Главные вкладки

    Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
    статья на тему

    Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье автором приводятся методические рекомендации по организации различных форм мероприятий в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_mbou_do_ssh_no_1.docx21.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Фамилия, имя, отчество автора: Новицкая Ирина Николаевна

    Город Краснодар, муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования спортивная школа № 1муниципального образования город Краснодар e-mail: irinanov78@mail.ru

    Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

    Аннотация: Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье автором приводятся методические рекомендации по организации различных форм мероприятий в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.

    Ключевые слова: Великая Отечественная война, ветераны, ВФСК ГТО, общество ДОСААФ.

    Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в современной спортивной школе. Основой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле.

    С 2006 г. в российском образовании (прежде всего в Москве) наметилась тенденция связывать воспитательную деятельность школы с формированием у учащихся российской идентичности, т. е. осознания себя как носителя российской культуры и гражданина России. Она стала ответом на те проблемы, с которыми столкнулось образование в связи с внедрением программ патриотического воспитания в школе, вызванных к жизни катастрофическими процессами разрушения идентификационных структур сознания, проходившими в 1990-е годы. [1]

    Исходя из вышеизложенного, очень важно реализовывать гражданско-патриотическое воспитание молодежи не только в общеобразовательных учреждениях, но и в учреждениях дополнительного образования.

    Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств: духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

    Гражданско-патриотическое воспитание в современном дополнительном образовании – это целенаправленный, процесс подготовки обучающихся к жизни в условиях демократического общества, становление их гражданской позиции, формирование чувства ответственности как гражданина, патриота своей страны.  

    В современном педагогическом пространстве реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью традиционных форм невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

    Произведя анализ подходов к организации гражданско-патриотического воспитания в спортивных школах города Краснодара, можно сделать вывод о том, что работа в данном направлении ведется активно, но в большинстве своем используются традиционные формы: праздники, беседы, встречи с ветеранами ВОв, патриотические акции, возложение цветов к памятникам героям ВОв.

    В МБОУ ДО СШ №1 города Краснодара группой методистов ведется активная работа по организации гражданско-патриотического воспитания: наряду с традиционными формами используются современные инновационные.

    В 2017 году в ходе месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы был разработан план мероприятий, который включал следующие формы:

    1. Организация и проведение спортивного соревнования с элементами беседы на патриотическую тематику.

    Эти мероприятия проводились тренерами-преподавателями и методистами спортивной школы. Методист организовывал проведение беседы на патриотическую тематику с показом мультимедийной презентации, тренер-преподаватель, в свою очередь - соревновательную часть мероприятия.

    Основная цель проведенных мероприятий: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, уважение к защитникам Отечества.  

    Методистами были выбраны приоритетные тематические направления: чествование ветеранов Вов, почетных жителей города Краснодара, которые героически проявили себя, сражаясь за Родину; героические страницы истории ВОВ на Кубани (оборона городов Краснодарского края, подвиг военных альпинистов); история локальных боевых конфликтов (Чеченская война, Афганская война).  

    Для организации бесед привлекались героические примеры земляков-кубанцев, принимавших участие в боевых действиях.

    При организации месячника были проведены следующие мероприятия: спортивное соревнование «Юные защитники Отечества», посвященное 100-летнему юбилею почетного гражданина города Краснодара Н. П. Жугана; соревнование среди воспитанников отделения спортивного туризма, посвященное памяти подвига военных альпинистов времен Великой Отечественной войны; спортивная эстафета «Служу Отечеству», посвященная 80-летию образования Краснодарского края; открытые соревнования по кикбоксингу, посвященные Дню защитника Отечества.

    1. Организация и проведение встречи с участниками ВОВ, локальных боевых конфликтов и показательные выступления воспитанников спортивной школы.

    При организации этой формы мероприятий методисты спортивной школы работали в единой команде с тренерами-преподавателями. Методистами была разработана информативная часть мероприятия и организация встречи с ветеранами боевых конфликтов, а тренеры в свою очередь организовали и провели показательные выступления воспитанников спортивной школы. Тематика показательных выступлений перекликалась с темой мероприятия.

    При организации месячника были проведены следующие мероприятия: встреча обучающихся с ветеранами ВОв Л.Т. Хамеляниной и М.П. Акатышевой и показательные выступления отделения художественной гимнастики «Памяти подвига наших предков»; встреча обучающихся отделения кикбоксинг с ветераном ВОВ В. А. Лунеговым; встреча с майором запаса Д.В. Демуренко и показательные выступления обучающихся отделения тхэквондо, посвященные участникам локальных боевых конфликтов; встреча обучающихся отделения кикбоксинг с ветеранами-афганцами, посвященная Дню вывода советских войск из Афганистана.

    1. Патриотическая акция «История одной фотографии».

    Цель акции – сохранение в каждой семье нашего народа личной памяти о поколении, прошедшем через ВОв. В ходе акции обучающиеся                       МБОУ ДО СШ № 1 передавали в оргкомитет фотографии своих родственников, воевавших во время ВОв, с подробным описанием их боевого пути.

    Принципиальное отличие данной акции от других подобных проектов  - создание интерактивной страницы «История одной фотографии»  на сайте МБОУ ДО СШ № 1. Эта страница будет иметь свое продолжение и развитие в ходе следующего месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.

    1. Электронное тестирование «ГТО. История и современность».

    Инновационная форма спортивно-массового мероприятия – электронное тестирование, которое было организовано и проведено на актуальную тематику: возрождение ВФСК ГТО в современной России. Для организации данного мероприятия методистами МБОУ ДО СШ № 1 были разработаны вопросы для электронного тестирования  по истории и современному этапу возрожденного ВФСК ГТО. К участию в электронном тестировании допускались все учащиеся МБОУ ДО СШ № 1. Для участия в мероприятии необходимо было пройти по указанной в положении электронной ссылке и пройти электронный тест, выполнив скриншот страницы, отправить результаты тестирования на электронный адрес спортивной школы с пометкой «Тест» и указанием фамилии и имени участника.

    Использование инновационной формы позволило в короткие сроки провести мероприятие с большим охватом участников и подвести итоги.  

    1. Электронная викторина, посвященная возрождению общества ДОСААФ в современной России, «Я горжусь своей страной!».

    По методике проведения данная форма мероприятия сходна с предыдущей, отличие заключается лишь в тематике и форме построения викторины.

    Использование современных инновационных форм организации воспитательной работы в МБОУ ДО СШ № 1 дает стабильный положительный результат.  

    Таким образом, результативность реализации гражданско-патриотического воспитания в спортивной школе измеряется стремлением обучающихся к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.[2]

                 

             

    Литература.

    1. Андрюшков А. А. Формирование российской идентичности как задача образования: мировоззрение, создающее будущее [2011] № 3. С. 287–300.

    2. Циулина М. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М. Циулина // Воспитание в школе. – 2013. - № 3.– С. 24-32.

    3. Черникова Т.В. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте / Т.В. Черникова // Воспитательная работа в школе. – 2011. - № 5.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мероприятия в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

    В данной мультимедийной презентации представлен отчет о внеклассных мероприятиях, проведенных в рамках ежегодного месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в МБОУ СОШ № 66 г. Краснода...

    Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

    Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»...

    «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ"

    Иклюзия.Понятие.Инклюзивное образование....

    Конспект урока мужества в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в МБОУ ДО ДДТ «Святое дело – Родине служить»

    Развитие представлений учащихся  о подвигах героев-земляков в годы Великой Отечественной Войны. ...

    Доклад: Современные подходы к обеспечению физического воспитания детей с ОВЗ

    Трансляция педагогического опыта учителя адаптивной физической культуры в дошкольном учреждении...

    Сценарий мероприятия, посвящённого открытию Месячника оборонно-массовой и спортивной работы и приведению к присяге местного отделения Новозыбковского района Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»

    Сценарий  мероприятия, посвящённого открытию Месячника оборонно-массовой и спортивной работы и приведению к присяге местного отделения Новозыбковского района Всероссийского детско-юношеского воен...