия автострахования.

Личное страхование, накопительное страхование, рисковое страхование, медицинское страхование: обязательное и добровольное, выкупная сумма. Личное страхование как способа защиты от непредвиденных трат личного бюджета, условия пользования медицинским страхованием.

Ответственность, страхование гражданской ответственности, обязательное страхование гражданской ответственности, добровольное страхование гражданской ответственности, третье лицо, ОСАГО, ДСАГО, страхование гражданской ответственности владельцев жилых помещений, страхование ответственности и особенности, данного вида страхования.

Критерии выбора страховой компании, лицензия на ведение страховой деятельности, страховой портфель, надёжность страховой компании, обоснованный и необоснованный отказ в страховой выплате. Правильный выбора страховой компании.

  1. Тематическое планирование.

Тема/Раздел

Кол-во часов

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

7

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

10

Налоги: почему их надо платить

5

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

5

итого

  1. Календарно-тематическое планирование

№ в теме

Тема занятия

Дата

Дата

Примечания

план

факт

Управление личными финансами и выбор банка.

02.09

Как сберечь накопления с помощью депозитов

09.09

Проценты по вкладу: большие и маленькие

16.09

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

23.09

Кредит: зачем он нужен и где его получить.

30.09

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

07.10

Как управлять деньгами с помощью банковской карты

14.10

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

21.10

Граждане на рынке ценных бумаг

28.10

Инвестиционные стратегий и финансовые риски

11.11

Долевые и долговые ценные бумаги

18.11

Акции, обыкновенные акции, привилегированные акции, дивиденд

25.11

Стратегии управления инвестициями

02.12

способы инвестирования на фондовом рынке

09.12

Паевые инвестиционные фонды (ПИФы)

16.12

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

23.12

Способы коллективных инвестиций в России и механизмы их функционирования

13.01

Налоги

20.01

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

27.01

Виды налогов: прямые и косвенные

03.02

Виды налогов: прогрессивные, регрессивные и пропорциональные

10.02

Налоговые вычеты.

17.02

Страховой рынок России: коротко о главном

24.02

Страхование имущества: как защитить нажитое состояние

03.03

Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании

10.03

Если нанесён ущерб третьим лицам

17.03

Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору страховщика

24.03

Критерии выбора страховой компании

07.04

Страхование гражданской ответственности

14.04

Страховой портфель

21.04

Алгоритм действия при наступлении страховых случаев

28.04

Структура и особенности страхового рынка в России

05.05

Финансовые риски и стратегии инвестирования

12.05

Финансовая безопасность и законы

19.05

Повторение и обобщение

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"

Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий шк...

Рабочая программа элективного курса " Основы финансовой грамотности"

Рабочая программа  элективного курса для 9 класса  "Основы финансовой грамотности"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» (10класс)

Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»для учащихся 10-х классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий шко...

Рабочая программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"

Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» составлена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов в соответствии и на основе ФГОС, авторской программы Лавреновой Е., ...

Рабочая программа, элективный курс "Основы финансовой грамотности"10 класс

Рабочая программа, элективный курс "Основы финансовой грамотности" 10 класс 35 часов...

Рабочая программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"

Рабочая программа элективного курса "Основы Финансовой грамотности" для обучающихся 10-11 классов...

Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»

Рабочая программа элективного курса составлена для обучающихся 11 класса...