Аспекты гражданско-патриотического воспитания
статья

Белых Вениамин Алексеевич

В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер жизни российского общества, одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма, формирование чувства социальной ответственности граждан, гражданской зрелости. Наука, культура, образование при этом ориентированы на инициативное и продуктивное решение задач психолого-педагогического обеспечения социально-экономических и политических преобразований. Важно отметить, что такое обеспечение, предполагает, наряду с другими направлениями деятельности, целенаправленную работу государственных и общественных организаций, образовательных и культурных учреждений, всего научного и педагогического сообщества, законодательной и исполнительной власти на местах по исследованию и конструированию условий, обеспечивающих воспитание патриотизма и гражданственности россиян. Гражданственность в настоящее время рассматривается как важная характеристика современного человека, предполагающая наличие чувства гражданского долга, ответственности за судьбу государства и гражданского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faktory_formirovaniya_patriotizma_belyh_v._a.docx51.06 КБ

Предварительный просмотр:

Аспекты12881.jpg

гражданско-патриотического воспитания

Составил: Белых В. А.,

 учитель трудового обучения

Вселенский опыт говорит,

что погибают царства

не оттого, что тяжек быт

или страшны мытарства.

А погибают оттого

(и тем больней, чем дольше),

что люди царства своего

не уважают больше.

(Булат Окуджава)

В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер жизни российского общества, одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма, формирование чувства социальной ответственности граждан, гражданской зрелости. Наука, культура, образование при этом ориентированы на инициативное и продуктивное решение задач психолого-педагогического обеспечения социально-экономических и политических преобразований. Важно отметить, что такое обеспечение, предполагает, наряду с другими направлениями деятельности, целенаправленную работу государственных и общественных организаций, образовательных и культурных учреждений, всего научного и педагогического сообщества, законодательной и исполнительной власти на местах по исследованию и конструированию условий, обеспечивающих воспитание патриотизма и гражданственности россиян. Гражданственность в настоящее время рассматривается как важная характеристика современного человека, предполагающая наличие чувства гражданского долга, ответственности за судьбу государства и гражданского общества.

В различных монографических исследованиях отмечается стремление авторов дать определение патриотизма с обще - философских позиций. П.М. Рогачев и М.А. Свердлин дают следующее определение патриотизма «Патриотизм, чувство любви к Родине, воплощен в служении ее интересам, занимает важное место в системе движущих сил развития общества ... Настоящий патриотизм означает не просто чувство любви к Родине, он есть прежде всего высокое сознание гражданской ответственности за судьбы Родины, глубокое убеждение в необходимости подчинять интересы каждого интересам всех».

Немного шире рассматривает патриотизм Н.И. Губанов. Отмечая, что патриотизм — это служение людей Родине, он подчеркивает, что «в нем различаются духовное содержание — патриотические чувства и идеи — и проникнутые этими чувствами и идеями действия, поступки людей. Подлинный патриотизм есть глубокая преданность своему народу, сочетающаяся с уважением к другим народам». На это же указывает А.В. Русецкий: «Представляя сложное структурное образование, патриотизм в конечном счете как бы разделяется на две подсистемы: эмоционально-психологическую (чувство любви к Родине, гордость за нее и т.д.) и рационально-идеологическую (осознание идей, действий, направленных на укрепление Отечества и т.д.)».

С психологических позиций патриотизм - это синтез духовно – нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые стремятся приумножить лучшие традиции, ценности своего народа, национальной культуры.

Сложную психологическую природу патриотизма как ценностно-мотивационного образования можно рассматривать в целостном аспекте ее трех составляющих:

  1. Патриотизм как мотивация активной деятельности, направленной на общее социальное благо.

2. Патриотизм как показатель высокой социальной компетентности личности, выражающейся в чувстве сопричастности к народу своей страны.

3.  Патриотизм – ценностный психологический конструкт, являющийся критерием успешной социализации личности. 

Выделение в структуре личности интеллектуального, эмоционального, волевого, действенно-практического аспектов дает основание для рассмотрения гражданско-патриотического воспитания с позиции формирования национального сознания, развития эмоционально-мотивационной сферы, волевых практических действий.

Интеллектуальная сторона воспитания гражданственности и патриотизма связана с ориентацией личности на нравственно-правовые ценности. К таким ценностям следует отнести: долг, обязанность, верность слову, порядочность, преданность социальным институтам, руководство социальными принципами в поведении и отношениях, законопослушание. Все ценности имеют непосредственный выход на удовлетворение потребностей гражданина-патриота. Содержательная сторона воспитания гражданственности и патриотизма выступает в форме информации, установки, ценностных ориентаций и убеждений личности. Убеждения в интеллектуальной сфере выполняют интегративную функцию, консолидируют информацию и эмоциональные отношения, а вместе с этим патриотизм и гражданственность.

Эмоционально-волевой компонент – один из важнейших факторов, обеспечивающий единство и взаимосвязь гражданственности и патриотизма. Нравственные чувства выступают как переживания личности, исходя из ее отношений к действительности, к социуму, коллективу, его членам, к себе, государственным институтам, выполняющим функции регулятора взаимодействия. Следовательно, эмоционально-волевой компонент имеет непосредственный выход на гражданственность и патриотизм.

Рассмотрим группу людей, поселившуюся на любой географической территории. Люди обрабатывают землю, строят дома, налаживают торговлю и создают первичную инфраструктуру. Что делает их народом, что способствует возникновению чувства патриотизма по отношению к занимаемой территории?

1 фактор культурологический. Люди, родившиеся и воспитанные в определенной этнической общности, проще воспринимают смежные и похожие на них культуры. То есть северным народностям и африканским племенам найти «общий язык» значительно сложнее, чем к примеру между группами славянских народов. Негативным примером данного механизма является «землячество» в армии, где члены группы объединяются самопроизвольно по этническому или территориальному фактору.

Затем следует рассмотреть территориальный фактор объединения. Свою территорию нужно беречь и охранять. Следует сделать людей, проживающих на данной территории наиболее сплоченным народом. Для этого нужно выделить народ, обособить его от других народов. Сделать «Мы» и «Они».

Для того чтобы сделать «Мы» сплоченнее можно:

1. Найти чем «Мы» лучше чем «Они». Тогда у членов «Мы» появляется повод для гордости за свою группу. Это могут быть достижения абсолютно в любых областях человеческой жизни, например экономике, науке, спорте (количество премий, конкурсов, медалей).

2. Найти врагов «Мы». Если у группы есть враг «Плохие Они», группа чувствует угрозу и становится более сплоченной для защиты себя и своей целостности. Тут так же уместен принцип «против кого дружить будем…»

3. Выделить внутренние ритуалы и правила «Мы». Для поддержания группы «Мы» необходимо чтобы ее члены придерживались определенных правил существования в данной группе. Члены группы «Мы» могут уйти в группу «Они» и это может плохо отразиться на целостности группы.

4. Выделить группу внутри «Мы» следящую за соблюдением внутренних правил и обладающую функциями следить за выполнением их, наказывать за нарушения и устанавливать новые правила. Внутренняя группа является своеобразным эталоном поведения для других участников.

В группе факторов, следует рассмотреть еще один, назовем его «энергетический». В него входит энергия группы как совокупность энергии каждого человека. «Молодые» группы имеют равную энергетику с «давно существующими», но разную по качеству. «Молодой» народ придерживается чаще более агрессивной политики, в нем рождается большее количество новых граждан. «Молодой» народ занимает территорию не только географическую, и очень часто использует насилие как метод становления. «Давно существующий» народ за счет накопленного энергетического потенциала, силы, знаний способен реагировать на изменения в окружающем мире более качественно, исходя из многовековых традиций. Таким образом? энергетический потенциал народов уравнивается.

Гражданственность. 

В условиях социально-экономических и политических изменений переломного характера, происходящих в стране, гражданственность как одно из важнейших слагаемых духовного мира личности становится основой социальности. Гражданственность не имеет жестких связей с социальным статусом, умственным развитием, ролевыми позициями личности или приверженностью человека к той или иной идеологии.

В науке к настоящему времени не представлена гражданственность как психическое явление. Это обусловлено несколькими факторами: широтой проблематики, противоречиями между обществом и государством, стремлением ученых рассматривать явление гражданственности в большей степени как правовое, политическое. В то же время, существующие исследования позволяют сделать вывод, что гражданственность может проявляться и рассматриваться как:

- цели и ценности личности относительно государства и общества;

- система личностной активности относительно государства и общества;

- система отношений и направленности личности.

Мера освоения и интериоризации таких знаний, развитие способностей быть гражданином, желание исполнять гражданский долг - являются важным критерием и показателем адаптивности личности. Период становления человека как специалиста, совпадает с этапом его активной социализации как гражданина, объекта и субъекта политической жизни. Такую социализацию можно рассматривать как формирующуюся гражданственность, под которой следует понимать интегративную целостность и включенность в отражение социальной реальности нескольких сфер личности:

- познавательной;

- нравственной;

- волевой;

- эмоциональной.

Познавательная сфера личности предполагает включенность всех познавательных функций, свойств ума, всех процессов рефлексии и творческой активности. В связи с гражданственностью познание предполагает необходимость воспринимать, осмысливать процессы, протекающие в обществе и государстве, определять причинно-следственные связи.

Нравственная сфера рассматривается здесь как степень гармонизации сочетания в сознании личности собственных интересов, а также интересов общества и государства, проявляющихся в поведении и жизнедеятельности. Проблема нравственного или безнравственного во взаимодействии личности, общества и государства является актуальной сразу для нескольких наук: социологии, этики, философии, психологии и педагогики. Исходными элементами нравственности гражданина являются:

- сформированная (интериоризированная) система отношений человека к гражданскому обществу и государству;

- реализация системы сформированных гражданских отношений в поведении и жизнедеятельности.

В ситуации выбора интериоризированные гражданские нормы и отношения позволяют личности возвыситься над ситуацией и реализовывать свои интересы в согласии с интересами общества и государства.

Волевая сфера личности предполагает способность прилагать волевые усилия для мобилизации себя и/или других на реализацию существующих гражданских норм, прав и обязанностей, саморегуляцию в соответствии с существующими гражданскими нормами собственного поведения и жизнедеятельности.

Эмоциональная сфера личности обеспечивает эмоциональную пристрастность (небезразличность), вовлеченность относительно интересов государства и общества.

Все названные сферы личности (компоненты личностной структуры) составляют основу гражданственности личности. Они не только самостоятельные сферы личности в структуре ее гражданственности, но и тесно взаимосвязаны. Отсутствие гражданских знаний и специальной подготовки человека к жизни в условиях государственности и гражданского общества чревато снижением гражданского, социального и правового самосознания, притуплением исторической памяти, пассивностью гражданского поведения.

Акцентуация познавательной сферы: личность проявляет интерес к истории государства и общества, к событиям, происходящим в стране и обществе; исследует общественные явления прошлого, настоящего и будущего страны, правовые и социальные нормы, регламентирующие жизнедеятельность государства и общества.

Акцентуация нравственной сферы: личность ориентирована на идеал взаимоотношений общества и государства, стремится урегулировать возникающие противоречия, декларируя и реализуя в поведении гражданские и общечеловеческие ценности, гражданские нормы в существующих условиях государственной жизни.

Акцентуация волевой сферы: личность отстаивает и проводит в жизнь решения государственного и общественного значения, добивается выполнения принимаемых решений по вопросам государственного строительства и социальной политики, реализует в поведении общественно и государственно-ориентированные установки.

Акцентуация эмоциональной сферы: личность эмоционально пристрастна к событиям в обществе и государстве, испытывает возвышенные чувства относительно страны проживания, ее символов, граждан, проявляет выраженные эмоциональные реакции на события государственного и общественного значения.

Какие можно предложить темы сочинений, для выявления представлений о патриотизме. Содержание вопросов должно быть направлено на раскрытие таких понятий, как долг, осознанность, ответственность, гордость за свой народ:

•        «Я горжусь своей Родиной, потому что…» (напишите, гордитесь или не гордитесь и за что)

•        «Я люблю свою Родину за то, что…» (малую или большую и за что)

•        «Уважаю свой народ за то, что…»

•        «Верю в процветание своей Родины, потому что…» (какой хотел бы видеть свою Родину)

•        «Я сегодня помогаю процветанию своей Родины тем, что…» (конкретные примеры)

•        «Я несу ответственность за свои поступки перед другими таким образом, что совершаю…» (конкретные примеры – за какие и почему)

•        «Я горжусь собой как гражданином потому, что обладаю такими качествами, как …» (за какие свои качества, достоинства)

•        «Я свободный гражданин своего Отечества, потому что…»

Тест «Патриотизм. Как я его понимаю»

Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение к нему со стороны воспитанников

Ход эксперимента: предлагается написать сочинение на тему: «Патриотизм и как я его понимаю».

Обработка данных: ответы анализируются по следующим сторонам патриотизма:

– любовь к Родине;

– осознание трудностей, недостатков в обществе;

– готовность к самоотдаче;

– патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов;

– чувство национальной гордости;

– отсутствие национализма и космополитизма;

– интернациональный характер русского патриотизма.

Каждый из перечисленных показателей может быть оценен в 1,2,3 или 4 балла в соответствии со шкалой.

1   балл – низкий уровень, непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;

2 балла – средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.

3 балла – правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое.

4 балла – высокий уровень, полное понимание сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма.

«Патриотизм — это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека»

Эдлай Стивенсон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовой аспект гражданско-патриотического воспитания

Данная работа представлена в виде презентации по правовому аспекту...

Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)

Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»

Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...